Тема 3. История развития зарубежной возрастной психологии.




Распределение баллов (дистанционное обучение)

Самостоятельная работа (номера тем и кол-во баллов)
  Т1   Т2     Т3     Т4     Т5     Т6     Т7     Т8     Т9   Т10     Т11     Т12     Т13     Т14  
                                                         

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии, ее место в системе психологических дисциплин.

 

Основные понятия: предмет возрастной психологии - его специфические особенности. Основные задачи возрастной психологии на современном этапе развития психологической науки: поэтапное изучение закономерностей онтогенеза психических процессов в условиях обучения и воспитания; дифференциация путей направленного воздействия на личность с учетом этапа его психического развития; изучение индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития; поиск новых закономерностей развития личности на каждом возрастном этапе и др.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Основные разделы возрастной психологии.

3. Современное состояние возрастной психологии как науки.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Возрастная психология в системе наук.

2. Причины возникновения детской психологии как науки.

 

Задания для контроля знаний.

1. Укажите, которое из приведенных ниже высказываний наиболее полно раскрывает предмет возрастной психологии.

Предметом возрастной психологии является:

а) психологические закономерности обучения и воспитания детей разного возраста;

б) возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психических свойств личности;

в) особенности этапов психического развития человека.

 

2. Изучение филогенеза это -

а) изучение психики в развитии;

б) изучение психики на разных этапах эволюции животного царства от простейших организмов к человеку;

в) изучение психики на разных этапах психического развития человека от рождения до старости.

3. Изучение онтогенеза это -

а) изучение психики в развитии;

б) изучение психики на разных этапах эволюции животного царства от простейших организмов к человеку;

в) изучение психики на разных этапах психического развития человека от рождения до старости.

4. Акмеология рассматривает:

а) психологию дошкольника;

б) психологию школьника;

в)психологию развития зрелой личности;

г) психологию старости.

5. Возрастная психология изучает психику человека в:

а) филогенезе;

б) онтогенезе.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Конспектирование вопросов для самостоятельного изучения

Формы контроля и отчетности: письменные ответы на вопросы

(максимальное количество баллов – 4 б.)

 

2. Ответ на тестовые задания для контроля знаний

Формы контроля и отчетности: письменные ответы на задания теста (максимальное количество баллов – 3 б.)

 

 

Тема 2. Методы возрастной психологии.

Основные понятия: особенности использования методов исследования в возрастной психологии. Основные группы методов возрастной психологии. Специфика методов исследования в возрастной психологии и их предметная направленность по основным группам: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Классификация методов исследования в возрастной психологии.

2. Организационные методы исследования.

3. Характеристика эмпирических методов исследования.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Использование метода тестов во время изучения особенностей психического развития детей.

2. Характеристика метода "близнецов".

3. Эксперимент, особенности его использования в детской психологии.

4. Биографический метод, его характеристика.

 

Задачи для контрольной творческой работы

 

1. Вставьте пропущенные слова.

К методу наблюдения ставят ряд требований:

до начала наблюдения необходимо четко сформулировать...; исходя из... составить... наблюдения; продумать... его осуществления; наблюдение проводится так, чтобы ребенок... об истинных целях наблюдениях; наблюдение должно проводися...

2. Учителю необходимо провести наблюдение за проявлениями характера Саши (4 г.).

Составьте план наблюдения, который предусматривает ситуации и вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Определите систему условных знаков для фиксации данных наблюдения.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Конспектирование вопросов для самостоятельного изучения

Формы контроля и отчетности: письменные ответы на вопросы (максимальное количество баллов – 4 б.)

 

2. Выполнение задач для контрольной творческой работы

Формы контроля и отчетности: письменные ответы на задания (максимальное количество баллов – 4 б.)

 

 

Тема 3. История развития зарубежной возрастной психологии.

\
Основные понятия: проблема движущих сил психического развития личности в зарубежной психологии. Понимание движущих сил психического развития личности (С.Холл, К.Бюлер и др.). Биогенетические концепции психического развития. Подходы к проблемам развития ребенка в зарубежной возрастной психологии.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Развитие экспериментальной детской психологии (В.Вундт, А.Бине, С.Холл, Э.Клапаред, Д.Селли).

2. Натуралистические концепции психического развития человека.

3. Социологический подход к изучению психического развития.

4. Современная зарубежная психология развития – взгляды различных школ

Темы докладов и рефератов:

1. Психоанализ (А. Адлер, 3. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и др.) о закономерностях психического развития.

2. Гуманистический психоанализ (Э. Ериксон).

3. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Дж. Годфруа, К. Флейк-Хобсон, Б. Скиннер) об особенностях развития ребенка.

4. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Дункер, В. Келер и др.) о целостности развития психики человека.

5. Генетическая и когнитивная (М. Айзенк, Т. Бауер, Дж. Брунер, Дж. Келли, М. Махони, У. Найссер, Ж. Пиаже и др.) психология о закономерностях развития интеллекта.

6. Гуманистично-персоналистическая психология (Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Сатир, В. Франкл, В. Штерн и др.) о закономерностях детского развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: