Речь – это высшая функция мозга. Мозговые центры созревают в определенные сроки и неврологические критерии - это конкретные этапы развития работы мозга.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», а отставание в развитии. Если перенести ту же аналогию на речь, то советы «отдать в сад чтобы научили говорить» никак не скажется на отставании в развитии центральной нервной системы и не решит основную проблему.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенные нарушения, которые надо найти, чтобы помочь ему догнать свой возраст. Ждать, что ребенок сам заговорит в 5 лет - это только упускать время, потому что речевое развитие напрямую связано с развитием высших психических функций, а соответственно появлению новых навыков. Основная задача, что бы ребёнок в 7 лет мог полноценно пойти в общеобразовательную школу.
В формировании речи участвуют практически все отделы головного мозга, но есть два центра которые регулируют эту функцию - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет. Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это субскомпенсированные дети. Это не всегда значит, что организм смог скомпенсировать все внутренние проблемы и в дальнейшем это не «выльется» в другую неврологическую симптоматику в виде тиков, задержек психического развития и других. Также причина может быть в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). У таких детей большой риск получения таких диагнозов как: СДВ, дисграфия, дислексия (нарушение процессов восприятия чтения и письма).
#детскаяакадемияречи #логопед #РАС
Развиваем речь. Советы логопеда:
✅ Сопровождайте свои действия словами. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него.
✅ Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
✅ Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
✅ Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.
✅ Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
✅ Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
✅ Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
✅ Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
✅ Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
✅ Не пытайтесь угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
✅ Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
✅ Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
✅ Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
✅ Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
✅ Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Помните, только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
#детскаяакадемияречи #развитиеречи #логопед #ЗРР #ЗПРР #РАС #РДА #аутизм #советылогопеда
Часто мы слышим от родителей вопросы:
«Для чего нужна диагностика логопеда-дефектолога?»
Диагностика логопеда-дефектолога необходима для определения уровня развития речи и общего развития ребёнка в соответствие с возрастными нормами.
«В каком возрасте можно обратиться на диагностику к логопеду-дефектологу?»
Все мы знаем, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
«С чего начинается диагностика и что обследует логопед-дефектолог?»
1. Сбор анамнестических данных, они помогут понять причину нарушения и спланировать работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
2. Проверка словаря (активного, пассивного).
3. Звукопроизношение и речевой слух.
4. Фонематические процессы.
5. Грамматический строй речи.
6. Связная речь.
7. Артикуляционная моторика.
8. Мелкая и общая моторика.
9. Развитие высших психический функций.
По результатам диагностики логопед-дефектолог составит индивидуальный план занятий, учитывающий речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности ребенка.
Дорогие родители, заметив задержку развития речи, речевые нарушения у ребенка, обратитесь к логопеду-дефектологу. Специалист поможет малышу вовремя преодолеть все возникающие трудности.
#детскаяакадемияречи #ЗРР #РАС #ребенокнеговорит #запускречи #курсинтенсив #развитиеречи #ЗПРР #ОНР #алалия #аутизм #СДВГ #гиперактивность #коррекцияречи#подготовкакшколе #дислалия #дизартрия #дисграфия #РДА #РАС#синдромДауна #логопедМосква #дефектолог #нейропсихолог #клиническийпсихолог #детскийпсихолог #нейролингвист
ставляющих, как темп, ритм, интонация, дикция, правильная расстановка ударений в речи, членение речи на отрезки, логическое повышение и понижение основного тона, относительное замедление и ускорение по смыслу высказывания, разрыв произнесения.
При нарушении просодики происходит выделение совсем не того слова, которого нужно, теряется смысл высказывания. Затруднена коммуникация, ведь говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное отношение к описываемым фактам.
Основной причиной нарушения просодической стороны речи у детей является дизартрия, то есть нарушение иннервации мышц речевого аппарата. Сигнал из мозга не поступает в определенные зоны артикуляционного аппарата, отсюда – малоподвижный язык, напряженные губные мышцы, нечеткая артикуляция. Также причинами могут быть нарушение фонематического слуха, трудности улавливания темпа и ритма.
Данные нарушения требует комплексного подхода. Необходимо обратиться к врачу-неврологу и логопеду-дефектологу. Важно соблюдать назначения врача (массаж, физиопроцедуры и др.), посещать занятия логопеда-дефектолога, проводить логопедический массаж языка, губ, щек, ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику.
