Подбор антонимов и синонимов.




Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.

Занятие 13.

Тема: «Звук [ч`].»

Цель: Создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.

Задачи занятия:

1) познакомить со звуком [ч`].

2) воспитание внимательного отношения к занятиям.

3)развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).

Теоретические сведения.

Особенности звука (ч).

Звук [`ч] необычный. Он согласный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

Практическая работа.

1.Повторение изученного.

1)Вопросы.

-Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

-Произнесите гласные звуки.

-Произнесите согласные.

-Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу.)

-Каким цветом обозначаются гласные буквы? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные звуки бывают твердыми – синий цвет и мягкими – зеленый.)

2) Работа в тетради.

Дети пишут в тетрадь в клетку изученные гласные буквы и читают их протяжно.

Записывают согласные буквы те, которые мы изучили.

-А согласные можем спеть? (Нет).

-Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко. (Некоторые произносят только твердо: ш, ж. Некоторые –только мягко: й.)

 

 

2. Знакомство со звуком [ч`].

1) Отгадывание загадок. («Доскажи словечко!»)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)

 

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)

2) Из каких сказок эти герои? Кто их автор? Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук.

Физминутка «Волшебник».

(Дети имитируют движения.)

 

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

 

3. Характеристика звука.

· Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный.)

· Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий? (Мягкий).

· А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет).

· Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

4. Просмотр видео на канале Ютуб «Уроки тетушки Совы. Буква Ч.»

5. Задания после просмотра.

-Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.

Распознавание звука [ч`] в словах.

Определение места звука в слове. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`]. Если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник.)

6. Итоги занятия.

 

Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.

Занятие 14.

Тема: «Звук [ч`], буквы Ч, ч.»

Цель: Создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.

Задачи занятия:

-познакомить со словами- антонимами и словами- синонимами;

 

- формировать умение слышать звук (ч) в словах;

 

- развивать способность к самооценке, познавательный интерес, познавательную активность; способность к самоорганизации;

-воспитывать ответственность.

Теоретические сведения.

Слова, противоположные по значению, называются антонимами:

друг – враг, высоко – низко, день – ночь.

Антонимы придают речи особую выразительность.

Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами:

друг – приятель, товарищ; отнять – отобрать, лишить, выхватить.

 

Синонимы помогают избежать повторения слов. Употребление синонимов делает речь богаче.

Практическая работа.

 

Беседа.

· Какой звук вы на прошлом занятии узнали?

· Что в нем особенного?

· Какие слова запомнили?

· Что понравилось?

 

Подбор антонимов и синонимов.

· Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова - наоборот. Все они начинаются со звука [`ч].

· В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

· Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

· Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

· Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя

· А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?

· Правдивый человек (честный).

· Внимательный (чуткий).

Активизация словаря.

· Назовем профессии людей, в которых встречается звук (ч). Во всех названиях в каком месте стоит звук [`ч], определяют дети. (Ткач, почтальон, часовщик,

печник, скрипач, птичница и т.д.)

Физминутка.

Читается стихотворение, дети имитируют движения.

Я – маленький чайник,

На столе начальник.

Вот моя ручка – ручка-закорючка,

Вот мой носик – носик-вопросик.

Кому поклон подарю,

Того чаем напою.

· Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)

· Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: