I. О Щ У Щ Е Н И Я И Р Е Ц Е П Т О Р Ы
Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связаны с моторикой, с действием.
Если следовать из определения, то ОЩУЩЕНИЕ – первая ступень познавательной деятельности человека. Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Ощущения представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия.
Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторой реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.
Ощущения и восприятия теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания человека, на основе воздействия ее на органы чувств, но ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные или неопредмеченные впечатления человека от окружающего.
Следует добавить, что ощущение – это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции человека, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленное на соответствующее качество предметов или явления. Ощущение – это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.
У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики; порождая новые предметы с новыми, все более совершенными качествами, она порождает и новые «чувства», способные все более совершенно и сознательно их отображать.
|
Рецептор – орган, специально приспособленный для рецепций раздражений, который отличается особо низким порогом этого раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. Специализация органов чувств, или рецепторов, выражается в том, что и неадекватный раздражитель, воздействуя на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением («искры из глаз сыплются» при ударе). Но и механический раздражитель может дать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, воздействует ли он на осязание, слух или зрение.
Ощущение и степень его адекватности действительности обусловлены и состоянием рецептора, а также и воспринимающего организма в целом. Существуют и иллюзии, и галлюцинации, существуют обманы чувств. Но именно поэтому мы и можем говорить о некоторых показаниях чувств, как иллюзиях, галлюцинациях и обманах чувств, что они в этом отношении отличаются от других объективных, адекватных действительности показаниях органов чувств. Критерием для различения одних от других служит действие, практика, контролирующая объективность наших ощущений как субъективного образа объективного мира.
II. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я О Щ У Щ Е Н И Й и ИХ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
ТРИ ОСНОВНЫХ КЛАССА ОЩУЩЕНИЙ:
|
1. Экстероцептивные (дистантные – слух, зрение, и контактные – осязание, вкус),
2. Прориоцептивные или кинестетические,
3. Интероцептивные или органические
В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения – прикосновение и давление, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).
Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции. И по настоящее время существуют еще не далеко недостаточно изученные интермодальные виды чувствительности. Такова, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.
Вибрационное чувство – чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемая движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе вибрационное чувство особенно не выступает, но при поражении слухового органа ее функция ясно проявляется. Обычно при наличии слуха и прочих основных видов чувствительности вибрационное ощущения, если и участвуют в осязательных ощущениях, все же сколько-нибудь значительной самостоятельной роли не играют. Однако иногда выступают очень отчетливо. Вот один из примеров, который описывает Рубинштейн С.Л. в своей книги «Основы общей психологии»:
|
«Я шел как-то, задумавшись, по улице. В руках у меня был сверток; я держал его за натянутую бечевку, которой он был привязан. Погруженный в размышления, я и не видел, и не слыхал того, что происходило вокруг. Вдруг я рукой воспринял отчаянный гудок автомобиля, находившегося уже почти вплотную около меня. Собственно слуховое впечатления от гудка я осознал уже после того, как воспринял его рукой в виде вибрации. Первоначально я буквально услышал гудок автомобиля в вибрирующей руке».
Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности узнавали приближение грузовиков и других видов транспорта на далеком расстоянии. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-то входит.
В некоторых случаях развитие вибрационной чувствительности и особенно умение пользоваться ею достигает такого совершенства, что позволяет слепоглухонемым улавливать ритм музыки.
Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т.д.
1. ОРГАНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ
Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функции внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела, а также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия.
Голод и ощущения, его сопровождающие, стали предметом многочисленных исследований. На основе этих исследований было установлено, что раздражения, исходящие от сокращения пустого желудка, передаются в мозг, а ощущение голода возникает в результате этого процесса, и отражает в сознание человека недостаток питательных веществ в организме.
Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту, глотке и верхней части пищевода. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки, вызывающее спазмические ощущения и судорожные движения глотания, таким образом появляется чувство дискомфорта, да к тому же к местным ощущениям присоединяется общее тягостное чувство.
Острые ощущения связаны с половой сферой. Половая потребность дает человеку общие размытые ощущения и ощущения местные, локализованных в эрогенных зонах. Само собой разумеется, что половая потребность или половое влечение человека никак не может сводится к этим ощущениям, примитивным чувственным возбуждениям. Будучи отношением человека к человеку, оно опосредовано целым миром сложнейших, специфических человеческих отношений и переживаний и само является таковым.
