Особенности организации работы учителя-дефектолога




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

 

1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

Цель программы:


Формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности школьников.

Задачи работы:

Ø Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;

Ø Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

Ø Формирование и развитие мыслительных операций;

Ø Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

Ø Формирование и развитие пространственной ориентировки;

Ø Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

Ø Воспитание самостоятельности в работе;

Ø Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

Ø Формирование сенсомоторных координаций.

В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития детей младшего школьного возраста обобщены в данной программе.

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития

Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются поверхностность мышления, его


направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

 

1.4. Инструментарий определения эффективности освоения программы

Динамика отслеживается следующим образом:

Ø первичная диагностика специалистами ППк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);

Ø промежуточная диагностика специалистами ППк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;

Ø итоговая диагностика специалистами ППк (в конце учебного года) - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ пролонгируются на следующий год.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития,

«Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.

 

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

Ø планирование материала от простого к сложному,

Ø дозирование помощи взрослого,

Ø постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.


Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

Структура построения коррекционно-развивающего занятия. Каждое занятие состоит из 5-ти частей:

I. Организационный момент. (2 мин.).

II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1. Сообщение новых знаний (10 мин.);

2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

1. Гимнастику для глаз;

2. Гимнастику для пальцев рук;

3. Психогимнастику;

4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для


психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.

 

 

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключение специалиста.

2.4. Условия для реализации программы.

Кадровые условия:

Ø наличие в штате учителя-дефектолога

Ø повышение квалификации специалиста

Программно-методические условия:

Ø Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);

Ø Демонстрационный материал по предметам;

Ø Игровые коррекционно-развивающие пособия;


Ø Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

Ø Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;

Ø Детская литература;

Ø цифровые образовательные ресурсы;

Ø Методическое сопровождение к материалу.

Материально-технические условия:

Ø Оргтехника.

Ø Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин

Ø Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.


2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

1. Консультации для родителей:

Ø обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,

Ø планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

2. Дни открытых дверей для родителей:

Ø посещение родителями занятий учителя-дефектолога;

 

2.6. Взаимодействие со специалистами ППк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого- педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

 

2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития младших классов и 5-х классов (которым рекомендовано продолжение коррекционной работы)

Основные разделы программы:

Ø Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);


Ø Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);

Ø Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);

Ø ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);

Ø Развитие и коррекция ВПФ;

Ø Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.


Направления работы Основные задачи реализации содержания
1. Сенсомоторное развитие - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие слухового восприятия и слухового внимания; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; - формирование способности выделять признаки предметов
2. Формирование пространственных представлений - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственного праксиса; - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнемических процессов - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности - регуляция простейших двигательных актов; - формирования умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
6. Формирование навыка письма - развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; - заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; - звуко-буквенный анализ слова; - формирование навыка внимательного письма.
7. Формирование навыка чтения - заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; - обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; - обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; - обучение составлению предложений из слов; - обучение схематической записи слов, предложений.
8. Формирование элементарных математических представлений - количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); - состав числа; - счётные операции; - решение и составление задач; - геометрические фигуры; - цвет, форма, размер предметов;

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

 

Календарно-тематическое планирование

Класс

Тема Количество часов
  Входная диагностика  
1. Сенсомоторное развитие
  Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. 0,5
  Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений 0,5
  Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. 0,5
2.Формирование пространственных представлений
  Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. 0,5
  Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса) 0,5
  Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга) 0,5
  Развитие пространственного праксиса. 0,5
  Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов 0,5
3. Развитие мнемических процессов
  Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. 0,5
  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. 0,5
5. Формирование навыка чтения
     
  Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв  
  Обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв  
  Обучение составлению предложений из слов.  
  Обучение схематической записи слов, предложений.  
6. Формирование навыка письма
  Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу.  
  Звуко-буквенный анализ слова.  
  Формирование навыка внимательного письма.  
7.Формирование элементарных математических представлений
  Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый)  
  Цвет, форма, размер предметов.  
  Состав числа 2.  
  Состав числа 3  
  Состав числа 4  
  Состав числа 5  
  Состав числа 6  
  Состав числа 7  
  Состав числа 8  
  Состав числа 9  
  Состав числа 10  
  Счётные операции.  
  Решение и составление задач  
  Геометрические фигуры.  
  Итоговая диагностика  

