Тема урока: Дидактические игры.
План занятия:
1) Роль дидактических игр в развитии речи детей, принципы проведения дидактической игры.
2) Виды и структура дидактической игры.
3) Организация дидактической игры.
4) Особенности методики проведения в разных возрастных группах.
5) Словесные дидактические игры.
Роль дидактических игр в развитии речи детей, принципы проведения дидактической игры.
Дидактическая игра – это многоплановое сложное педагогическое явление, это и метод обучения и формы обучения, самостоятельная игровая деятельность детей, средства всестороннего развития детей.
Дидактическая игра как метод обучения используется во всех видах занятий в детском саду; как форма обучения дидактическая игра имеет два начала: игровое и учебное.
Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие речи детей, особенно на формирование словарного запаса. В ходе игры дети усваивают определённую систему знаний и у них развиваются мыслительные операции. Дидактические игры оказывают влияние на развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
Принципы проведения игры:
· Игра опирается на имеющиеся у детей знания;
· Дидактическая задача в игре должна быть доступной и носить развивающий характер, игровые действия должны быть разнообразными и интересными для детей;
· В игре должно быть чёткое и ясное объяснение правил.
Виды и структура дидактической игры.
Существует три вида игр:
· Игры с предметами (игрушками, картинками, натуральными предметами, природным материалом);
· Настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки);
· Словесные игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, которая отличает её от других видов игр и упражнений. В дидактическую игру входят:
· Дидактическая задача (обучающая и воспитывающая);
· Игровые действия;
· Игровые правила.
Организация дидактической игры.
Организация осуществляется в трёх направлениях:
1). Подготовка к проведению игры:
· Подобрать игры в соответствии с возрастом и задачами воспитания и обучения;
· Воспитатель должен знать, когда и где он будет проводить игру;
· Определять количество играющих детей и подготовить материал к игре;
· Воспитатель должен знать содержание игры, приёмы руководства игрой и своё место в ней;
· Подготовить детей к игре.
2). Проведение игры:
· Рассматривание предметов или картинок для проведения игры;
· Объяснить чётко ход и правила игры, назвать игру;
· Показать игровые действия и научить этим действиям детей;
· Определить свою роль в игре (играющий, ведущий, арбитр);
· Подвести итоги игры, оценить деятельность детей, настроить детей на последующее проведение игры.
3). Анализ игры:
Воспитатель обдумывает ход игры, приёмы руководства игрой, выделяет наиболее эффективные приёмы руководства.
Особенности методики проведения в разных возрастных группах.
В младших группах используются в основном игры с предметами, умственная задача в игре должна сочетаться с активными действиями ребёнка. В каждой игре должен быть элемент загадочности. Игру можно повторять, но в разных вариантах и с постепенным усложнением, правила игры воспитатель объясняет по ходу. При подведении итогов игры отмечаются только положительные моменты, после игры все игрушки по возможности даются детям для обыгрывания.
В средней группе широко используются игры, где закрепляются и уточняются знания о свойствах предметов и их назначении. Правила объясняются до игры, роль ведущего чаще всего поручается детям. При первом проведении игры воспитатель берёт на себя роль контролёра, при последующих – проверку правильности соблюдения правил игры поручает кому-либо из детей. При подведении итогов игры акцентирует внимание на успехах, чаще всего используется словесные игры.
В старшей группе дети более самостоятельны в выборе игры, большее место занимают мотивы соревнования. Объяснением правил игры можно ограничиться до её начала. Воспитатель чаще всего выступает в роли арбитра. Обязательно продумать интересное начало и конец игры, в конце игры обязательно оценить поведение детей, решение игровых задач детьми, отметить успехи и поддержать проигравших.
В подготовительной группе чаще подбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли и выразительно рассказывать. Роль ведущего выполняют дети. Наглядный материал к играм можно готовить вместе с детьми, в этой группе вводятся игры – небылицы.
Словесные дидактические игры.
В словесных дидактических играх дети учатся мыслить о вещах, которые он в данный момент не воспринимают и не действуют с ними. Словесная игра требует использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах. Ребёнок учиться самостоятельно решать разные мыслительные задачи. Проводятся словесные игры преимущественно в старших группах.
Словесная игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, она не требует специального материала, условий для проведения, необходимо знать только содержание игры и методику её проведения.
Виды словесных игр:
1) Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений («Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да и нет», «Где был Петя?»);
2) Игры, с помощью которых дети учатся сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения («Кто больше заметит небылиц», «Похож - непохож»);
3) Игры, с помощью которых дети учатся обобщать и классифицировать признаки предмета («Назови три предмета», «Кому что нужно?»);
4) Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки и чувства юмора («Испорченный телефон», «Краски», «Летает не летает»).
Методика проведения:
Воспитатель отбирает игру в соответствии с уровнем умственного развития детей и задачами воспитания. Продумывает ход игры и своё место в ней.
В начале игры создаётся игровое настроение. Основное условие этих игр – чёткое выполнение правил, выбор водящего можно определить считалкой, стрелочкой, путём сговора с детьми, за нарушения правил игры дети отдают фант воспитателю.
По окончании игры можно разыграть фанты, предложить детям выполнить разные задания (спеть, сплясать, прочитать стихи).