Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.
Занятие 13.
Тема: «Звук [ч`].»
Цель: Создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.
Задачи занятия:
1) познакомить со звуком [ч`].
2) воспитание внимательного отношения к занятиям.
3)развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).
Теоретические сведения.
Особенности звука (ч).
Звук [`ч] необычный. Он согласный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
Практическая работа.
1.Повторение изученного.
1)Вопросы.
-Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
-Произнесите гласные звуки.
-Произнесите согласные.
-Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу.)
-Каким цветом обозначаются гласные буквы? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные звуки бывают твердыми – синий цвет и мягкими – зеленый.)
2) Работа в тетради.
Дети пишут в тетрадь в клетку изученные гласные буквы и читают их протяжно.
Записывают согласные буквы те, которые мы изучили.
-А согласные можем спеть? (Нет).
-Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко. (Некоторые произносят только твердо: ш, ж. Некоторые –только мягко: й.)
2. Знакомство со звуком [ч`].
1) Отгадывание загадок. («Доскажи словечко!»)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
|
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
И зовётся … (Чебурашка)
2) Из каких сказок эти герои? Кто их автор? Выделение звука [ч`].
Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук.
Физминутка «Волшебник».
(Дети имитируют движения.)
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, - плясать,
Нам не надо унывать.
3. Характеристика звука.
· Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный.)
· Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий? (Мягкий).
· А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет).
· Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
4. Просмотр видео на канале Ютуб «Уроки тетушки Совы. Буква Ч.»
5. Задания после просмотра.
-Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
Распознавание звука [ч`] в словах.
Определение места звука в слове. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`]. Если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник.)
6. Итоги занятия.
Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.
|
Занятие 14.
Тема: «Звук [ч`], буквы Ч, ч.»
Цель: Создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.
Задачи занятия:
-познакомить со словами- антонимами и словами- синонимами;
- формировать умение слышать звук (ч) в словах;
- развивать способность к самооценке, познавательный интерес, познавательную активность; способность к самоорганизации;
-воспитывать ответственность.
Теоретические сведения.
Слова, противоположные по значению, называются антонимами:
друг – враг, высоко – низко, день – ночь.
Антонимы придают речи особую выразительность.
Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами:
друг – приятель, товарищ; отнять – отобрать, лишить, выхватить.
Синонимы помогают избежать повторения слов. Употребление синонимов делает речь богаче.
Практическая работа.
Беседа.
· Какой звук вы на прошлом занятии узнали?
· Что в нем особенного?
· Какие слова запомнили?
· Что понравилось?
Подбор антонимов и синонимов.
· Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова - наоборот. Все они начинаются со звука [`ч].
· В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
· Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
· Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
· Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
· А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
· Правдивый человек (честный).
· Внимательный (чуткий).
|
Активизация словаря.
· Назовем профессии людей, в которых встречается звук (ч). Во всех названиях в каком месте стоит звук [`ч], определяют дети. (Ткач, почтальон, часовщик,
печник, скрипач, птичница и т.д.)
Физминутка.
Читается стихотворение, дети имитируют движения.
Я – маленький чайник,
На столе начальник.
Вот моя ручка – ручка-закорючка,
Вот мой носик – носик-вопросик.
Кому поклон подарю,
Того чаем напою.
· Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)
· Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)