Танцевальная музыка. Старинные танцы.




В 1661 году по указу французского короля Людовика XIV в Париже была открыта Академия танца. Она состояла из 13 опытных танцмейстеров. По велению короля они должны были создавать и совершенствовать бальные танцы. Бальные танцы состоят из специально придуманных движения и фигур, которые чередуются в определенном порядке. Лучшим танцором считается тот, у кого плавность движений сочетается с изящными манерами. Почти все бальные танцы имеют народные корни, но став частью придворных праздников, городских балов и маскарадов, они сильно изменились по сравнению со своими предками. Музыку для бальных танцев сочиняют профессиональные композиторы, а исполняют ее оркестр или ансамбль инструментов. Бальные танцы – это зеркало, которое отражает вкусы и нравы своего времени. Но время идет, появляется новая мода, старые танцы уходят, появляются новые.

Иногда танцы, которые вышли из моды, получают новую жизнь как инструментальные пьесы, части сонат, сюит и целых симфоний. Примером подобного долголетия может служить старинный французский танец менуэт.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus). Произошёл от медленного вальса (так называемый menuet de la chaîne) - танца провинции Пуату. Пишется в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

Если менуэт стал «танцем королей и королем танцев», то его ровесник гавот остался «непризнанным королем», он не разделил громкой славы менуэта как бальный танец, а стал известен главным образом как инструментальная пьеса. По происхождению гавот – старинный французский танец, имеющий четный размер, умеренный темп. По своей сути он является продолжателем традиций менуэта. Гавот относился к грациозному танцу с медленными плавными движениями. Появился гавот в XVI веке в центральной и южной частях Франции. Первоначально он очень напоминал хороводный танец. Став придворным танцем, он приобрел грациозный и жеманный характер.

В XVII веке был введён Жаном-Батистом Люлли (французский композитор 17 века) в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюиты, следуя, как правило, за сарабандой. Страны распространения - Европейские и Южно-Американские страны.

В XVIII веке танец пережил второе рождение. Многие музыканты того времени использовали танец в качестве стилизации и композицию применяли в отрывках оперы и иных театральных представлениях. В частности, широкую известность получил гавот «Манон Леско», который использовался в опере Жюля Массне.

В русской музыке форма гавота использовалась в произведениях П. И. Чайковского, А. К. Глазунова и особенно - С. С. Прокофьева (в симфонической, фортепианной музыке, балетах).

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец с акцентом на второй или третьей доле, исполняется с роялем и струнными инструментами, реже — с духовыми. Известен с XVI века, этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия. В эпоху барокко сарабанда становится неотъемлемой частью инструментальной сюиты (торжественным танцем-шествием, обычно третьим либо четвёртым по счёту, после аллеманды и куранты).

Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе. Пример из эпохи барокко — сарабанда Генделя. Однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (например, в творчестве А. Вивальди).

В Англии сарабанда появилась в начале 17 века, причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в немецких источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной сарабанды относится к более раннему времени. Таким образом, в XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец, который потеряет свою популярность только ко второй половине XVIII века.

 

Ригодо́н (фр. rigaudon, rigodon; также варианты написания rigadon, rigadoon) — старинный парный танецпровансальских крестьян, весьма распространённый в XVII — XVIII веках как бальный и сценический танец.

Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — влево, поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближает его с такими танцами, как бурре и монтаньяр. Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

Ригодон — танец, выдержанный в двухдольном (2/2, Alla breve) или четырёхдольном размере, состоящий из трёх-четырёх, но большей частью из трёх восьмитактных реприз, из которых третья должна отличаться по характеру от предыдущих. Ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с ¼ затакта, а при окончании захватывает третью четверть.

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского танцмейстера Риго (фр. Rigaud), который адаптировал эту примитивную сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду. В частности, такова версия Жан-Жака Руссо (франко-швейцарский философ и мыслитель эпохи Просвещения). Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению.

Например, Курт Закс (немецкий, американский музыковед) считает, что в основе названия — итальянские слова rigodere, rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Другие полагают, что название «ригодон» происходит от старо-немецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать. Третьи допускают вероятность происхождения названия от припева старинной плясовой песни ric-din-don, или же от итальянского слова rigodere — опять, снова веселиться.

В музыкальной литературе XVIII века известны ригодоны французского композитора Жана Филиппа Рамо.

Бурре (от фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара) и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения.

В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом (что отчасти сближало его с жигой).

В XVII веке, с началом во Франции националистической моды на всё «французское», бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем. С этого времени он приобретает более устойчивую, фиксированную для салонных и придворных балов форму. Придворный Буррэ — танец с характерным чётным размером (так называемый «alla breve» — размер с жёстким делением на два, например, на 4/4 или на 4/8, разделённых пополам), энергичным темпом, чётким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть.

В середине XVII века Буррэ вошёл в устойчивую форму инструментальной сюиты — в качестве предпоследней части, после сарабанды или паспье — и перед заключительной жигой. Георг Фридрих Гендель в Англии и Жан Батист Люлли во Франции одними из первых начали включать бурре в свои Большие оперы и балеты. Очень скоро это стало модным и традиционным. Самые передовые и одновременно официальные, придворные композиторы своего времени, Андре Кампра и Жан Филипп Рамо охотно включали буррэ в качестве вставных танцев в свои сюиты и балетные дивертисменты Больших опер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: