Вертикальное параллельное денежное обращение осуществляется на общегосударственном уровне и на уровне отдельных территориальных образований.




Альтернативное денежное обращение включает в себя эмиссию и использование в качестве расчетного инструмента дополнительных денежных знаков, как санкционированных, так и не санкционированных публичными органами власти государства, которые находятся в обращении наравне с законным платежным средством.

Альтернативное денежное обращение по своей форме можно разделить на два основных вида:

1) альтернативное наличное денежное обращение;

2) альтернативное безналичное денежное обращение.

Под альтернативным наличным денежным обращением в работе понимается выпуск в обращение иных денежных знаков, в том числе денежных суррогатов, параллельно с официальной валютой государства.

По мнению авторов, альтернативное наличное денежное обращение можно также именовать "параллельное денежное обращение".

Альтернативное наличное денежное обращение - это скрытый потенциал для развития любого государства и системы его денежных отношений, способный положительно влиять на экономику как отдельно взятой территории, так и государства в целом. Параллельное денежное обращение в цивилизованной правовой форме может способствовать сдерживанию государства в части реализации своего монопольного права на эмиссию денежных знаков.

Опыт возникновения параллельных валют встречается в истории довольно часто. Так, после Первой мировой войны из-за нестабильности финансовой системы в Германии практически везде выпускались в обращение региональные и местные валюты. Насчитывались сотни разновидностей таких валют. Данные валюты получили название нотгельды (der Not - нужда, необходимость, крайность; das Geld - деньги), т.е. чрезвычайные деньги, временные деньги или деньги чрезвычайного положения <1> (рис. 13, 14).

--------------------------------

<1> С момента появления таких валют они попали в поле зрения ученых и коллекционеров. Самым известным ученым-коллекционером являлся доктор Арнольд Келлер, защитивший диссертацию на тему "Договор 1572 года о чеканке монет между выборными герцогствами Рейна и ландграфствами Гессена". Келлер - автор более 30 книг, посвященных нотгельдам и денежному обращению. Был также редактором журнала "Das Notgeld". В 1959 г. продал свою коллекцию "чрезвычайных" денег, насчитывающую примерно 200 тыс. бон различных стран мира, Бундесбанку (подробнее см.: Коффин К. Нотгельды Германии. URL: https://www.inoantiqpressa.com/index.php/numhistory/291-notgelds (дата обращения: 17.11.2014)).

 

Рис. 13. Нотгельд номиналом 10 пфеннигов, 1921 г.

 

Рис. 14. Нотгельд номиналом 50 пфеннигов, 1921 г.

 

Первые чрезвычайные деньги появились в Германии 31 июля 1914 г. Они были выпущены компанией Buergliches Brauhaus GmbH в Бремене номиналом 1, 2 и 2,5 марки на плотной бумаге методом гектографии (способом печати, основанным на использовании печатной формы из желатинно-глицериновой массы). На данных бонах не указывался серийный номер и не ставились подписи ответственных лиц, что отличало их от традиционных денежных знаков той эпохи. Выпускались в Германии и боны больших номиналов, получившие название гроссгельды (от нем. "gross" - большой). Основной причиной выпуска в Германии денег чрезвычайного положения являлась гиперинфляция, возникшая после окончания войны. Всего за период с 1914 по 1924 г. было выпущено несколько десятков тысяч разновидностей нотгельдов, в качестве эмитентов выступили тысячи муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Коффин К. Указ. соч.

 

В дальнейшем практика эмиссии региональных и местных валют в Германии продолжилась уже в период с 1935 по 1948 г. Такие деньги печатались исключительно в военных и концентрационных лагерях в различных местностях Германии <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Опыт использования региональных или местных валют в настоящее время продолжается. Региональные и местные валюты в перспективе способны выступить на внутреннем рынке альтернативой международным валютам, в первую очередь доллару США, но для этого они должны быть в должной мере обеспечены и иметь полностью прозрачную и понятную систему своего обращения.

О происхождении понятия "денежный суррогат" пишет И.И. Кучеров. Так, по его мнению, в самом общем смысле в качестве денежного суррогата (от лат. "surrogates" - поставленный вместо другого) следует рассматривать любое платежное средство, используемое в обращении и при расчетах наряду с законными платежными средствами. Далее автор указывает на то, что вопрос о возникновении отличных от денег платежных средств и о возможности их использования возник лишь тогда, когда обозначилась монополия государства на денежную эмиссию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Денежные суррогаты и иные квазиденежные платежные средства // Финансовое право. 2012. N 2. С. 2.

 

Важно также отметить, что, несмотря на формальное объединение всех денежных суррогатов в единую группу, они не являются однородными и различаются по форме, содержанию и механизмам своего обращения. Более того, в разных странах при выпуске в обращение денежных суррогатов преследуются самые разные цели.

А.М. Крылов предлагает классифицировать денежные суррогаты по следующим критериям: а) по выполняемым функциям валюты Российской Федерации - на суррогаты, способные выполнять все установленные законом функции валюты Российской Федерации или их часть (в том числе одну функцию); б) по субъекту-эмитенту - на государственные и негосударственные суррогаты; в) по месту эмиссии - на иностранные и национальные суррогаты; г) по территории использования - на ограниченные и неограниченные суррогаты <1>. В последнем случае ограничение связано именно с территорией обращения денежных суррогатов.

--------------------------------

<1> См.: Крылов О.М. К вопросу о правовой категории "денежный суррогат" // Финансовое право. 2011. N 9. С. 14.

 

Система денежного обращения в каждом отдельно взятом государстве не всегда однородна, так как на нее влияют множество обстоятельств (экономических, юридических, управленческих, временных и т.д.). Важно учитывать и те обстоятельства, при которых непосредственно происходит эмиссия денежных знаков или денежных суррогатов, какие цели преследуются, кто является эмитентом и, самое главное, какие она вызовет последствия для страны и ее граждан.

Стоит также отметить, что на начальном этапе цивилизованного денежного обращения не имело существенного значения, кто конкретно чеканит монеты и вводит их в обращение, так как они были из драгоценных металлов, что обеспечивало их платежеспособность далеко за пределами той территории, где они были произведены. Чеканкой монет самостоятельно занимались многие античные торговые города. Так, в Афинах выпускалась серебряная тетрадрахма (около 510 г. до н.э.), в финикийском городе Тир - серебряный статер (IV в. до н.э.), в Коринфе - серебряная дидрахма (около 450 г. до н.э.), в Пантикапее - золотой статер (конец IV в. до н.э.) и т.д. <1>. Однако в тот период деньги рассматривались лишь как средство платежа и не выполняли функции, свойственные современным денежным знакам.

--------------------------------

<1> См.: Иглтон К., Уильямс Д. Указ. соч. С. 30 - 37.

 

Несмотря на то что денежное обращение - это "фундамент финансовой системы государства" <1>, доверие к деньгам и к денежной политике в мире постепенно падает в связи с тем, что созданная система денежных отношений в таком виде уже не отвечает требованиям времени.

--------------------------------

<1> Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Указ. соч. С. 5.

 

В России действующая система денежных отношений начала складываться в 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, в ст. 75 которой было закреплено: "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются". Более того, в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия относится к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, в России запрещено выпускать в обращение иные деньги, кроме рубля, эмитируемого только на федеральном уровне, исключительно Центральным банком РФ (Банком России).

В Законе о Банке России норма Конституции РФ уточняется и, помимо денежных единиц, запрещается выпуск денежных суррогатов. В соответствии со ст. 27 данного Закона денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Стоит также отметить, что в России не всегда денежные знаки эмитировались исключительно одним органом государственной власти - государственным банком. В разные периоды времени существовала и параллельная система денежного обращения, когда, помимо Государственного банка, денежные средства в обращение выпускались и Государственным казначейством. Так, параллельное денежное обращение встречалось в России в годы Первой мировой войны, а именно в 1914 г. в обращение были выпущены билеты Государственного казначейства, которые использовались в качестве денег (участвовали в расчетах) и были выгодным способом вложения средств, так как на них начислялись проценты (4% годовых). Общий объем таких билетов составил 25 млн. руб. сроком на четыре года в целях покрытия расходов на ведение войны. В обращении такие билеты должны были находиться до 1 августа 1928 г., но проценты предполагалось выплачивать только четыре года - с 1914 по 1918 г. Билеты Государственного казначейства, фактически являясь ценными бумагами, имели все необходимые признаки денег.

Параллельное денежное обращение реализовывалось в России и в начале 90-х гг. XX в. Однако важно понимать, что параллельная система денежного обращения - это не только выпуск двух и более валют центральными органами власти, такими, как Государственный банк и Государственное казначейство, но и параллельный выпуск собственных денег территориальными образованиями государства.

В связи с этим параллельное денежное обращение, по мнению авторов, необходимо разделять на два основных вида: на горизонтальное параллельное денежное обращение и вертикальное параллельное денежное обращение.

Вертикальное параллельное денежное обращение осуществляется на общегосударственном уровне и на уровне отдельных территориальных образований.

В настоящее время в ряде государств мира параллельно в обращении находятся и общегосударственные деньги, и денежные знаки отдельных территориальных образований (региональные и местные денежные знаки или денежные суррогаты). Сегодня в мире насчитывается более 220 региональных и местных валют, из них около 100 в Европе <1>. Большая часть указанных валют имеет очень маленький круг обращения, как правило, в масштабах небольших муниципальных образований. За рубежом организация регионального и местного денежного обращения активно обсуждается и рассматривается как одно из важнейших средств борьбы с последствиями мирового экономического кризиса. Так, с целью исследовать региональное и местное денежное обращение создан и активно функционирует специальный международный электронный портал по дополнительным и альтернативным валютам и системам обмена <2>. В июне 2013 г. в Нидерландах прошла вторая Международная конференция, посвященная дополнительным валютным системам (Университет Эразмуса, Роттердам, 19 - 22 июня 2013 г.) <3>.

--------------------------------

<1> Исследованию дополнительного денежного обращения в мире посвящен специальный Международный журнал валютных исследований. См.: URL: https://www.ijccr.net (дата обращения: 18.09.2013).

<2> См.: URL: https://www.complementarycurrency.org (дата обращения: 18.09.2013).

<3> Подробнее см.: URL: https://www.iss.nl/research/conferences_and_seminars/periodic_conferences_debates_and_semi-nars/complementary_currency_systems (дата обращения: 22.06.2013).

 

Основными причинами введения в различных государствах вертикального параллельного денежного обращения являются:

- во-первых, политические причины, связанные с возникновением кризисных явлений внутри государства, вызываемых неопределенностью статуса его отдельных территорий, слабостью власти, кризисными процессами в управлении, гражданским противостоянием и т.д.;

- во-вторых, кризисные процессы в экономике, в том числе высокий уровень инфляции и (или) невозможность организации единого денежного обращения на всей территории государства в необходимом объеме;

- в-третьих, желание осуществить экономическое стимулирование отдельно взятых территорий государства - вертикальное параллельное денежное обращение способствует развитию экономики, внешнего и внутреннего туризма и, как следствие, сопутствующей инфраструктуры, препятствует оттоку капиталов и т.д.

Пример вертикального параллельного денежного обращения настоящего времени, связанного с конфликтом внутри государства, мы видим в Республике Молдова, где в обращении можно встретить денежные знаки Республики Молдова (левы), эмитируемые Национальным банком Республики Молдова, и рубли Приднестровской Республики, эмитируемые Приднестровским республиканским банком (рис. 15, 16). Органы власти Молдавии считают территорию Приднестровья частью Республики Молдова, а выпускаемую там валюту - незаконным средством платежа. Для Приднестровья собственные денежные знаки - это не только средство платежа, но еще и символ независимости.

 

Рис. 15. Денежный знак Приднестровской Республики

номиналом 10 руб., 2000 г.

 

Рис. 16. Пластиковые монеты Приднестровской Республики

номиналом 1, 3, 5 и 10 руб., 2014 г.

 

Как показывает практика, возникновение внутри единого государства независимых территорий связано с серьезными внутренними проблемами, часто выражающимися в гражданском и военном противостоянии. Последним примером такого противостояния является конфликт на востоке Украины и возникновение непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик, иногда именуемых также "Новороссия" <1>.

--------------------------------

<1> См.: В Новороссии завершена разработка макетов денежных знаков. URL: hup://www.newsrbk.ru/news/1148755-v-novorossii-zavershena-razrabotka-maketov-denezhnyih-znakov.html (дата обращения: 04.11.2014).

 

В октябре 2014 г. власти непризнанных Республик разработали свои денежные знаки, которые должны быть едиными для Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики <1> (рис. 17, 18). Новороссийские рубли планировалось привязать к курсу российского рубля.

--------------------------------

<1> ДНР в наименовании расчетного знака не встречается, также в нем содержится ошибка в номинале: цифрами указано "100", а ниже буквами "пятьдесят" (см.: URL: https://alternathistory.livejournal.com/2079503.html).

 

Рис. 17. Проект денежных знаков Новороссии <1>, 2014 г.

 

--------------------------------

<1> См.: URL: https://bskamalov.livejournal.com/1263886.html (дата обращения: 21.02.2015); www.nnm.me/blogs/igorki/proektdenezhnyh-znakov-respubliki-novorossiya (дата обращения: 21.02.2015).

 

Рис. 18. Проект расчетного знака Донецкой Народной

Республики <1>, 2014 г.

 

--------------------------------

<1> В данном исследовании не анализируются политические процессы, происходящие в Украине, а исследуются исключительно особенности денежного обращения в отдельных государствах и на отдельных территориях государств.

 

Органы власти в Киеве считают территории ДНР и ЛНР частью Украины и любые действия, направленные на обособление данных территорий, в том числе попытки организовать свое денежное обращение, рассматривают исключительно негативно.

Одним из последних примеров "мирного" вертикального параллельного денежного обращения является региональная валюта бристольский фунт, который начал эмитироваться 19 сентября 2012 г. в г. Бристоле (крупном портовом городе на востоке Британии) <1> (рис. 19).

--------------------------------

<1> См.: Британский город Бристоль вводит собственную валюту - бристольский фунт. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/66671 (дата обращения: 19.09.2012).

 

Рис. 19. 10 бристольских фунтов (образец), 2012 г.

 

Необходимость введения бристольского фунта, по мнению авторов идеи, объяснялась следующими причинами: во-первых, это было необходимо для развития местной экономики и, как следствие, для создания новых рабочих мест; во-вторых, основная цель введения региональной валюты заключалась в желании воспрепятствовать оттоку с данной территории капиталов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Тарасенко С. Бристоль придумал альтернативу фунту // Metro. 2012. 20 сент. С. 8.

 

Если обратиться к российской истории, то примеры вертикального параллельного денежного обращения встречаются в России как в период с 1917 по начало 1920-х гг. XX в. (рис. 20, 21), так и с начала 90-х гг. XX в. по 1993 г.

 

Рис. 20. Боны Сочинского городского управления, 1918 г.

 

Рис. 21. Разменный билет города Одессы номиналом 10 руб.,

1917 г.

 

Практика печати своих денег на местах в период с 1918 г. по начало 1920-х гг. не могла быть реализована повсеместно во всех муниципальных образованиях, так как не везде имелась возможность производства новых денежных знаков. Часто применялась практика использования царских денежных знаков и денежных знаков Временного правительства, которые заверялись определенным способом, как правило, печатями и подписями должностных лиц. Также использовались специальные штампы с надписями "Имеют право хождения на территории...". В обращении находились и денежные знаки, выпущенные специально для России зарубежными странами (Америкой, Японией, странами Антанты), при этом были как оккупационные деньги (японские оккупационные иены и сены, деньги Западной добровольческой армии, немецкие оккупационные деньги и т.д.), так и деньги, отпечатанные за рубежом по заказу российских властей.

В качестве примера эмиссии местных денежных знаков на территории бывшей Российской империи можно привести краткосрочную бону Слуцкого уездного земства 1918 г. (рис. 22). Данные денежные знаки были выпущены на общую сумму 500 тыс. руб. и обеспечивались краткосрочными обязательствами и процентными бумагами Государственного казначейства и недвижимым имуществом, принадлежащим земству, общей стоимостью 700 тыс. руб. Слуцкие уездные боны находились в обращении параллельно с государственными кредитными билетами и могли быть обменяны на них в кассе управы.

 

Рис. 22. Краткосрочная бона Слуцкого уезда номиналом 1 руб.,

1918 г.

 

В период с 1918 по 1922 г. на территории России в обращении находились сотни видов денежных знаков и денежных суррогатов. Так, с 1918 г. свои деньги начали выпускать органы власти (Центральное временное правительство, Сибирское временное правительство, Временное правительство Северной области и др.), муниципальные образования, отделения Государственного банка в регионах (денежные знаки Оренбургского отделения Государственного банка, денежные знаки Ростовской конторы Государственного банка и др.). Интересным примером является выпуск кяхтинским отделением Народного банка 10-рублевой банкноты, в центре которой был приклеен фрагмент "керенской" купюры номиналом 40 руб. <1> (рис. 23).

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Детин Д.И. Белая гвардия. Золотой запас // Секретные материалы 20 века. Досье. Специальный выпуск. 2013. N 39. С. 8 - 9.

 

Рис. 23. 10-рублевая банкнота кяхтинского отделения

Народного банка

 

В годы Гражданской войны количество денежных знаков увеличилось за счет банкнот, эмитируемых различными вооруженными силами. Например, на юге России в обращении находились билеты Государственного казначейства Главного командования вооруженными силами на юге России (рис. 24). Свои денежные знаки выпускали А.В. Колчак, будучи Верховным правителем России, атаман Г.М. Семенов, генералы А.П. Родзянко, Н.Н. Юденич, А.Е. Едрихин и многие другие.

 

Рис. 24. Билет Государственного казначейства (лицевая

и оборотная сторона) Главного командования вооруженными

силами на юге России номиналом 10 руб.

 

Советская денежная система в период с 1918 по 1924 г. тоже не была однородна. Изначально денежные отношения вообще предлагалось заменить товарными, но полностью деньги вытеснены не были <1>. Например, свои деньги выпускали ЦИК Сибири, Совнарком Сахалинской области, в ряде регионов в обращении продолжали находиться денежные знаки Временного правительства <2>. Разрозненность в денежном обращении Советской России была ликвидирована лишь благодаря советскому золотому червонцу.

--------------------------------

<1> Первоначально отношение советской власти к деньгам было негативным, что отображено в программе РКП(б). Однако в условиях полнейшей разбалансировки финансово-экономических отношений Советское правительство так и не смогло найти более удачного средства обращения и платежа, чем деньги (см.: Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Указ. соч. С. 41).

<2> Подробнее см.: Петин Д.И. Указ. соч. С. 9, 17, 32.

 

В годы Великой Отечественной войны на территории СССР в системе товарообмена деньги хотя и присутствовали, но практически не использовались, так как повсеместно реализовывалась карточная система. На оккупированных территориях, как и в годы интервенции, нацистами предпринимались попытки организации местного денежного обращения путем выпуска оккупационных денежных знаков (например, оккупационных карбованцев на территории Украины). Подобную практику в годы Второй мировой войны использовала и Япония, распространявшая в странах Юго-Восточной Азии японские оккупационные песо.

В начале 90-х гг. XX в. на территории нашего государства денежные знаки (денежные суррогаты) в форме чеков, талонов, внутрихозяйственных денежных знаков и т.д. печатали и использовали в расчетах не только органы публичной власти, но и заводы, совхозы и колхозы. Стоит отметить, что в 2005 г. Конституционный Суд РФ определил, что "вопросы денежной эмиссии и обмена денежных знаков относятся к публично-правовой, а не частноправовой сфере регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 487-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тихоновой Антонины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 31 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

В начале 90-х гг. XX в. в России в обращении находились: уральские франки - расчетные чеки товарищества "Уральский рынок" (выпущены в обращение в Свердловске в 1992 г.) <1>, внутрихозяйственные расчетные чеки Администрации Костромской области, потребительские казначейские билеты Администрации Нижегородской области и т.д. Последние два представляли собой в большей степени денежные суррогаты.

--------------------------------

<1> Уральские франки были отпечатаны на Пермской фабрике Гознака, имели девять степеней защиты и могли полноценно использоваться в качестве денег (подробнее см.: Чупин В. Уральские франки. URL: https://dobrayalira.ru/chtenie/arhivy-dobroy-liry/uralskie-franki.html (дата обращения: 04.08.2013)).

 

С одной стороны, изготовление денег и денежных суррогатов на местах было вызвано желанием стабилизировать финансовую систему и организовать товарообмен. С другой стороны, введение своих денег на отдельных территориях, например на Урале, воспринималось не иначе как желание данной территории выйти из состава Российской Федерации. Именно по этой причине в Конституции РФ 1993 г. вводится запрет на осуществление эмиссии денежных знаков иными субъектами, кроме Центрального банка РФ.

Под запрет в ближайшей перспективе должны попасть и сувенирные денежные знаки, которые внешне похожи на российские рубли. Так, законопроект о запрете печати сувенирных денег в сентябре 2013 г. внесли в Госдуму депутаты Законодательного собрания Калужской области <1>. С похожим предложением еще в 2011 г. выступало и Министерство внутренних дел РФ, предлагавшее ввести ответственность за выпуск копий, которые внешне похожи на официальную национальную валюту. Данные сувенирные деньги часто стали использоваться для мошеннических действий <2>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.rg.ru/2013/09/27/dengi.html (дата обращения: 27.09.2013).

<2> Подробнее см.: URL: https://www.km.ru/biznes-i-finansy/2011/06/27/zakonoproekt/mvd-predlozhilo-zapretit-vypusk-suvenirnykh-kupyur-banka-pr (дата обращения: 27.06.2011).

 

Подводя итог, можно заключить, что вертикальное параллельное денежное обращение является распространенной мировой практикой, имеющей, несомненно, свои положительные моменты. Региональные и местные валюты препятствуют оттоку капитала с отдельно взятой территории государства, способствуют сохранению и развитию региональной и местной промышленности, что очень важно в условиях глобализации, а также способствуют развитию туристической деятельности. В России же, как было сказано выше, вертикальное параллельное денежное обращение, как и любое другое параллельное денежное обращение внутри государства, безальтернативно запрещено и Конституцией РФ, и иными нормативными правовыми актами и в целом воспринимается негативно из-за событий, происходивших в начале 90-х гг. XX в.

Переходя к рассмотрению альтернативного безналичного денежного обращения, следует отметить, что в настоящей работе под ним понимается использование в расчетах за товары и услуги различного рода электронных средств.

К альтернативным безналичным денежным знакам относятся электронная валюта (электронные деньги или криптовалюты) и электронные продукты банков, предусматривающие оплату этими продуктами за товары и услуги.

Наиболее известной мировой электронной валютой являются биткоины (bitcoin от англ. "bit" - бит, "coin" - монета) (рис. 25). В связи с полной бесконтрольностью обращения биткоинов они активно используются при расчетах за запрещенные товары (оружие, наркотики и т.д.), в связи с чем в Российской Федерации данный вид валюты запрещен <1>. В ряде стран биткоины имеют вполне легальное хождение. Так, в ноябре 2013 г. США признали биткоины законным средством платежа, а в Германии биткоины признаны расчетной единицей, подлежащей налогообложению <2>.

--------------------------------

<1> См.: Россия становится второй страной, чтобы запретить биткоин. URL: https://news2world.net/novosti-ekonomiki/rossiya-stanovitsya-vtoroy-stranoy-chtobi-zapretit-bitkoin.html (дата обращения: 06.02.2014).

<2> Там же.

 

Рис. 25. Графический символ биткоина

 

Изначально Центральный банк РФ разъяснил, что использование биткоинов подпадает под статью, предусматривающую уголовную ответственность за финансирование терроризма <1>. Однако позднее Министерство финансов РФ предложило законопроект, запрещающий использование криптовалют на территории России. В проекте дается определение понятия "денежные суррогаты" и устанавливается ответственность за их выпуск и использование в России. К денежным суррогатам относятся введенные на территории Российской Федерации другие денежные единицы, кроме рубля, а также выпущенные объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемые в качестве средства платежа и (или) обмена, но непосредственно не предусмотренные федеральным законом. При этом за выпуск денежных суррогатов, создание и распространение программного обеспечения для их выпуска, а также за умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск денежных суррогатов или операции с их использованием, Министерство предлагает ввести штрафы: для частных лиц - от 5000 до 50 тыс. руб., для должностных лиц - от 20 тыс. до 100 тыс. руб., для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. Основным препятствием реализации данного законопроекта стала неопределенность в распределении контрольных полномочий: по мнению Минфина России, отслеживать нарушения, связанные с использованием криптовалют, должен банковский регулятор, с чем Центральный банк РФ не согласился <2>.

--------------------------------

<1> См.: ЦБ запретил биткоины, пригрозив статьей о финансировании терроризма. URL: https://top.rbc.ru/economics/27/01/2014/901833.shtml (дата обращения: 27.01.2014).

<2> См.: Минфин запретит обращение криптовалют в России. URL: https://russian.rt.com/article/53026 (дата обращения: 06.10.2014).

 

В качестве средства платежа в товарообороте используются также финансовые продукты коммерческих банков. Наиболее известным таким продуктом являются бонусы, которые начисляются за операции с банковской картой того или иного банка. В связи с тем что данными бонусами можно рассчитаться за товары и услуги, их можно также считать средством платежа, следовательно, они являются электронной валютой. Данная валюта наравне с иностранной валютой, обращающейся на территории Российской Федерации, представляет собой скрытую эмиссию, не учитываемую Центральным банком РФ, что может негативно влиять на национальную валюту Российской Федерации - российский рубль.