Все остальные органические потребности при нарушении органических функций, посредством которых они удовлетворяются, также дают человеку более или менее острые ощущения. Если задержка в удовлетворение потребности вызывает более или менее острое, обусловленное напряжением, ощущение отрицательного аффективного тона, к которому, однако, порой, примешивается особенно в таком случае заостренное чувство наслаждения, то удовлетворение потребности дает более или менее острое, положительно окрашенное аффективное ощущение.
Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получающая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специфических общих и локализованных ощущениях удушья.
Все органические ощущения имеют ряд общих черт, в том числе:
1. Они, как правило, связаны с органическим потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании. Органические ощущения играют роль в указывании на возникновении и потребность в удовлетворении, в частности, у человека появляются специфические ощущения (голода, жажды, удушья) негативного характера. Следует добавить, что позитивный эмоционально-чувственный тон у человека восстанавливается после удовлетворения потребности, которая наступает в результате осознания ощущения.
2. Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы, например, спазматические движения при сильной жажде, при ощущении удушья и т.д. Органические ощущения включены обычно в психомоторное единство, неразрывно сочетаясь с целым рядом намечающихся непроизвольных движений, которые, вызываясь потребностями и направляясь в порядке рефлекторного автоматизма на их удовлетворение, накладывают специфический отпечаток на соответствующие ощущения.
Таким образом, органические ощущения сплетены с различными сторонами психики человека – с аффективными состояниями, с влечениями и стремлениями человека, и с самого начала, вступая в связь с человеческими потребностями, дают нам понять, что психические и сознательные компоненты не исчерпываются органическими ощущениями.
2. СТАТИЧЕСКИЕ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ:
а) Статические ощущения:
Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений и отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.
Статические ощущения в жизнедеятельности человека играют роль: определения тела в пространстве. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат – преддверие и полукружные каналы. Таким образом, лабиринт в процессе деятельности человека сигнализирует положение головы в пространстве, в связи, с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры.
б) Кинестетические ощущения:
Благодаря кинестетическим ощущениям человек с закрытыми глазами может определить положение своих членов. Кинестезия находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний врабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д., кинестетические ощущения играют значительную роль в процессе осуществления деятельности человека, а именно роль выработки у нас пространственных восприятий и представлений. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к прориоцепторам. Например, такой переход имеет место, когда пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверясь искусству соей руки.
3. КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЛЬНОСТЬ:
Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции:
1) боли,
2) тепла,
3) холода,
4) прикосновения (и давления).
Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфической рецепцией.
а) Боль:
Боль является биологически очень важным для организма, в нашем случае для человека, защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности организму. Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органов неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие – значительно более чувствительные. В среднем, по данным М.Фрея, на 1 см2 приходится 100 болевых точек.
По данным исследований Л.А.Орбели, боль – это сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов. Ощущение боли для человека, как правило, связано с чувством неудовольствия и страдания, конечно же, если человек не имеет психических отклонений. Боль относительно плохо, неточно локализуется, она часто носит размытый характер. Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов – представлений, направленности мыслей и т.д. так преувеличение представлений о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Примером может являться: ожидание своей очереди у кабинета зубного врача, при этом человек может испытывать тревогу, страх, а иногда и панику. Воздействие представлений явно зависит от личных особенностей: у людей боязливых, нетерпеливых, невыносливых оно будет особенно велико.
В жизни часто приходится наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, сами ощущения, разрастаясь, становятся совершенно нестерпимыми, и наряду с этим – как человек, жалующийся на мучительные боли, включившись в интересный и важный для него разговор или занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая ее чувствовать. Очевидно, что болевые ощущения поддаются корковой регуляции. Вследствие этого, сознательные процессы могут «гиперэстезировать» или «анастезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшую боль, находили в себе силу не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.
б) Температурные ощущения:
Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущения тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Температурные ощущения обеспечивают относительную независимость по отношениям к температурным изменениям окружающей среды (зима, лето, промежуточное время года). При этом, в зависимости от интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающего ощущения: ощущение тепла сменяется ощущением боли, ощущение боли переходит в ощущение тепла и т.д.
