Распределение баллов (дистанционное обучение)
Самостоятельная работа (номера тем и кол-во баллов) | ∑ | |||||||||||||
Т1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 | Т6 | Т7 | Т8 | Т9 | Т10 | Т11 | Т12 | Т13 | Т14 | |
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии, ее место в системе психологических дисциплин.
Основные понятия: предмет возрастной психологии - его специфические особенности. Основные задачи возрастной психологии на современном этапе развития психологической науки: поэтапное изучение закономерностей онтогенеза психических процессов в условиях обучения и воспитания; дифференциация путей направленного воздействия на личность с учетом этапа его психического развития; изучение индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития; поиск новых закономерностей развития личности на каждом возрастном этапе и др.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Основные разделы возрастной психологии.
3. Современное состояние возрастной психологии как науки.
Темы докладов и рефератов:
1. Возрастная психология в системе наук.
2. Причины возникновения детской психологии как науки.
Задания для контроля знаний.
1. Укажите, которое из приведенных ниже высказываний наиболее полно раскрывает предмет возрастной психологии.
Предметом возрастной психологии является:
а) психологические закономерности обучения и воспитания детей разного возраста;
|
б) возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психических свойств личности;
в) особенности этапов психического развития человека.
2. Изучение филогенеза это -
а) изучение психики в развитии;
б) изучение психики на разных этапах эволюции животного царства от простейших организмов к человеку;
в) изучение психики на разных этапах психического развития человека от рождения до старости.
3. Изучение онтогенеза это -
а) изучение психики в развитии;
б) изучение психики на разных этапах эволюции животного царства от простейших организмов к человеку;
в) изучение психики на разных этапах психического развития человека от рождения до старости.
4. Акмеология рассматривает:
а) психологию дошкольника;
б) психологию школьника;
в)психологию развития зрелой личности;
г) психологию старости.
5. Возрастная психология изучает психику человека в:
а) филогенезе;
б) онтогенезе.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Конспектирование вопросов для самостоятельного изучения
Формы контроля и отчетности: письменные ответы на вопросы
(максимальное количество баллов – 4 б.)
2. Ответ на тестовые задания для контроля знаний
Формы контроля и отчетности: письменные ответы на задания теста (максимальное количество баллов – 3 б.)
Тема 2. Методы возрастной психологии.
Основные понятия: особенности использования методов исследования в возрастной психологии. Основные группы методов возрастной психологии. Специфика методов исследования в возрастной психологии и их предметная направленность по основным группам: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы.
|
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Классификация методов исследования в возрастной психологии.
2. Организационные методы исследования.
3. Характеристика эмпирических методов исследования.
Темы докладов и рефератов:
1. Использование метода тестов во время изучения особенностей психического развития детей.
2. Характеристика метода "близнецов".
3. Эксперимент, особенности его использования в детской психологии.
4. Биографический метод, его характеристика.
Задачи для контрольной творческой работы
1. Вставьте пропущенные слова.
К методу наблюдения ставят ряд требований:
до начала наблюдения необходимо четко сформулировать...; исходя из... составить... наблюдения; продумать... его осуществления; наблюдение проводится так, чтобы ребенок... об истинных целях наблюдениях; наблюдение должно проводися...
2. Учителю необходимо провести наблюдение за проявлениями характера Саши (4 г.).
Составьте план наблюдения, который предусматривает ситуации и вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Определите систему условных знаков для фиксации данных наблюдения.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Конспектирование вопросов для самостоятельного изучения
Формы контроля и отчетности: письменные ответы на вопросы (максимальное количество баллов – 4 б.)
|
2. Выполнение задач для контрольной творческой работы
Формы контроля и отчетности: письменные ответы на задания (максимальное количество баллов – 4 б.)
Тема 3. История развития зарубежной возрастной психологии.
\
Основные понятия: проблема движущих сил психического развития личности в зарубежной психологии. Понимание движущих сил психического развития личности (С.Холл, К.Бюлер и др.). Биогенетические концепции психического развития. Подходы к проблемам развития ребенка в зарубежной возрастной психологии.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Развитие экспериментальной детской психологии (В.Вундт, А.Бине, С.Холл, Э.Клапаред, Д.Селли).
2. Натуралистические концепции психического развития человека.
3. Социологический подход к изучению психического развития.
4. Современная зарубежная психология развития – взгляды различных школ
Темы докладов и рефератов:
1. Психоанализ (А. Адлер, 3. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и др.) о закономерностях психического развития.
2. Гуманистический психоанализ (Э. Ериксон).
3. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Дж. Годфруа, К. Флейк-Хобсон, Б. Скиннер) об особенностях развития ребенка.
4. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Дункер, В. Келер и др.) о целостности развития психики человека.
5. Генетическая и когнитивная (М. Айзенк, Т. Бауер, Дж. Брунер, Дж. Келли, М. Махони, У. Найссер, Ж. Пиаже и др.) психология о закономерностях развития интеллекта.
6. Гуманистично-персоналистическая психология (Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Сатир, В. Франкл, В. Штерн и др.) о закономерностях детского развития.