Методика руководства студией кино, фото- и видеотворчества
Творческое задание
«Программа воспитания эстетической культуры в коллективе НХТ».
Выполнила:
студентка заочного отделения
4 курса, группы 4НК1
Смирнова Е.С.
Проверила:
Егорова Н.С.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены вступающие в жизнь современные обучающиеся, выдвигают свои требования:
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты;
-быть самостоятельными, инициативными, мыслящими, вырабатывать свои новые оригинальные решения.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
В современном мире особое значение приобретает проблема творчества: способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями – пытливый, активный. Он способен видеть прекрасное необычное там, где этого не видят другие. Такой ребенок способен принимать свои самостоятельные решения, ни от кого независящие, у него свой особый взгляд на красоту, он способен создать нечто оригинальное, новое. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, моделировать и сопоставлять, находить закономерности и связи. Именно на развитие этих способностей направлена данная программа.
Самым важным является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого; необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Эстетическое воспитание необходимо, ведь именно оно развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии, раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии.
В целом вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ, однако дополнительное образование поможет им больше развить себя, увидеть окружающий мир, открыть в себе неповторимую индивидуальность, реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях и призвана эта программа, которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста. Она может дополнить школьную программу в сфере освоения эстетических видов деятельности. Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий. эстетическое воспитание, окружающий мир, история истоков, поэзия и музыка сплетаются в единый клубок познавательного развития школьника, памяти, образного мышления, зрительного восприятия, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Цель образовательной программы: воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведение, формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств, воспитание интереса к музыкальному, изобразительному, литературному, музыкальному наследию.
Задачи: вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний, приобщать их к эстетической культуре и вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность, развивать у детей вкус, творческие способности, прививать любовь к родному городу, краю, природе.
Направления деятельности учителя:
-Воспитание у детей интереса к изучению окружающего мира, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.
-Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.
-Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
-Формирование эстетически и этически организованной среды.
Контроль и оценка деятельности учащихся:
Существенно облегчает задачу учителя то, что отметки не выставляются. Это позволит выработать у учеников правильное отношение к учителю и учебе, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.
Основные оценочные характеристики:
-Конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
-Доброжелательное отношение к ученику как личности.
-Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.
-Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае – коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребёнку не удалось решить её, оценивается его старание.
-Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, а не на неудачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями ученика и учителя, направленными на улучшение качества обучения.
Программа рассчитана на работу с учениками 7-10 лет.
Срок выполнения программы – 4 месяца.
Содержание программы реализуется через блоки:
Название | Количество часов | Форма |
I Блок «Этикет» 1. «Душа – наше творение» 2. «Коллектив начинается с меня» 3. «Мой внешний вид» | 1,5 1,5 1,5 | Вводная беседа-знакомство Беседа, розыгрыш мини-сценок Беседа-обсуждение Тест |
II Блок «Ближе к истории» 1.«Юный этнограф» 2.«Любимый Петербург» | Посещение этнографического музея Посещение Петропавловской крепости Сочинение | |
III Блок «Искусство» 1.«Волшебная кисть» 2.«Нота сердца» 3.«Золотой слог» | Презентация Прослушивание музыки, просмотр мультфильма Чтение вслух | |
IV Блок «Человек и природа» 1.«Мы за чистый мир» 2.«Помощь пернатым» 3.«Красота русской природы» Общее количество часов | 1,5 1,5 21,5 | Субботник Коллективное занятие Игра-викторина |
I Блок «Этикет» (4,5 ч.)
1 тема – «Этика общения человеческих отношений»
Вводное занятие, проводится в форме беседы (круглый стол), которое направлено то, чтобы дети освоились, познакомились друг с другом, присмотрелись и привыкли.
Задачи: расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей деятельности.
Понятия, которые должны усвоить дети: душевность, духовность, бездуховность, доверие, доверительность, симпатия и антипатия.
Акцентировать внимание детей на том, что духовность это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души, ведь с нее начинается человек. Рассказать, как становить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, незнакомому человеку, учителю. |
2 тема – «Этика отношений в коллективе»
Задачи: расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений, создать условия для применения этих знаний.
Между учениками по сценарию, составленному учителем разыгрываются ситуационные мини-сценки, которые потом обсуждаются всеми: наглядно можно посмотреть модель поведения в той или иной ситуации.
Понятия, которые должны усвоить дети: коллективизм, единомыслие, великодушие, зависть.
Воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказать им внимание и помощь. Цель: научить ребят правильно общаться с соседом по парте; вести телефонный разговор с другом. |
3 тема – «Этикет и внешний вид».
Задачи: формировать отношение к здоровью человека как ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
Понятия, которые должны усвоить дети: красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность и эстетика.
Вспомогательный материал – слайды, с изображенными противоположно положительными и отрицательными детьми (неряшливость/опрятность и т.п.)
Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности Научить различать одежду: повседневную, рабочую от концертной и театральной, воспитать собранность, аккуратность, сдержанность в одежде. Воспитывать спокойствие, сдержанность; уметь приносить извинения за неосторожные движения, соблюдать дистанцию. |
По окончанию изучения блока проводится тест на тему: “Воспитанный ли ты человек”.
II Блок «Ближе к истории» (6 ч.)
1 Тема: «Юный этнограф».
Цель: воспитать любовь к родине, прошлому и настоящему нашего народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам.
Задачи: рассказать ребятам о простых и близких каждому человеку вещах – как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства, как строили и обустраивали свое жилье, отдыхали, воспитывали детей, одевались, во что верили.
Совместный поход в Этнографический музей, экскурсия, все слушают лекцию, рассматривают традиционные наряды и быт народов, узнают новое об их культуре
2 Тема: «Любимый Петербург».
Цель: рассказать больше о городе в котором мы живем, показать исторические места, в которых происходили значимые для нашей страны события. Наглядно закрепить исторические факты, приобщить детей к культуре Петербурга.
Посещение Петропавловской крепости, занятие на открытом воздухе, прогулка.
После посещения музея ученики пишут сочинение в произвольном стиле о том месте, которое их больше заинтересовало, понравилось, описывают свои впечатления и эмоции от него.
III Блок «Искусство» (6 ч.)
Задачи: пробуждение интереса к произведениям искусства, ознакомление с различными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов, воспитание грамотного зрителя, который будет способен понимать, оценивать или хотя бы созерцать произведения искусства.
Цель: Приобщить детей к литературной, художественной и музыкальной культуре
1 Тема: «Волшебная кисть».
Для подготовки к занятию каждый ученик выбирает художника и готовит его краткую биографию и рассказывает про наиболее понравившуюся картину. Учитель подготавливает презентацию, состоящую из слайдов картин этих художников, которая будет на фоне рассказа каждого из учеников. Общий просмотр и обсуждение.
В ходе занятия вырабатывается эстетическое чувство прекрасного, любовь к цвету. Основная цель - обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей, развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству, обогащение эмоционального мира ребёнка, развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству, творческого восприятия произведений искусства.
2 Тема: Нота сердца.
Занятие построено похожим планом, здесь подготовка биографий известных композиторов и подбор учителем классической музыки для прослушивания. Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
Просмотр Диснеевского мультфильма «Фантазия», полностью положенного на звуковой ряд классической музыки, что облегчит восприятие композиций.
3 Тема: Золотой слог.
Ребята готовят наизусть любимое стихотворение известных классиков и, соответственно, его краткую биографию. Все делятся друг с другом информацией, читают стихи. Учитель готовит презентацию, рассказывает интересные факты из жизни авторов.
Цель: стимулировать творчество и общение, чтобы в литературной деятельности ребенка воспитывать у него потребность читать и способность постигать подлинно художественные произведения.