 

§ 2. Ответственность за нарушение законодательства

в сфере денежного обращения

 

Ответственность - особый элемент публичного управления, применяемый исключительно в случаях нарушения закона <1>. В настоящее время делаются попытки выделения и научного обоснования отдельного вида ответственности - финансово-правовой ответственности, включающей и ответственность за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения.

--------------------------------

<1> См.: Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 112.

 

Ранее в праве существовала отраслевая привязка видов ответственности. Однако, как справедливо отмечают А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, деление видов ответственности "не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида, например административная" <1>.

--------------------------------

<1> Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 46.

 

В рамках финансового права принято разделять два основных вида юридической ответственности - финансово-правовую ответственность (ответственность, предусмотренную непосредственно финансовым законодательством) и ответственность за нарушение финансового законодательства (это все виды ответственности (уголовная, административная и др.), предусмотренные за финансовые правонарушения).

По справедливому замечанию И.И. Кучерова, "ответственность за нарушения законодательства в сфере денежного обращения является комплексным или, точнее, собирательным понятием, поскольку включает в себя несколько видов юридической ответственности. Объединяющим началом по всем указанным позициям является то, что основанием рассматриваемой ответственности является совершение правонарушения в сфере денежного обращения. В данном случае речь идет о таких правонарушениях, негативным последствием которых является причинение вреда именно системе денежного обращения" <1>.

--------------------------------

<1> Ответственность за нарушение финансового законодательства: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. И.И. Кучеров. М., 2014. С. 165.

 

Нормы, закрепляющие ответственность за нарушение законодательства в сфере денежного обращения, группируются в рамках денежного права в отдельный институт. При этом данный институт является факультативным, поскольку ответственность не является обязательным элементом денежных отношений и возникает исключительно при нарушении законодательства, регулирующего данные отношения.

Основанием возникновения ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения является совершение правонарушения, представляющего собой виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта складывающихся в сфере денежного обращения общественных отношений, запрещенное законодательством Российской Федерации.

В настоящее время изучение вопросов ответственности за нарушение законодательства в сфере денежного обращения, как правило, осуществляется фрагментарно и иногда непоследовательно: либо в рамках исследования отдельных институтов финансовой ответственности, либо в формате самостоятельных, невзаимосвязанных исследований ответственности за нарушение установленных законодательством правил денежного обращения <1> и ответственности за нарушение валютного законодательства <2>. Данная проблема обусловливается комплексным характером правоотношений, возникающих в сфере денежного обращения, - за близкие по своей сути деяния могут быть предусмотрены разные виды ответственности. В связи с этим невозможно выделить общие нормы об ответственности в данной сфере.

--------------------------------

<1> См.: Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.

<2> См., например: Семенихин В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2012. N 2(158). С. 32 - 41; Авдеев В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2010. N 10(142). С. 34 - 38.

 

За нарушение законодательства в сфере денежного обращения может наступать финансовая, административная и уголовная ответственность.

Следует отметить, что вопрос о возможности выделения финансовой ответственности до сих пор вызывает спор в юридической науке. Тем не менее все чаще в научных работах обосновывается мнение, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности.

Существуют также разные подходы к определению финансовой ответственности. По мнению А.А. Мусаткиной, финансовая ответственность - это нормативная, формально определенная, гарантированная и обеспеченная государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическая обязанность субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализуемая в финансово-правомерном поведении, влекущем одобрение или поощрение, а в случае совершения финансового правонарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера, реализуемые в охранительном правоотношении финансовой ответственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мусаткина А.А. Проблемы финансовой ответственности: Учеб. пособие. Тольятти, 2005. С. 23.

 

С.Е. Батыров указывает на то, что "финансово-правовая ответственность - это правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения" <1>.

--------------------------------

<1> Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.

 

М.Б. Разгильдиева считает, что финансово-правовая ответственность - это "ограничение прав лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях восстановления нарушенных субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения иных правонарушений" <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2009. С. 182.

 

По своему содержанию финансовая ответственность за нарушение законодательства в сфере денежного обращения является правовосстановительной. В частности, А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, указывая на правовосстановительный характер финансово-правовой ответственности, отмечают, что "финансово-правовые санкции должны быть применены в полном объеме, чтобы загладить тот вред, который был причинен финансовой системе. Применение же штр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: