Урок географии 9 класс (География. 9 класс. Россия: природа, население, хозяйство. / В.П. Дронов, Л. Е. Савельева. 6-е изд. – М.: 2018).
Пояснительная записка.
Тема урока: «Хозяйство Поволжья»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Цели: Изучить ведущие отрасли хозяйства Поволжья, факторы их размещения.
Задачи:
Воспитательные: осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы, взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Развивающие: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Образовательные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью, оценивать достигнутые результаты.
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, осознание себя, как человека общества, жителя планеты Земля и конкретного региона.
Метапредметные результаты: работать с текстом, с картами атласа, контурными картами, топонимическим словарем.
Предметные результаты: уметь объяснять особенности хозяйства и специализацию Поволжья, его роль в жизни государства.
Методы обучения:
Групповая работа, метод обучения в парах и работа в малых группах.
Средства обучения:
интерактивное наглядное пособие социально-экономическая карта Поволжья, физическая карта России, карты атласа, контурные карты, компьютер, презентация «По городам Волги», песня Л. Зыкиной «Течет река Волга», стихотворение Н. Якушева «Исток Волги», учебник, тетрадь.
|
Структура урока:
I. Организационный момент – 2 мин
II. Постановка цели и задачи урока – 5 мин
III. Актуализация знаний – 3 мин
IV. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности – 20 мин
V. Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 5 мин
VI. Информация о домашнем задании – 3 мин
VII. Рефлексия - 2 мин
Форма технологической карты урока
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Результат | ||||||
предметный | метапредметный | личностный | ||||||
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |||||||
1. Организационный этап урока | ||||||||
Доброжелательный настрой на урок | Приветствие учащихся, настрой на работу. Проверка количества учащихся в группах. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | мобилизация внимания, уважение к окружающим. | |||||
2. Этап постановки целей и задач урока | ||||||||
Мотивация | Начинает урок с демонстрации слайда презентации «Исток Волги» Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Помогает учащимся, при необходимости, сформировать тему и цель урока. Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? Для чего нам это необходимо? | Роль гида выполняет ученица – приглашая в небольшое путешествие по городам Поволжья вдоль главной реки России Волги. Отвечают на вопросы учителя. формулируют цель урока. Составляют план достижения цели урока совместно с учителем. | Целеполагание; построение логической цепи рассуждений; умение точно выражать свои мысли | формирование учебной мотивации | ||||
3. Актуализация знаний | ||||||||
Актуализация знаний | Предлагает ответить на вопросы по актуализации знаний. Мы изучили экономико-географическую характеристику Верхневолжья и продолжаем изучение Среднего и Нижнего Поволжья. Задание получает I,II,III гр. | умение регулировать свои действия; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; лочические-анализ объектов с целью выделения признаков | осознание своих возможностей | |||||
4. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности | ||||||||
Поволжье | Какие факторы играют важную роль в размещении ведущих отраслей и что производится в Поволжье? На эти вопросы вы сможете ответить, заполнив таблицу с помощью текста, экономической карты Поволжья. Организует и координирует деятельность групп, при необходимости оказывает помощь. | Осуществляют учебную деятельность по намеченному плану. Заполняют таблицу, анализируют карты атласа, выделяют с/х зоны, выполняют задания на к/карте, работают с топонимическим словарем. Дают характеристику ведущих отраслей хозяйства. | определять факторы размещения ведущих отраслей | извлечь необходимую информацию, структуировать знания; вступать в диалог с достаточной полнотой и с точностью выражать свои мысли | ||||
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление | ||||||||
Выступление групп | Координирует выступление групп, при необходимости задаёт вопросы, помогает. | Дают характеристику ведущих отраслей. Каждая из групп характеризует одну из ведущих отраслей промышленности, показывает их расположение на карте, характеризует специализацию с/х зон. По итогам представлений информации других групп, заполняют контурные карты. Представляют результаты самостоятельной работы в парах. Осуществляют контроль, самоконтроль. Формулируют затруднения в осуществлении коррекции Адекватно воспринимают исправления допущенных ошибок. | устанавливать последовательность действий по выполнению задания; слушать и слышать собеседника; применять полученные знания | |||||
6. Информация о домашнем задании | ||||||||
Домашнее задание | Изучить параграф 44, на контурной карте обозначить отрасли специализации Поволжья, по желанию подготовить сообщение «Проблемы Волги», «Экологическая ситуация в Поволжье», кроссворд. | Запись д/з, выбирают задание из предложенного учителем, с учетом индивидуальных возможностей. | умение выбрать задание по силам; планирование сотрудничества с учителем | |||||
7. Рефлексия | ||||||||
Рефлексия | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Давайте вернемся к презентации «По городам Волги» Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применять полученные знания? Что вы узнали о Поволжье совершенно новое? Что вызвало у вас наибольший интерес? Какие трудности возникли? Учитель консультирует, подводит итог совместной деятельности на уроке. Предлагает определить регион России по краткому описанию и составить синквейн. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; вступать в диалог с достаточной полнотой и с точностью выражать свои мысли | осознать успешность своей деятельности | ||||
|