Темп и ритм лучше всего начинать формировать с младенчества. С 7-8 месяцев играть с малышом в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам» и т.п. В любых стишках и потешках «прячется» ритм, темп, интонация, выражающая положительные эмоции. Также важно, играя с ребенком, развивать его мимику.
Зачем ребенку нейропсихолог?
Развитие психики ребенка — сложнейший процесс. С первого дня жизни начинается формирование высших психических функций; их структура усложняется и перестраивается по мере взросления. На каждом возрастном этапе ребенок решает определенные задачи развития, сталкивается с новой системой социальных требований.
Нейропсихолог, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость.
Задача нейропсихолога — своевременная оценка психического развития. Основываясь на результатах обследования, можно сказать, в занятиях с каким именно специалистом (логопедом, дефектологом, нейропсихологом) нуждается ребенок.
Диагностика нейропсихолога, особенно актуальна при подготовке ребенка к таким переломным моментам, как поступление в детский сад, начало школьного обучения и т.д. Своевременная диагностика позволяет осуществлять эффективную профилактику возможных трудностей.
Нейропсихологическая диагностика входит в комплекс обследований, направленных на всестороннюю оценку состояния нервной системы ребенка. Работают совместно невролог и нейропсихолог: невролог оценивает состояние нервной системы, нейропсихолог - высшие психические функции (восприятие, память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера) и решает задачи их коррекции.
Показания для обращения к нейропсихологу:
• Задержка психического и/или речевого развития.
• Трудности школьного обучения.
• Невнимательность (в том числе, как проявление СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
• Проблемы поведения (агрессия, детские капризы, «истерики»).
• Трудности коммуникации.
• Социальная дезадаптация (например, непонимание правил поведения в обществе, в школе, детском саду).
• Проблемы воспитания.
Дорогие родители, если вы заметили у вашего ребенка одну из перечисленных проблем, обратитесь к специалисту. Чем раньше начнется работа, тем эффективнее и быстрее пройдет коррекция.
#детскаяакадемияречи #запускречи #ЗРР #алалия #аутизм #СДВГ #РДА #РАС #логопедМосква
--
Мифы при ЗРР.
Миф №1: Речь развивается сама по себе – логопед-дефектолог не нужен.
Если малыш не начинает говорить вовремя, это значит, что он испытывает трудности и ему надо помочь. Логопедические занятия помогают ребенку развить речь.
Миф №2: Проблему решит детский сад.
Общение со сверстниками в детском саду далеко не всегда способно стимулировать речь ребенка. Для многих детей с задержкой речевого развития стресс, связанный со сменой обстановки и новым коллективом, наоборот, может запустить обратный процесс и вынудить ребенка замкнуться в себе. Для ребенка с ЗРР предпочтительно посещать специализированные дошкольные учреждения и/или индивидуальные логопедические занятия.
Миф №3: Не стоит волноваться – всему свое время.
Бывает, что родители, отмечая у своего ребенка нарушения в развитии речи, не спешат обращаться к специалистам в надежде, что ситуация сама нормализуется. Это ухудшает положение. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем эффективнее она будет.
Миф №4: Проблему решат занятия по развитию мелкой моторики и пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи, но ждать результата от этой методики при сложных случаях ЗРР не стоит, одни только пальчиковые игры не помогут.
Миф №5: Ребенок не хочет или ленится говорить.
Если ребенок в 2-2,5 года не говорит слово мама, а общается со взрослыми при помощи жестов и если ему что-то нужно тянет руки, кричит и издает какой-то звук, то это не лень и особенность характера, а наличие у ребенка задержки речевого развития.
Дороги родители, если вы заметили у ребенка наличие каких-либо факторов задержки речевого развитие, обратитесь к специалистам. Обследование ребенка с подозрением на задержку речи должно быть комплексным: невролог, логопед-дефектолог, нейропсихолог.
#детскаяакадемияречи #запускречи #развитиеречи #ЗРР #ЗПРР #ОНР #алалия #аутизм #СДВГ #гиперактивность #коррекцияречи #задержкаречи #дислалия #дизартрия #дисграфия #РДА #РАС #логопедМосква #нейропсихолог
--