Класс

Тема Количество часов
  Входная диагностика  
1. Сенсомоторное развитие
  Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов  
  Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ  
  Развитие тактильных ощущений  
  Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и целенаправленности движений  
  Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ  
  Развитие межполушарного взаимодействия  
2.Формирование пространственных представлений
  Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ  
  Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)  
  Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)  
  Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ  
  Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов  
3. Развитие мнемических процессов
  Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений.  
  Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ  
  Развитие тактильной и кинестетической памяти. ЛПЗ  
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
  Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации  
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
  Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ  
  Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ  
  Формирование умения планирования этапов выполнения задания  
  Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ  
  Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ  
6. Формирование навыка чтения
  Обучение составлению предложений из слов. ЛПЗ  
  Обучение схематической записи слов, предложений. ЛПЗ  
6. Формирование навыка письма
  Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу. ЛПЗ  
  Звуко-буквенный анализ слова. ЛПЗ  
  Формирование навыка внимательного письма. ЛПЗ  
8.Формирование элементарных математических представлений
  Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый)  
  Цвет, форма, размер предметов. ЛПЗ  
  Состав числа 2.  
  Состав числа 3  
  Состав числа 4  
  Состав числа 5  
  Состав числа 6  
  Состав числа 7  
  Состав числа 8  
  Состав числа 9  
  Состав числа 10  
  Счётные операции. ЛПЗ  
  Решение и составление задач  
  Геометрические фигуры. ЛПЗ  
  Итоговая диагностика  

Класс

Тема Дата
  Входная диагностика  
1. Сенсомоторное развитие
  Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов  
  Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ  
  Развитие тактильных ощущений  
  Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и целенаправленности движений  
  Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ  
  Развитие межполушарного взаимодействия  
2.Формирование пространственных представлений
  Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ  
  Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)  
  Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)  
  Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ  
  Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов  
3. Развитие мнемических процессов
  Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений.  
  Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ  
  Развитие тактильной и кинестетической памяти. ЛПЗ  
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
  Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации  
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
  Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ  
  Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ  
  Формирование умения планирования этапов выполнения задания  
  Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ  
  Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ  
6. Формирование навыка смыслового чтения, совершенствование письменной речи
  Обучение чтению текстов правил и определений  
  Обучение составлению плана  
  Обучение чтению текстов заданий к упражнению, образцов  
  Обучение пересказу  
  Обучение письму по памяти  
  Обучение самодиктанту  
  Обучение свободному диктанту  
  Обучающие изложения  
8.Формирование элементарных математических представлений
  Состав чисел  
  Счётные операции. ЛПЗ  
  Решение и составление задач  
  Геометрические фигуры. ЛПЗ  
  Итоговая диагностика  

 

 

Класс

Тема Количество часов
  Входная диагностика  
1. Сенсомоторное развитие
  Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов  
  Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ  
  Развитие тактильных ощущений  
  Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ  
  Развитие тонкости и целенаправленности движений  
  Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ  
  Развитие межполушарного взаимодействия  
2.Формирование пространственных представлений
  Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ  
  Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)  
  Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)  
  Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ  
  Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов  
3. Развитие мнемических процессов
  Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ  
  Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений.  
  Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ  
  Развитие тактильной и кинестетической памяти. ЛПЗ  
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
  Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ  
  Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации  
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
  Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ  
  Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ  
  Формирование умения планирования этапов выполнения задания  
  Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ  
  Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ  
6. Формирование навыка смыслового чтения, совершенствование письменной речи
  Обучение чтению текстов правил и определений  
  Обучение составлению плана  
  Обучение чтению текстов заданий к упражнению, образцов  
  Обучение пересказу  
  Обучение письму по памяти  
  Обучение самодиктанту  
  Обучение свободному диктанту  
  Обучающие изложения  
8.Формирование элементарных математических представлений
  Состав чисел  
  Счётные операции. ЛПЗ  
  Решение и составление задач  
  Геометрические фигуры. ЛПЗ  
  Итоговая диагностика  

 

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: