Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве - реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п.
Судебная система. Существовала 2 вида судов:
- система общих судов (окружной судья, потом судебная палата)
- система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей)
каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат.
Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах.
Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т.п.
Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали.
Каждый судья автоматически был членом палаты.
Окружной суд - суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией.
|
№45
Судоустройство по судебн. реформе 1864г. Создавались две судебн. системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные(по гражд. и уголовн. делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные(по гражданск. и угол. делам) департаменты сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инороднечиских судов. В основу преобразования реформы 1864г. был положен принцип разделения властей:судебная власть отделялась от законодат, исполнительн., административной. Провозглашалось равенство всех перед законом. Отмена принципа сословности судов.
№46
Основн. этапы уголовн. судопр. по суд. реф1864. Угол. процесс регламентировался Уставом уголовн. судовпроизв. 1864г. Отменялась теория формальн. доказательств, вводится система свободной оценки доказательств по внутренн. убеждению судей. Стадии. Предварительн. расследование состояло из дознания и предварит. следствия. Дознание осуществл. полицией, жандармами или администрацией. Цель дознания – установить факт пренступлен. Предварит. следств. осуществ. судебн. следователями, собиравшими материалы для предъявления обвинения. Материалы направлялись прокурору, котор. мог либо прекратить дело за отсутствием доказат., либо возбудить его. Во втором случае прокурор составлял обвинит. акт, направляющийся в суд. Перед началом рассмотрения суд формировал состав присяжных заседателей, назначал защитника(если этого не делал обвиняемый), определял сроки и место заседания. Судебн. рассмотрение начиналось с судебн. следствия. Затем – прения сторон. По окончании прений – краткое заключение председат. суда. В окружном суде в делах с участием присяжгных заседателей выносился вердикт. Вид и размеры наказания определяли судьи.
|
№47
Осн. этапы гражд. судопр. по судеб. реф. 1864г. Устав гражданск. судопроизв. 1864г. Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебн. разбират. стороны обменивались словесн. показаниями, могли быть предст. письм. и веществ. доказ-ва. Стороны – П привлекать в процесс адвокатов. Решение – мировым судьёй единогласно, истцу выдавался исполнит. лист, котор. передавался им в органы полиции, волостное управление или судебн. приставу при мировом суде. В окружн. суде и суд.палате процесс усложнялся. Истец подавал иск. заявлен. по установлен. форме и с уплатой пошлины, затем истец и ответчик обменивались документами: ответчик – ответн. иск. заявление; истец – возражения или опровержение на это. Документы оформлялись адвокатами, оригиналы документ. оставались в суде. В разбирательстве участвовали адвокаты, заключение по результаатм судебн состязания делал прокурор. Суд выноси решение, оформленное в виде резолюции. Допускались касационный или аппеляционн. пересмотр дела. После истечения сроков пересмотра истцу – исполнит. лист, председат. суда назначал судебн. пристава.
№48
|
Осн. этапы гражд. судопр. по судеб. реф. 1864г. Устав гражданск. судопроизв. 1864г. Иск подавался мировому судье в письменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебн. разбират. стороны обменивались словесн. показаниями, могли быть предст. письм. и веществ. доказ-ва. Стороны – П привлекать в процесс адвокатов. Решение – мировым судьёй единогласно, истцу выдавался исполнит. лист, котор. передавался им в органы полиции, волостное управление или судебн. приставу при мировом суде. В окружн. суде и суд.палате процесс усложнялся. Истец подавал иск. заявлен. по установлен. форме и с уплатой пошлины, затем истец и ответчик обменивались документами: ответчик – ответн. иск. заявление; истец – возражения или опровержение на это. Документы оформлялись адвокатами, оригиналы документ. оставались в суде. В разбирательстве участвовали адвокаты, заключение по результаатм судебн состязания делал прокурор. Суд выноси решение, оформленное в виде резолюции. Допускались касационный или аппеляционн. пересмотр дела. После истечения сроков пересмотра истцу – исполнит. лист, председат. суда назначал судебн. пристава.
№49
Основн. этапы уголовн. судопр. по суд. реф1864. Угол. процесс регламентировался Уставом уголовн. судовпроизв. 1864г. Отменялась теория формальн. доказательств, вводится система свободной оценки доказательств по внутренн. убеждению судей. Стадии. Предварительн. расследование состояло из дознания и предварит. следствия. Дознание осуществл. полицией, жандармами или администрацией. Цель дознания – установить факт пренступлен. Предварит. следств. осуществ. судебн. следователями, собиравшими материалы для предъявления обвинения. Материалы направлялись прокурору, котор. мог либо прекратить дело за отсутствием доказат., либо возбудить его. Во втором случае прокурор составлял обвинит. акт, направляющийся в суд. Перед началом рассмотрения суд формировал состав присяжных заседателей, назначал защитника(если этого не делал обвиняемый), определял сроки и место заседания. Судебн. рассмотрение начиналось с судебн. следствия. Затем – прения сторон. По окончании прений – краткое заключение председат. суда. В окружном суде в делах с участием присяжгных заседателей выносился вердикт. Вид и размеры наказания определяли судьи.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения между преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).
Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):
1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.
2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.
3. Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.
4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.
5. Преступления против личности: убийство и пр.
6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.
Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):
1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):
1.1. Смертная казнь (назначалась только за политические преступления).
1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.
1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.
1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).
2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):
2.1. Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.
2.2. Ссылка в Сибирь на определенный срок.
2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).
2.4. Штраф.
2.5. Кратковременный арест.
2.6. Выговор.
№50
Основным источником права в первые годы XX в. по-прежнему являлся Свод законов Российской империи. Но в связи с тем, что Свод во многом отражал принципы феодального права и устарел, в него были введены многочисленные изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать законодательство, существовавшее до их присоединения к России. Так, в. Финляндии применялось Шведское уложение 1734 г., в Привислинском и Западном краях (бывшем Царстве Польском)— Французский гражданский кодекс 1804 г., в Прибалтийских губерниях — Свод законов губерний Остзейских. У кочевых и полукочевых народов Средней Азии, исповедовавших ислам, местные суды руководствовались нормами шариата и адата. Обычаями руководствовались племена Крайнего Севера. Обычное право использовалось и в Европейской части страны (сословные волостные суды для крестьян), а также судами мировой и даже общей юстиции при рассмотрении некоторых гражданских и торговых дел и при неполноте законов.
В конце XIX - начале XX в. велись крупные кодификационные работы с целью обновления устаревшего законодательства. В частности, разрабатывались проекты Гражданского уложения, которые так и не были завершены.
№51
В области гражданского права в качестве основного источника права по-прежнему действовал т. Х Свода законов Российской империи. В начале XX в., как и ранее, в гражданском праве еще сохранялись феодально-сословные пережитки, что проявлялось в ограничении правоспособности и дееспособности физических лиц по сословному, национально-религиозным признакам, а также по признаку пола. Потребности развития экономики требовали отмены этих ограничений.
Изменения коснулись и других отраслей права, в частности семейного. По закону от 14 марта 1914 г. замужние женщины обрели право на получение от полиции постоянного вида на жительство для раздельного от мужа проживания без его согласия, если будет установлена невозможность совместного проживания.
Семейный кодекс 1918 г.. Утверждён 16.IX.18г. Брачное П: признание лишь гр. брака. Разноверие, монашество, сан, обет безбрачия – не помеха. Пр-п единобрачия. М-18 лет, Ж-16, верхний предел не ограничен. Запрет – лишь к родственникам по восх. и нисх. линии и братьям и сёстрам. Любое число раз. Нарушение условий вело к недейст-сти брака. Перемена гражд-ва – по специально выраженному желанию жениха или невесты (этот пр-п – вмервые в мировой истории!). Жена не обязана следовать за мужем. Пр-п раздельной соб-сти супругов. Внебрачные дети приравн-ся к рождённым в браке. Только реальное происх-е детей порождает права и обяз-сти. Отцовство устан-ся местным отделом ЗАГСа, в случае спора – судом. Обяз-сть по взаим. содержанию на всех родственников по восх. и нисх. линии и на братьев/сестёр. КЗАГС отменил унститут усыновл-я.
№52
В области гражданского права в качестве основного источника права по-прежнему действовал т. Х Свода законов Российской империи. В начале XX в., как и ранее, в гражданском праве еще сохранялись феодально-сословные пережитки, что проявлялось в ограничении правоспособности и дееспособности физических лиц по сословному, национально-религиозным признакам, а также по признаку пола. Потребности развития экономики требовали отмены этих ограничений.
Существенные ограничения сохранялись для католиков (они по-прежнему не могли покупать землю в пределах бывшего
Царства Польского), а также для лиц иудейского вероисповедания. Они могли владеть недвижимостью только в пределах черты оседлости где им было разрешено проживание. Ограничивалось участие евреев в акционерных обществах и руководстве промышленными предприятиями. Но все эти ограничения легко обходились, т.к. недвижимость регистрировалась на подставных лиц, а подставные лица вводились в состав правлений акционерных обществ. Правительство пыталось использовать разрешительный порядок учреждения акционерных обществ с санкции Совета министров, но под давлением промышленников, в том числе еврейского капитала, в 1910 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о замене разрешительной системы явочной. Правительство согласилось с такой заменой, но установило, чтобы среди членов правлений акционерных обществ лиц иудейского вероисповедания было меньшинство, и чтобы они не допускались к постам директоров. Кроме того, акционерным обществам запрещалась скупка земель свыше 200 десятин (в том числе в лесных и горных разработках). 18 апреля 1914 г. царь Николай II подписал соответствующий закон, который вызвал бурный протест буржуазии. Известный капиталист П.П. Рябушинский заявил, что закон — это удар по всей буржуазии независимо от религии и предприниматели должны будут ездить в Петербург “на поклон, как при Батые в ханскую ставку”, за разрешением на каждый свой шаг. Бурная реакция промышленников и давление из Парижа с угрозой перекрыть очередные поступления денег по внешнему займу заставили Николая II отменить указанный закон.
Развивается промышленное право, т.е. право на товарный знак, фирму, изобретение. Изобретение оформлялось патентом, который давал изобретателю исключительное право на использование своего изобретения в течение 15 лет. Однако изобретение могло быть отчуждено государством и ранее, но с выплатой компенсации. Авторское право предоставляло автору исключительное право на использование продукта его интеллектуального творчества (книги, музыка, картины и т.д.), после смерти автора это право переходило к наследникам на 50 лет.
Фабричное (социальное и трудовое) законодательство. В 1905-1906 гг., в момент подъема революционного движения, только что учрежденное Министерство торговли и промышленности разработало программу социального и трудового (или как тогда называли фабрично-заводского) законодательства. Основная идея этой программы состояла в том, чтобы отменить мелочную регламентацию в таких вопросах, как установление продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, внутреннего распорядка на предприятиях, предоставив решение этих вопросов соглашению сторон. Подготавливались также проекты законов о страховании от болезней, несчастных случаев, о врачебной помощи, рабочем времени и найме. Первый министр торговли и промышленности В.И. Тимирязев — умный и опытный бюрократ считал, что “лучше уступить теперь, чем быть вынужденным уступить в будущем, и уступить, конечно, больше”. Однако в Совете министров законопроект о профсоюзах был включен в состав Временных правил об обществах и союзах, утвержденных царем 4 марта 1906 г. Вместо явочного устанавливался разреши тельный порядок организации профсоюзов, а их деятельность ставилась под контроль полиции и губернаторов.
№53
Основным источником права в первые годы XX в. по-прежнему являлся Свод законов Российской империи. Но в связи с тем, что Свод во многом отражал принципы феодального права и устарел, в него были введены многочисленные изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать законодательство, существовавшее до их присоединения к России. Так, в. Финляндии применялось Шведское уложение 1734 г., в Привислинском и Западном краях (бывшем Царстве Польском)— Французский гражданский кодекс 1804 г., в Прибалтийских губерниях — Свод законов губерний Остзейских. У кочевых и полукочевых народов Средней Азии, исповедовавших ислам, местные суды руководствовались нормами шариата и адата. Обычаями руководствовались племена Крайнего Севера. Обычное право использовалось и в Европейской части страны (сословные волостные суды для крестьян), а также судами мировой и даже общей юстиции при рассмотрении некоторых гражданских и торговых дел и при неполноте законов.
В конце XIX - начале XX в. велись крупные кодификационные работы с целью обновления устаревшего законодательства. В частности, разрабатывались проекты Гражданского уложения, которые так и не были завершены.
№54
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. (Причины принятия, содержание, практика выполнения, историческое значение).
Манифест 17.10.1905. «об усовершенствовании гос. порядка». Вводил гражд. своб. и орг-л з-нодат. орган (ГД), огран. монарх. власть. Полож-я: дарование своб. совести, слова, собраний, союзов; привлеч. к выб. широк. слоев нас-я; обязат. утв-е ГД всех з-нов.