Вопрос: Критская (Минойская) культура




Античное время — период качественных изменений в истории цивилизации человека, период рождения новых форм общественной
и культурной жизни. Для нас этот период важен в первую очередь тем, что в это время был заложен фундамент европейской культуры.

Относительно хронологических границ античности среди исследователей нет единодушия. Историки датируют первые проявления культурной
жизни на территории Греции III — II тысячелетием до нашей эры. Концом древнегреческой культуры они считают завоевание ее последних
ячеек римлянами в конце I века до нашей эры.

Начиная знакомство с древнегреческой культурой, отметим, что Греция, греки — слова латинского происхождения. Сами греки начиная с
VIII—VII века до нашей эры называли себя эллинами, а свою страну Элладой.

Понятие «античность» так же не греческого происхождения: этим понятием итальянские гуманисты эпохи Возрождения обозначили греко-римскую культуру, которую они считали за самую древнюю (от лат. antiquitas — древность). Однако ей предшествовала еще более древняя
крито-микенская культура, некоторые черты и достояние которой унаследовала эллинская. Поэтому, изучения античного мира традиционно начинают с изучения именно этой культуры.

На рубеже III — II тысячелетия до нашей эры острова и побережье егейского моря стали ареной развития своеобразных культур.
Особенно выделялись остров Крит и город Микены в северо-восточной части полуострова Пелопоннес.

Достоверные свидетельства о эгейской культуре сберегла греческая мифология, прославив остров Крит сказаниями о главном греческом
боге Зевсе, об отважном герое Тесее, об ужасающем чудище Минотавре, о полете Икара и тому подобное. Но не только греческая мифология, а также и труды греческих историков, египетские тексты упоминают о критском царстве как о могучем морском государстве, укреплению которого способствовали выгодное географическое положение — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — и непобедимый флот.

Открыть миру критскую цивилизацию помогли археологические раскопки Артура Джона Еванса на рубеже XIX—XX столетий. Микены, второй центр эгейськой культуры, еще раньше расскапывал немецкий исследователь Генрих Шлиман, исследователь знаменитой Трои. Эти
археологические данные и разшифровка одной из трех найденных письменностей (иероглифическое, линейное письмо А, линейное письмо Б) помогли воспроизвести картину крито-микенской культурной жизни.

Приблизительно в 2400 году до нашей эры на острове Крит существовали самостоятельные города (Кносс, Фест, Тилис и др.), в которых
и началась критская цивилизация. С 2000 по 1750 год до нашей эры продолжается период «первых дворцов» критской культуры. Из-за страшных катастроф критская культура пришла в упадок приблизительно на пятьдесят лет, однако вновь расцвела в эпоху «вторых дворцов», когда легендарный царь Минос, основатель минойской династии, объединил критские города под эгидой Кносса. Благодаря мощному флоту Кносс главенствует не только на острове, но и на архипелагах и побережье Эгейского моря, в частности на територии континентальной Греции.

Период расцвета Критской культуры, припадает на бронзовый век. Крит поставлял бронзовые изделия (оружие, украшения, изящную
посуду) всему Эгейскому миру. Эта цивилизация так и не перешла к железу.

Климатические и ландшафтные условия способствовали земледелию, скотоводству (отсюда особая роль быков в мифологии), морскому делу и торговле. Археологические находки подтверждают высокий уровень профессионализма ремесленников.

Критская культура прослыла вазовой керамикой (вазовая роспись в стиле камарес). Другой уникальный ее признак — дворцы. Критская культура находилась в окружении восточных деспотий и, имея широкие контакты с ними, бесспорно чувствовала на себе их культурное влияние. Однако дворцовый стиль указывает на отличающую от Востока гражданскую ориентацию этой культуры. Дворцы Кносса, Феста, Тилиса были к тому времени настоящими архитектурными шедеврами.

Практическая целесообразность и комфорт соединялись с невероятно сложным внутренним планированием. Оригинальное решение
внутреннего освещения, система специальной вентиляции, водоснабжения и другие усовершенствования характерные для этих строений.

Следует вспомнить и высокохудожественную настенную живопись, и раскрашенный стенной рельеф на мифологические и религиозно-культовые сюжеты. Они подчеркивают особенное, отличительное от канонизованного восточного, мировоззрение. Критская культура не знала религии, как, например, в Египте. В верованиях присутствуют первобытные элементы. Наряду со священными животными — быком,
змеей, львом, грифоном и тому подобное — присутствуют признаки хтонических божеств, то есть поклонение земле и ее животворным
силам.

Поэтому главные фигуры здесь — женские божества, которые ассоциируются с Большой Богиней, или Большой Матерью. Женщины
также выполняли в критской культуре функции жриц. Судя по всему, женщины имели в общественной жизни особенное значение.

То же подтверждают и знаменитые критские фрески, где главными персонажами выступают женщины. Для религиозных верований
характерно отсутствие на Крите храмов. Для культовых служб существовали алтари возле дворцов или в «священных лесах».

Центрами культурной жизни критян были дворцы, где придворная аристократия проводила жизнь в изысканных и разнообразных
развлечениях. Во всем чувствовался дух свободного, радостно-непосредственного отношения к жизни, что выделяла критскую
культуру среди современных ей восточных культур.

Поклонение окружающему миру, культ земных радостей — главный мотив критского искусства, и он роднит эту культуру со
следующей — греческой.
_____________________________

 

Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин, находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера. Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну — цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы.

К этому происшествию восходит загадка Атлантиды. Греческий философ IV в. до Р. Х. Платон дал описание огромного острова Атлантиды, расположенного перед Геракловыми столбами (Гибралтарским проливом) или за ними, жители которого, потомки морского бога Посейдона, некогда обладали огромной властью на море и даже захватили часть Греции. Однако атланты возгордились, и это их погубило. Однажды весь остров неожиданно погрузился в морскую пучину. Загадка Атлантиды до сих пор не дает покоя ученым. Геологи безуспешно искали ее в Тихом океане, другие ученые отождествляли Атлантиду с Критом. Есть интересная версия, остроумная и в чем-то правдоподобная, связанная с быстрым погружением Атлантиды в районе острова Фера. Последний в данный момент имеет месяцеобразную форму, как будто у него выедена середина. Как считают геологи, занимавшиеся Атлантидой, при извержении вулкана из верхних слоев земной коры выходит большое количество магмы и образуются пустоты. В одну из таких пустот после крупного извержения и могла обрушиться часть суши в центре Феры. Подводные раскопки французской экспедиции близ острова подтверждают то, что здесь действительно некогда была цивилизация, вполне сопоставимая с критской.

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции — критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: