Тема I. Учет товаров и тары на предприятиях торговли.




 

1. Организация учета товаров и тары- на предприятиях торговки.

 

Оптовая торговля - это купля-продажа товаров партиями с целью их дальнейшей перепродажи или производственного использования

Оптовая торговля является посредником между промышленностью и предприятиями розничной торговли и общепита. Основная функция оптовой торговли - это закупка товаров товаропроизводителей б объемах потребительского заказа и стабильное снабжение ими розничной торговой сети и предприятии общепита в широком ассортименте, надлежащего качества и в соответствии со спросом потребителей.

В розничной торговле завершается процесс обращения товаров. Они переходят в сфер личного потребления в обмен на денежные доходы населения.

Основными показателями, характеризующими работу торгового предприятия, являются

- оптовый товарооборот (для предприятий оптовой торговли) - это стоимость товара проданных предприятиям розничной торговли и общепита для последующей их продаж населению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления и в экспорт. Товарооборот бывает складской и транзитный

- розничный товарооборот (для предприятий розничной торговли) - это стоимость товаров, проданных населению через специально организованную торговую сеть, также непосредственно на предприятиях, организациях, учреждениях.

- выручка от реализации товаров - это полученная или причитающаяся к получению стоимость как правило в денежной форме, от продажи и обмена товаров и имуществ предприятия по продажным ценам, сформированным согласно действующем законодательству.

- валовой доход от реализации товаров - это разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (на предприятиях торговли - это надбавка).

Валовой доход = Издержки обращения + Налоги от валового дохода + Прибыль

- прибыль;

- издержки обращения;

-рентабельность

Целью бухгалтерского учета товаров и тары на предприятиях торговли являете контроль за сохранностью, эффективностью использования товаров, своевременностью и правильностью расчетов с поставщиками и покупателями.

Исходя из целей, выделяют следующие задачи учета товаров и тары на предприятия торговли:

1) контроль своевременности и правильностью документального оформления поступления и выбытия товаров и тары;

2) контроль пен, соблюдение действующего законодательства по ценообразованию;

3) контроль законности и эффективности совершения товарных операций;

4) достоверность учета товаров, тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;

5) контроль своевременности предоставления отчетности материально ответственных лиц:

6) качественное проведение инвентаризации товаров и тары и своевременное отражение ее результатов в учете:

7) достоверное отражение в учете валового дохода от реализации товаров, своевременное i правильное исчисление налогов от валового дохода и выявление Финансового результата реализации товаров.

В учете товаров и тары на предприятиях торговли придерживаются следующих принципов: 1.Принцип материальной ответственности работников за материальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. При приеме на работу с материально ответственными лицами заключается договор о материальной ответственности. Материальная ответственность может быть индивидуальной, коллективной (бригадной); полной, ограниченной.

2.Принцип документального оформления хозяйственных операций.

3.Принцип периодической отчетности материально ответственных лиц. Материально ответственные лица составляют отчеты о своей работе и передают их в бухгалтерию с установленной на предприятии периодичностью.

4.Принцип использования в учете денежных и натуральных измерителей.

5.Выбор учетной цены (покупная или продажная).

6. Принцип соответствия в учете товарных операций. Данные стоимостного учета должны быть равны данным натурально-стоимостного учета: учетные данные должны соответствовать фактическому наличию товаров.

 

2. Формирование цен на товары и тару

 

Цена - это денежное выражения стоимости единицы товара. На предприятиях торговли применяются следующие виды цен;

* свободная отпускная цена - цена, применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемые товары со всеми покупателями, за исключением населения.

Товаропроизводители формируют свободную отпускную цену на основе плановой себестоимости, всех видов налогов и прибыли:

соц = Полная себестоимость + Прибыль + Налоги

* предельная отпускная цена - регулируется органами государственного управления. Её величина ограничена верхним и (или) нижним пределами.

* отпускная цена оптового предприятия:

Отпускная цена = Свободная отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка + НДСвых Размер оптовой надбавки не может превышать 20%.

* свободная розничная цена - цена, по которой розничное предприятие реализует товары населению:

Свободная розничная цена = Свободная отпускная цена (без НДС) + Оптовая надбавка +

Торговая надбавка + НДСвых

Размер торговой надбавки, включая оптовую, не должен превышать 30%.

* фиксированная розничная цена - устанавливается законодательно в твердой сумме, включая НДС.

 

3. Документальное оформление поступления и приемки товаров и тары- на предприятия

оптовой торговли.

 

На предприятие оптовой торговли товары поступают от предприятий-производителей посредников. Доставка осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным транспортом. По договору товары могут поступать на оптовое предприятие в порядке централизованного завоза и в порядке самовывоза товаров от поставщиков.

При предварительной оплате за товары до их отправки поставщик выписывает на имя покупателя счет-фактуру в 2 экз. (срок действия 10 дней). Первый экземпляр вручают оптовому предприятию для выписки платежного поручения банку для перечисления требуемой суммы на расчетный счет поставщика. После получения оплаты поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в 4 экз. (товарную накладную в 3 экз.) и отправляет товары оптовому предприятию.

При последующей оплате поставщик выписывает ТТН (ТН), сдает груз транспортной организаций и выписывает платежное требование в 3 экз., которое сдает в свой банк.

При доставке товаров железнодорожным транспортом на железнодорожной станции выписывается грузовая квитанция, которая подтверждает отправку груза покупателю. Груз в пути сопровождает железнодорожная накладная, которая выдается представителю покупателя на станции назначения для приемки груза. Поступившие от поставщиков документы бухгалтерия оптового предприятия регистрирует в журнале учета получаемых от поставщиков документов и контроля за поступающими грузами. После регистрации документы подвергаются всесторонней проверке на выполнение условий договора и правильность подсчетов. От станции железной дороги груз принимает экспедитор оптового предприятия по доверенности на получение ТМЦ. Выданная доверенность регистрируется в журнале учета выданных доверенностей с последующей отметкой об нх использовании или возврате. На железнодорожной станции представителю оптового предприятия в обмен на доверенность выдают накладную для приема груза. Приемка ведется по количеству мест и весу. В случае обнаружения недостачи или порчи груза составляется коммерческий акт в 3 экз.

Доставка автомобильным, транспортом может осуществляться в порядке централизованного завоза (поставщик доставляет товары на оптовое предприятие) или в порядке самовывоза (оптовое предприятие доставляет товары от поставщика собственными силами). Поставщик на каждую партию товаров выписывает ТТН в 4 экз. При самовывозе представитель оптового предприятия (экспедитор) для получения товаров предъявляет доверенность на получение товаров и документ, удостоверяющий его личность. Приемка ведется по количеству мест, весу и качеству. При выявлении расхождений создается комиссия из представителей покупателя, поставщика, экспедитора, которая составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ в 3 экз.

4. Документальное оформление реализации товаров с предприятий оптовой торговли.

 

Предприятия оптовой торговли реализуют товары предприятиям розничной торговли, общепита и другим субъектам хозяйствования Отпуск товаров производится на основании заключенных договоров поставки. Доставка может осуществляться в порядке централизованного завоза или самовывозом.

На предприятия оптовой торговли от покупателей поступают заявки-заказы на товары, на основании которых отбираются нужные товары, выписываются расходные товарные документы. В каждое тарное место зав. складом вкладывает упаковочный ярлык или спецификацию. На фактически отпущенные со склада товары и тару выписывается ТТН в 4 экз. и передаётся экспедитору. При централизованной доставке (кольцевом завозе) на предприятии розничной торговли товары принимаются по количеству и качеству:

1. при отсутствии расхождений принимающее товары лицо расписывается в получении груза в ТТН

2. при установлении расхождений с данными оптового предприятия приемку осуществляет специальная комиссия, которая составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ в 3 экз.

При самовывозе товары выдаются представителю покупателя на оптовом предприятии по доверенности и документу, удостоверяющему его личность.

На основании ТН на отпуск товаров и тары бухгалтер выписывает платежное требование и пересылает его в банк.

 

5. Документальное оформление поступления товаров и тары на предприятия розничной

торговли.

 

На предприятие розничной торговли товары поступают от производителей, оптовых предприятий, подсобных сельскохозяйственных предприятий, магазинов своей системы и др.

На поставку товаров предприятие розничной торговли заключает договор поставки с поставщиком. Товары поступают на предприятие автомобильным, железнодорожным, водным транспортом.

Предприятия розничной торговли присылают поставщикам заявки-заказы на товары, на основании которых на предприятия розничной торговли завозят товары. Товары могут поступать в порядке централизованного завоза или самовывозом. Товары принимаются на предприятии по ТТН, в которых если нет расхождений МОЛ расписывается в получении товаров и ставит штамп или печать предприятия.

Пои покупке товаров в порядке самовывоза на предприятии розничной торговли экспедитору выписывается доверенность на получение ТМЦ (максимальный срок действия 10 дней). Выдача доверенности регистрируется в журнале учета выданных доверенностей с последующей отметкой об их использовании или возврате.

Передача товаров из одного магазина в другой осуществляется на основании накладной на внутреннее перемещение.

б. Документальное оформление реализации товаров с предприятий розничной торговли за

наличный расчет.

Реализация товаров населению производится, как. правило, за наличный расчет с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. На каждый кассовый аппарат заводится отдельная книга кассира-операциониста. Все суммы, полученные за товары наличными, по банковским карточкам регистрируют на КСА. При возврате покупателями чеков при отказе от товара комиссия, состоящая из администратора, кассира и продавца, составляет акт на возврат денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. В конце смены (рабочего дня) администратор в присутствии кассира снимает показания счетчиков кассовых суммирующих аппаратов и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показаний счетчика на конец смены (рабочего дня), сменную (дневную) выручку. В книге кассира-операциониста производят записи показаний счетчика на конец смены (рабочего дня) я суммы возвращенных покупателям денег, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты. Сраму выручки по показаниям счётчика сравнивают с суммой наличных денег в кассе. Расхождения не должно быть.

Продажа товаров в нестационарных торговых пунктах (например, лотках) должна вестись также с применением кассовых аппаратов.

Продажа товаров по безналичному расчёту производится с помощью чеков из чековой книжки, пластиковых карточек. В день совершения покупки по чекам они сдаются в бухгалтерию. Бухгалтер оформляет поручение-реестр на имя каждого банка-чекодателя в двух экземплярах (при обслуживании чекодателя и чекодержателя одним отделением) или в четырёх экземплярах (при обслуживании разными отделениями банков) и не позднее третьего рабочего дня после получения чеков передаёт их с поручением-реестром в банк для оплаты.

Выручка сдаётся в банк по препроводительной ведомости (1 экземпляр вместе с деньгами кладётся в инкассаторскую сумку, 2 экземпляр - накладная к препроводительной ведомости -отдаётся инкассатору под роспись, 3 экземпляр - копия препроводительной ведомости -остаётся у кассира), объявлению на взнос наличными.

Отпуск непродовольственных товаров юридическим лицам за наличный расчёт осуществляется следующим образом: при мелкооптовой продаже товаров каждому покупателю по его требованию торговое предприятие выдаёт заверенную копию товарного чека и погашенный кассовый чек. Они служат основанием для оприходования приобретённых товаров.

 

7 Документальное оформление и учет реализации товаров в кредит.

 

Продажа товаров в кредит производится гражданам РБ, постоянно проживающим в том населённом пункте, где находится торговое предприятие. В магазине определяется перечень товаров, которые могут быть проданы в кредит. Сумма предоставленного кредита зависит от его срока и дохода покупателя. Проценты за кредит взыскиваются очередными платежами вместе с суммой кредита.

Для оформления покупки товаров в кредит покупатель должен предоставить следующие документы: справку с места работы о полученных доходах и производимых удержаниях: гарантийное письмо предприятия, на котором работает покупатель шли поручительство 1 совершеннолетнего гражданина.

На основании выписанного на отобранный товар товарного чека с пометкой «в кредит» и проверки представленных документов продавец оформляет поручение-обязательство (обязательству) в двух экземплярах, в котором указываются сведения о покупателе, наименование и розничная цена товара, первоначальный взнос, сумма предоставленного кредита, сумма процентов за кредит. Затем все документы по продаже товаров в кредит передают на подпись руководителю и главному бухгалтеру или уполномоченным на то лицам. После этого поручение-обязательство (обязательство) регистрируют в специальной книге. Вместе с отчётом МОЛ передаёт в бухгалтерию все документы на проданные в кредит товары. Второй экземпляр поручения-обязательства (обязательства) передаётся покупателю или в обслуживающий его банк.

При наличном расчёте покупатель сам вносит ежемесячно очередные платежи в кассу предприятия, а при безналичном расчёте предприятие, на котором работает покупатель, ежемесячно производит удержания из его заработной платы и перечисляет их на счёт торгового предприятия

1. реализованы товары в кредит и отражена сумма задолженности покупателю Д60-К90.

2. списана стоимость реализованных в кредит товаров Д90-К41/2.;

3. поступали от покупателей очередные платежи за товары, проданные в кредит Д50,51-К62.

4. поступили проценты за реализованные в кредит товары Д50,51-К92.

 

8. Документальное оформление и учет товаров в комиссионных магазинах.

 

Порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами через специализированный магазины (отделы) регулируется правилами комиссионной торговли, которые вывешиваются на стенде в магазине.

На комиссию принимают новые и бывшие в эксплуатации товары. Товары от физических лиц принимают по документу, удостоверяющему их личность, а от юридических лиц - по ТН и доверенности. На новые товары комитент (тот, кто сдаёт товар) должен предъявить сертификат качества (соответствия).

При приёме товаров заключается договор комиссии. Товаровед-оценщик оформляет квитанцию в двух экземплярах и первый экземпляр передаёт комитенту. Одновременно на каждую принятую вещь выписывается товарный ярлык, который должен иметь тот же номер, что и квитанция. Товаровед-оценщик на принятые на комиссию вещи составляет реестр (опись) в двух экземплярах для передачи их МОЛ на реализацию.

При продаже вещей продавец выписывает товарный чек, в котором указывает номер товарного ярлыка, наименование и цену товара. Оплаченные товарные чеки продавец записывает в реестр (опись), итоги которого сверяют с суммой полученной выручки в книге кассира-операциониста. Уценку находящихся на комиссии товаров в сроки согласно договору осуществляет продавец и оформляет акт на уценку комиссионных товаров в одном экземпляре. Снятие с продажи товаров оформляют актом о снятии принятых на комиссию вещей.

Выплату денег комитенту за реализованные товары за минусом комиссионного вознаграждения и подоходного налога производят из кассы на основании предъявленного первого экземпляра квитанций. На предприятии ведётся книга учёта доходов комитентов, выплаченных с начала года и сумм удержанного подоходного налога.

1. поступили товары на комиссию к оприходованы продавцом Д004.

2. произведена уценка товаров; списана стоимость реализованных товаров; возвращены нереализованные товары комитенту К004.

3. отражена задолженность комитенту при реализации товаров Д50-К76.

4. отражена выручка от продажи товаров - комиссионное вознаграждение Д76-К90.

5. удержан подоходный налог с доходов комитента Д76-К68

6. из кассы выплачена задолженность комитенту за реализованные товары Д76-К50

 

9. Учёт товаров в местах хранения и в бухгалтерии

 

Учёт товаров на предприятиях торговли и общественного питания ведётся на складах и в бухгалтерии. Складской учёт товаров в тары ведёт зав. складом, кладовщик или оператор ПЭВМ. При заключении договоров о материальной ответственности на работников склада возлагают обязанность ведения складского учёта. Складской учёт товаров и тары ведут в натуральных измерителях в товарной книге или на карточках складского учёта. Товарная книга должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена подписями главного бухгалтера предприятия. Складской учёт может вестись сортовым или партионным способом.

При сортовом способе учёта отдельные аналитические счета на каждое наименование товаров по номенклатурным номерам открывает на карточках складского учёта или на отдельных страницах товарной книги. По каждому аналитическому счёту даётся краткая характеристика товара (тары).

При партионном способе аналитические счета в регистрах складского учёта открывают по каждой партии. Кроме того, на каждое наименование и сорт поступивших товаров в партии выписывают ярлык в одном экземпляре и прикрепляют на видное место товара.

В бухгалтерии ведется натурально стоимостной учёт товаров и тары Сверка данных учёта на складе и в бухгалтерши проводится в ходе инвентаризации товаров и тары

 

10. Отчётность материально ответственных лиц

 

Отчётность МОЛ - это способ контроля и экономической группировки данных о состоянии и движении хозяйственных средств предприятия, находящихся на материальной ответственности. Зав. складом составляет товарный отчёт на основании приходных и расходных товарных документов в двух экземплярах в сроки, установленные руководителем предприятия (ежедневно, один раз в 3-5 дней). Товарный отчёт включает общие сведения (наименование предприятия, ФИО МОЛ, номер отчёта, отчётный период) и 2 раздела: приход и расход товаров в тары. Нумерацию отчётов по складу МОЛ начинают с первого номера с начала года или с начала работы на складе. Остатки товаров и тары на начало отчётного периода переносятся из предьщущего отчёта, а после инвентаризации - из инвентаризационной описи. Поступление и выбытие товаров и тары отражают в соответствующих разделах в хронологическом порядке, где каждой хозяйственной операции отводят одну строку. В ней указывают номер документа, от кого поступили товары и тара (кому отпущены) и их стоимость по учётным ценам. В конце отчётного периода подсчитывают остатки товаров и тары на складе. В отчёте указывается количество приложенных к нему приходных и расходных документов. Он подписывается материально ответственным лицом. Первый экземпляр отчёта с приходными и расходными документами передают в бухгалтерию предприятия, а второй экземпляр после проверки отчёта с подписью бухгалтера о его приёмке возвращаю МОЛ.

 

11. Документальное оформление и учёт возврата порожней тары

 

Виды транспортной тары используемой товаропроизводителями для упаковки товаров, порядок её оплаты товарополучателем при поступлении вместе с товаром и тарособирающими предприятиями при возврате определены нормативно-технической документацией. В договорах с поставщиками, в ТТН (ТН) на поступление товаров обязательно указывается наименование, вид, договорная или залоговая цена, количество, стоимость, сроки и объём возврата тары и размер штрафа за нарушение условий договора.

На отгруженную поставщикам или тарособирающим предприятиям возвратную тару выписывают ТТН (ТН) в 4 экземплярах.

Расчёты с тарособирающими предприятиями за сданную тару торговое предприятие ведёт на счёте 62 (45) согласно учётной политике предприятия:

1. поступила от поставщиков тара под товарами Д41/3 – К60

2. отражён возврат тары поставщикам, тарособирающим предприятиям Д60,62,45 - К41/3.

3. отражены полученные доходы по таре на разницу в её стоимости по приёмным и учётным ценам, включая бонус за сданную стеклопосуду Д60,62,45 -К92.

4. отражены расходы по таре за счёт предприятия Д44 - К41/3.
5. отражены потери по таре за счёт предприятия Д92 -К41/3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: