Направления развития инфраструктуры и сферы услуг




Ограниченность рычагов структурной политики, связанная с макроэкономическими ограничениями инвестиционных вложений в инфраструктуру и сферу услуг резко ограничивают круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих сферах. К ним следует отнести реализацию ключевых программ, позволяющих рассчитывать на наибольший позитивный эффект[8]:

- программы развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи;

- программы развития жилищно-коммунального хозяйства;

- программы энерго- и ресурсосбережения;

- программы информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции;

- программа развития сферы услуг.

Развитие транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры. Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Должна быть решена задача обеспечения притока инвестиций в отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перекладываться на федеральный бюджет.

Энерго- и ресурсосбережение. Данная программа должна поддерживаться государством прежде всего:

- в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии – в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи;

- в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения.

Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов – поставщиков газа и электроэнергии.

Развитие сферы услуг. В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить[9]:

- международные перевозки (включая транзит);

- иностранный туризм;

- услуги сферы культуры;

- высшее профессиональное образование;

- разработку программного обеспечения;

- консультационные и информационные услуги.

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по “оффшорному программированию” - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.

Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста. Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев:

- создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих на рынке консалтинговых услуг;

- создание саморегулируемой организации участников рынка

- привлечение на тендерной основе консалтинговых фирм к реализации региональных программ экономического развития, приватизации, реструктуризации градообразующих предприятий, включая прямое дотирование использования кризисными предприятиями консалтинговых услуг;

- создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях.

Формирование общенациональной сети информационных центров на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства, должно обеспечить повышение эффективности и комплементарности программ поддержки предпринимательской деятельности, оказываемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне, со стороны некоммерческих организаций.

В результате должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации.


Заключение

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В работе раскрыты основы взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности.

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов приводит к усилению регионализации национального и локализации местных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, отсутствием или слабостью систем информации. Но главное - государственное регулирование деятельности естественных монополий в принципе несовершенно и неэффективно.

Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев проверки финансовых отчетов и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предоставляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность подобного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкуренцию, приносит больше вреда, чем пользы.

Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регулирующего решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в России сроки реализации постановлений Правительства Российской Федерации по регулированию цен на продукцию естественных монополий почти всегда были невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более эффективные меры по принуждению монополистов к цивилизованному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный способ воздействия на естественных монополистов - дерегулирование и стимулирование конкуренции.


Список литературы

1. Бункина М. К. Национальная экономика. – М.: Палеотип, Логос, 2007. – 276 с.

2. Градов А. П. Национальная экономика. – СПб.: Питер, 2007. – 290 с.

3. Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2006. – 303 с.

4. Игошин Н. В. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 390 с.

5. Красникова Е. В. Экономика переходного периода. – М.: Омега-Л, 2005. – 332 с.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006. – 187 с.

7. Платонов В. С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 322 с.

8. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2008. – 190 с.

9. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 177 с.

10. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.–278 с.

11. Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост Государственный университет – Высшая школа экономики. 07.07.2008. /httр:www.liberal.ru


[1] Бункина М. К. Национальная экономика. – М.: Палеотип, Логос, 2007, с. 114.

[2] Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2008, с. 60.

[3] Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост Государственный университет – Высшая школа экономики. 07.07.2008. /httр:www.liberal.ru

[4] Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2008, с. 76.

[5] Бункина М. К. Национальная экономика. – М.: Палеотип, Логос, 2007, с. 65.

[6] Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2008, с. 35.

[7]Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост Государственный университет – Высшая школа экономики. 07.07.2008. /httр:www.liberal.ru

[8] Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006.

[9] Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: