Тема: Танцевальная музыка. Народные танцы




Танец - вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи пластических движений тела под музыку. Само искусство выразительного движения уходит корнями в далекую древность.

Рассказывают, что…

Первыми профессиональными танцорами на Руси были скоморохи – бродячие артисты и потешники, исполнявшие лихие мужские пляски.

При Петре I танец стал неотъемлемой частью быта русского человека. Во всех учебных заведениях обязательным предметом становится танец. Даже создается особая книга о правилах поведения танцующих.

У всех народов в те далекие времена существовали танцы, в которых участники как бы поясняли движениями содержание танца. Например, изображали охоту или какой-нибудь земледельческий труд. Каждый народ выражал в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо.

Жизнь и быт разных народов находят отражение не только в их народных песнях, но и в танцах. И это относится и к движениям этих танцев, и к сопровождающей их музыке. Поэтому композиторы часто обращаются к народным танцевальным мелодиям и ритмам. Они видят в них своеобразное отражение жизни и характера народа. Конечно, за тысячелетия существования этого искусства создано огромное количество танцев. Мы с вами вспомним лишь некоторые из них.

Русская удаль, молодецкий задор нашли отражение в задорной мужской пляске – трепак. Танцоры в ней как будто состязаются в ловкости и быстроте, как бы стремятся перещеголять друг друга в лихой присядке, головокружительной мельнице, дробном, ритмическом притопывании. Ритм трепака был использован в классической русской музыке. П.И.Чайковский ввел его в балет «Щелкунчик» (номер так и называется «Трепак»).

Совсем другой характер имеют девичьи русские танцы. Их движения отличаются плавностью, спокойствием. Недаром во многих русских песнях о девушках говорят «пава», «лебедушка». Как красиво водили девушки хороводы! Во главе танца становилась самая главная плясунья в деревне и вела за собой девушек замысловатыми фигурами: змейкой, зигзагом, закручивала хоровод в спираль.

Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца. В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием. История возникновения: название «кадриль» имеет общие корни в французском языке (quadrille), испанском (cuadrilla), латинском (quadrum). Это может вызывать сомнения по поводу того, какая же именно страна является родиной танца. Однако исторические источники уверенно утверждают, что кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских стран в XVIII - XIX веках.

Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.

Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L'été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.

Крыжачок — популярный белорусский народный танец. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня — «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. Так же возможно, что название «Крыжачок» происходит от слова «крыж» (крест), так как для этого танца характерны построения в форме креста, переходы крест-накрест. Бытует и танец, воспроизводящий движения дикого селезня, но это местный вариант «Крыжачка», встречающийся в западных районах Белоруссии.

Танец «Крыжачок» имел и другие названия; «Крыжык», «Паулючок», «Антошка», в зависимости от названий припевок к нему. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе. Пространственный рисунок танца замысловатый и сложный.

Гопак – национальный украинский танец возник в быту Запорожского войска и исполнялся только мужчинами. Современный гопак танцуют и женщины, но роль мужчин остается ведущей. Гопак – танец-соревнование в ловкости и силе. Он состоит из сложных движений: прыжков, вращений, присядки и др.

Во время исполнения высоких прыжков танцоры восклицали «гоп», «гоп» (украинские глаголы «гопати, гопкати» переводятся как «прыгать»). Из этих возгласов и сложилось название танца. На Украине даже родилась поговорка: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Музыка танца быстрая, в размере 2/4. Самая характерная ритмическая фигура – две шестнадцатых и восьмая.

Гопак привлекал внимание многих композиторов: Мусоргского (опера «Сорочинская ярмарка»), Чайковского (оперы «Черевички» и «Мазепа»), Римского-Корсакова (опера «Майская ночь»).

Лезгинка – национальный танец лезгин, живущих в Дагестане. Это танец-соревнование, показывающий ловкость и неутомимость танцоров.

Иногда лезгинку танцует группа джигитов с кинжалами в руках, это придает пляске воинственный характер. Во время исполнения танца мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев.

Лезгинку танцуют не только как сольный мужской танец, но и в паре с женщинами. Движения женщины плавные, с выразительными жестами рук. Во время танца мужчина и женщина двигаются рядом на небольшом расстоянии, не касаясь друг друга.

Зародившись в Дагестане, лезгинка стала любимым танцем народов Кавказа и Закавказья.

Музыка лезгинки быстрая, энергичная. Мелодия четкая, с яркими акцентами. Размер обычно 6/8. Ровное движение восьмыми чередуется с синкопами и пунктирным ритмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: