Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы




Цели задачи:

- Формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

- углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;

- учить различать деревья и кусты по форме, окраске ствола и листьев;

- закреплять представление детей о частях дерева (корень, ствол, ветки);

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

- научить детей поведению в лесу.

Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов, чтение стихотворений об осени.

Подготовка к экскурсии.

- Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку:

"Весной веселит, летом холодит,осенью питает, зимой согревает" (Лес)

- Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.

-Давайте вспомним правила поведения в лесу.

1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.

2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.

3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.

4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.

Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже сельский воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.

Ход экскурсии

- Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали?

-А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

3. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?

4. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)

5. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

6. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом.

Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам.

Воспитатель задает детям вопросы:

Можно оставлять мусор на лесной полянке? Что нужно делать с мусором? Почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненому деревцу? Можно ли срывать цветы? Что можно делать с цветами?

- Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?

- Небо, ветки деревьев, птиц. Посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы, и, наконец, мхи.

На земле мы увидели насекомых, различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав, а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.

В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их - совы и другие хищные птицы. Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи: сосны, ели, кедры - это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.

Игра малой подвижности – «Кто внимательней?»

Услышите название травы - присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Лес - большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи - зайчонок; у лисицы-… У волчицы-… У медведицы- … и т. д.

Беседа о лесе.

• Ребята, что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, ягоды, грибы) - Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.

• Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? (По строению листьев, по стволу и т. д.)

• Как нам узнать березу среди других деревьев?

• Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

• Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

• Зачем корень дереву?

• Сколько стволов у осины?

Отгадайте загадку: «Сидит- зеленеет, лежит-пожелтеет, падает-почернеет» (Лист)

- Ребята, а вы знаете, что черные пятна на березе – это ее «рот», через который она дышит. А листья осины на высоких вершинах дрожат даже в самый тихий безветренный день, и кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

- Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес - это замечательное природное богатство.

Исследовательская деятельность.

Собрать листья деревьев, кустарников, травы для гербария и изготовления поделок.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Воспитатель показывает листья различных деревьев.

• Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Приложите березовый лист к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) У осиновых листьев горьковатый запах.

Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.

Растение - земли украшение.

Рощи да леса - всему свету краса.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода - брат и сестра.

Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать:

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

Итог занятия.

-Понравилось вам в лесу?

-Как можно назвать это время осени? (Ранняя)

А сейчас, ребята, погуляйте по лесу. Напомнить детям: "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели. А главное, вы никому не причинили вреда.

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес. Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу: "До свидания, до новых встреч! "

Последующая работа: беседа о проведенной экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: