Ход урока
2. –Начать наш урок я хочу с рассказа. Читайте. Слайд 1 -
Рассказ Как спасён был пёс Малыш
1. У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:
- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…
Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке убитого пса появляется щенок.
Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.
- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!
2.Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.
- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.
Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.
Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.
|
Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».
Вопросы и задания к тексту:
• Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?
• Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа? (Хороший, добрый и т.п.)
• У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант (Смелый поступок. Как мальчик спас собаку. Спасение собаки).
• Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О хороших поступках людей)
- Поступок, который совершил Юра, называется нравственным поступком. Это тема нашего сегодняшнего разговора. Запишите тему в свой рабочий тетради.
- Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.
- Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова?
- Можно ли действия дяди Лёни назвать поступком?
ВЫВОД: Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. Такое действие, которое совершает дядя Лёня, называют про ступком (поступок, нарушающий правила поведения).
3. - А что же называют нравственным поступком?
ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.
|
Слайд 1. Прочитайте статью в пособии.
2. Заполните схему нравственного поступка(его пяти компонентов).Схема у каждого ученика. Запишите в тетрадь данную таблицу.
ВЫВОД: Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): мотив (почему я это делаю?) – цель (зачем я это делаю) – средства (с помощью чего я это делаю?) – действия (что я делаю?) – результат (что получилось благодаря моим усилиям?)
5. - Внимательно рассмотрите фотографии.
- Какие поступки людей они иллюстрируют?
- Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат нравственного поступка.
6. - Рассмотрите ряд иллюстраций, на которых изображены мультипликационные герои. Какие поступки они совершают?
Найдите одну лишнюю иллюстрацию. Обоснуйте свой ответ.
7. - Прочитайте незаконченные предложения, подумайте, какого дополнения они требуют. Вспомните свои хорошие поступки и намерения и допишите предложения.(запишите в тетрадь)
1)Я забочусь о __________________, когда ___________________________________________.
2)Я защищаю ________________________, если вижу, что………
3)Я могу ___________________________________________
8. - Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие - поступок»? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Выстраивайте ответ по модели:
«Не всякое действие можно назвать поступком, потому что …………………»
Используйте в ответе слова: я думаю…, я считаю…, мне кажется…
|
9. -Вспомните пословицы, которые учат человека делать нравственные поступки.
(Не плюй в колодец – придется водицы напиться. Любишь кататься – люби и саночки возить).
- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные, хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе. (На слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю).
- Как вы объясните, что такое «нравственный поступок»?
- Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался вперед?
ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
10. - Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок – это совершённое действие. Творите добрые поступки!
Доброта живёт на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта – как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
11. Домашнее задание.
1. Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Обсуждение ситуации: Слайд.
«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа!» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
– Как вы относитесь к поведению детей? А к предложению Марины? Чем оно было вызвано? Как бы вы поступили?
3. Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Ответы детей)
– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)
– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)
Слайд 7
– Прочитайте, в подтверждение своих ответов, стихотворение И.Гетте:
Пять свойств
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сроднится,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.
Урок закончим словами Л.Толстого:
«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»
Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...
Д/З на слайде