Как написать исследовательскую работу.
С чего начать?
1. Исследовательская работа всегда следует строго определенной логике: от обоснования актуальности темы, ее новизны, определения проблемы, цели и задач исследования — до формулирования выводов.
2. Начальным этапом работы является выбор темы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой.
Требования к теме исследовательской работы:
· актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);
· научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);
· проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);
· точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);
· оригинальность (тема не должна быть шаблонной).
3. Тема работы пишется без кавычек и точки в конце, если только это не цитата.
4. Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас, подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности. Поэтому в исследовании наиболее важно выявить то, чего не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования: выявить, установить, изучить.
О структуре исследовательской работы:
· обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме).
· постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (з адачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
|
· гипотеза — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть простой и очевидной (пример такой гипотезы — в результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает).
· методика. Это главный «инструмент» получения исследователем собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.).
· собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики.
· анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.
О чем писать во Введении
1. В качестве объекта исследования выступает определенное явление или процесс, порождающий проблему. На него направлена деятельность.
2. Предметом исследования выступает конкретный участок объекта, в рамках которого осуществляется поиск решений. В качестве этого элемента системы может выступать событие в общем, его отдельные стороны, отношения между какими-либо компонентами, взаимодействия между одним из них и всей совокупностью связей.
3. Цель исследования - это итог, который должен получиться по окончании изучения. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики. Она может касаться:
|
- описания нового события, обобщения;
- установления свойств явлений, ранее не познанных;
- изучение развития явлений;
- выявления общих закономерностей и взаимосвязей;
- формирования классификаций и так далее.
4. Для формулирования цели исследования используются традиционные для научной речи клише. Например, изучение проблемы может осуществляться, чтобы:
· выявить;
· обосновать;
· установить;
· разработать;
· изучить и описать;
· уточнить.
5. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
6. Не путать задачи с планом работы (изучить литературу, подобрать методику, сделать выводы и т.д.). Примеры грамотных задач:
· На основе анализа литературных данных определить …
· Провести сравнительный анализ …
· Установить, имеется ли связь между …
· Изучить особенности …
· Разработать рекомендации/программу и т.д. …
7. Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:
· должна содержать предположение («Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей[2]»),
|
· должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу.
· не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и противоположенные им. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.
· должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях.
· должна рассматриваться как отвергнутая или доказанная по итогам проверки в зависимости от результата).
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
· «если..., то...»;
· «так..., как...»;
· «при условии, что...»
8. Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические.
Теоретические методы:
• моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
• интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• сравнение;
• эксперимент.
9. Актуальность - необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
10. Практическая значимость результатов работы означает ее применимость, и фактически отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась.
Пишем основную часть
1. Основная часть делится на разделы и подразделы, в которых осуществляется аналитический обзор литературы по теме, дается анализ определенных научных явлений в аспекте проблемы исследования. Чаще всего исследовательская работа состоит из двух разделов.
Первый раздел содержит, как правило, теоретический материал, а во втором анализируется практический материал в аспекте проблемы исследования. Иногда же, если проблема исследования делится на относительно самостоятельные части (подпроблемы, частные проблемы), тогда количество разделов может быть больше.
2. Необходимо помнить, что каждый раздел (подраздел) работы необходимо заканчивать краткими выводами.
Как написать Заключение
1. В Заключении сжато излагается сущность научных результатов работы, обобщаются полученные данные в виде выводов. При этом необходимо, чтобы количество и содержание пунктов заключения соотносились с задачами и содержанием работы. Еще один важный момент: выводы должны быть сформулированы в содержательном плане, т.е. не просто называются результаты исследования, но и раскрывается их сущность.
2. Автор исследовательской работы обязан ссылаться на источники и материалы, которыми он пользуется в процессе собственного исследования. Список использованных источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, статьи в сборниках материалов конференций или научных трудов, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов либо по мере появления их в тексте работы. При этом в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника в списке и через запятую указывается номер страницы (страниц), например: [4, с. 23], где 4 — номер источника в списке литературы, 23 — номер страницы.
Оформляется список использованных источников в соответствии с правилами библиографического описания.
3. В Приложение включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и результатов исследований (в тексте работы обязательно должны быть ссылки на приложения).
В этот раздел могут включаться:
· промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; схемы, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера;
· копии архивных документов;
· фотографии, графики, карты, анкеты и т.д.;
· словари языковых явлений, исследуемых в работе;
· рекомендации по практическому использованию полученных результатов и другое.
4. Приложения, как правило, размещаются после основного содержания и продолжают нумерацию страниц всей работы.