Термическая чувствительность связана с теплорегуляцией. На основе температурных ощущений, появившихся впервые у птиц и млекопитающих и сохраняющаяся у человека, автоматическая регуляция внутренней температуры тела относительно независимой от среды, дополняется способностью создавать искусственную среду – отопляемые и охлаждаемые жилища, зимняя, и приспособления, сопутствующие созданию данной среды - летняя или демисезонная одежда, приборы домашнего пользования (кондиционеры, обогреватели, тены и т.п.) и т.д., при помощи которых человек поддерживает наиболее благоприятную среду для своего организма. Способность к двойной регуляции температуры (внутренней и внешней) имеет существенное значение в жизнедеятельности человека, потому что температурные условия отражаются в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность. Так, например, если человеку жарко, то следует снижение активности и работоспособности, и даже может возникнуть сонливость, общая усталость…
в) Прикосновение, давление:
Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Давление ощущается как сильное прикосновение. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличии, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается у человека в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления. Пороги чувствительности не являются раз и навсегда фиксированной величиной. Они изменяются в зависимости от различных условий. На тонкости кожной чувствительности явно сказывается утомление. Она не менее очевидно поддается упражнению. Убедительным доказательствам тому является результаты, которые достигли в этом отношении слепые.
4. ОСЯЗАНИЕ
Осязание – ощупывание человеком окружающих его предметов, при этом связано с воздействием на них. Именно поэтому мы выделяем осязание из кожных ощущений; это специфическое человеческое чувство «работающей и познавательной руки»; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящее в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.
Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности. Сочетание влажности известной податливостью, проницаемость позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействие с термическим ощущением холода они порождают ощущения липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом, опять таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д.
В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейшим органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимания. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его слабые и сильные стороны. То есть при помощи осязания мы можем различить форму предмета, его размер, материальную форму (твердость, жидкость, вязкость и т.п.), но без зрения не сможем определить всю красочность данного предмета, ощутить насыщенность цвета, яркость, светлость и т.д.
Но, тем не менее, на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладением одним из основных средств умственного и общего культурного развития соверешается у них посредством пальпации – восприятием пальцами выпуклых букв. Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтение с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороне кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.
Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т.д., служит достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.
5. ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ:
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности, но все же вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние функционирует и на расстоянии.
До недавнего времени принято было думать, что обоняние у человека не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного фона у человека, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.
Обоняние доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых характерен присущий им обычно яркий положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный тон. Внести в это многообразие систему, установив однозначную закономерную зависимость между химическими свойствами вещества и его воздействием на обоняние, оказалось очень затруднительно.
В силу той роли, которую обоняние играет в настройке вегетативной системы, выполняющие адаптационно-трофические функции по отношениям ко всем видам чувствительности, обоняние может оказать влияние на пороги различных органов чувств.
В жизнедеятельности людей обоняние играет большую роль связующего с эмоциональным чувственным тоном человека: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерию.
На основе вышесказанного и жизненного опыта, могу сказать, что обоняние играет значимую роль при общении с другими людьми и в процессе жизнедеятельности. Например, при резком запахе (запах пота, резкий запах изделий парфюмерной промышленности или личная непереносимость какого-либо запаха) у человека возникает негативный настрой по отношению к собеседнику, ухудшается настроение, а в некоторых случаях и общее состояние (тошнота, головокружение), а в других случаях, когда мы ощущаем нежные, приятные для нас запахи (запах сирени или ландышей весной, морской запах) появляется «летяще-легкое», доброжелательное, радостное ощущения, улучшается общее самочувствие человека, может повыситься работоспособность…
6. ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей.
Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных чувства – соленое, кислое, сладкое и горькое.
К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения также ощущения давления, тепла, холода и боли (например, при запахе ванильного торта испытываем положительные эмоции, но при ощущении его на вкус, понимаем, что он совершенно не сладкий, при этом эмоциональный фон резко падает; но возможно, что вкус может дополнять запах). Едкий, вяжущий, терпкий вкус обусловлен целым комплексом разнообразных ощущений. Именно таким более или менее сложным комплексом обусловлен обычно вкус пищи, которую мы обычно едим.
На вкус распространяются те же общие законы, что и на другие органы чувств, в частности закон адаптации. Большую роль во вкусовых ощущениях играет процесс компенсации, т.е. заглушение одних вкусовых ощущений (соленое) другими (кислое). Наблюдается также явление контраста.
Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности.
Вкусовые ощущения, порождаемые химическими веществами, поступающими из внешней среды, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия.
Роль вкусовых ощущений в процессе еды обусловлена состоянием потребности в пищи. По мере усиления этой потребности требовательность уменьшается: голодный человек и менее вкусную пищу; сытого прельстит лишь то, что покажется ему соблазнительным во вкусовом отношении.
Вкусовая система может давать разнообразные более или менее острые и приятные ощущения. Хотя нормальный человек со значительно развитыми общественными, культурными интересами, живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить и работать. Поэтому тонкие оттенки вкусовых ощущений в системе человеческого поведения играют очень подчиненную роль.
7. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые – периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужание прялки, шум моря, жужание шмеля и т.д.). в звуках человеческой речи тоже представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Основными свойствами всякого звука является его громкость, высота и тембр.
При воздействии звука в слуховом аппарате происходит процесс адаптации, изменяющие его чувствительность. Так, например, постоянно работая в условиях громких звуков (газорезчик), человек к старости может частично или полностью потерять слух. Однако, в области слуховых ощущений адаптация невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.
Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом, что зависит от высоты звука (ультразвуки, инфразвуки остаются вне предела нашей слышимости), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, а также следует учитывать, что границы слуха у людей изменчивы в зависимости от возраста (у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает). Следует учитывать, что при повышении интенсивности высокого звука возникают ощущение щекотание в ухе (осязание звука), а затем и чувство боли.
Следует добавить, что тембр сложного звука играет немаловажную роль в восприятии гармонии и эмоциональной выразительности.
Следуя из вышесказанного, могу сказать, что слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости от тембра (высокий, низкий), высоты и громкости звука, при этом человек может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости от высоты, тембра и громкости звука человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. И, наоборот, при воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.
Необходимо еще добавить, что люди глухие на одно ухо, лишь с большим трудом определяют направление звука и вынуждены для этой цели прибегать к вращению головы и к различными косвенным показателям.
8. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонкие дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение дает нам отражение всех многообразных свойств объективной действительности.
С помощью зрения мы можем ощущать цвет, при этом различать цветовой фон, светлоту и насыщенность красок. Верхним порогом цветоощущения является та яркость, которая «ослепляет» глаз.
В зрительных ощущениях также присутствует адаптация, или цветовое приспособление, которое выражается в понижении чувствительности глаза к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Как возникновение ощущение, так и его исчезновение не происходит внезапно и с окончанием действия раздражителя. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последствие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Примером может являться простой эксперимент: в течение 1 минуты необходимо смотреть, к примеру, на белый череп, нарисованный на белом листе бумаги, затем перевести взгляд на белую стену, где явно появится изображение черепа.
III. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.
С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.
Ощущения сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.
Следует помнить, что бывают люди, лишенные какого-либо ощущения (слепые, глухонемые, лишенные каких-либо частей тела и т.д.), при этом у данных людей обостряются другие чувства.
Подводя итоги данный работы, хочу сказать, что, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, необходимо иметь весь комплекс ощущений, беречь их, развивать их чувствительность и совершенствовать.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Учебная литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов (том 2), под ред. Кандидата медицинских наук С.Н.Бокова.// Издательский дом «Феникс». – г.Ростов-на-Дону.-1996г.
2. Рубенштейн С.Л. Вопросы языкознания.// – г.Ленинград.-1957г.
3. Рубенштейн С.Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых.// Ученные записки Ленингрдского гос.пед.института им. А.И.Герцена. – г.Ленинград.-1941г.
4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.// Издательский дом «Питер». – г.Санкт-Петербург.- 2001г.
5. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии.// г.Москва.-1973г.
Неопубликованные материалы:
6. Ощущения и восприятия.// Сайт в Internet.-2003г.
7. Основы психологии.// Сайт в Internet.-2003г.