Введение
Подготовка к строительству объекта и площадки включает большой комплекс различных подготовительных работ. Особое место на этом этапе подготовки строительства занимает внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы. Внеплощадочные подготовительные работы связанны в основном с инженерной подготовкой территории и за пределами строительной площадки это строительство. Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы является исследование проведения подготовительных работ. Объектом исследования данной курсовой работы является линейная часть трубопровода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть структуру организации строительного производства трубопровода;
- выявить основные этапыстроительства линейной части магистральных трубопроводов;
- определить основные требования к технике безопасности, при проведении земляных работ;
- произвести расчет.
Подготовительные работы
Расчистка полосы от леса и кустарника
Расчистку трассы трубопровода на период строительства ведут в границах строительной полосы, установленной техническим проектом.
К расчистке полосы строительства приступают после восстановления и закрепления трассы в натуре, оформления ее заказчиком в соответствии с техническим проектом, а также после получения специального разрешения–лесорубочного билета (ордера), которое оформляет дирекции строящегося объекта и передает ген – подрядной организации.
Расчистку полосы строительства трубопровода от леса и кустарника осуществляет комплексная бригада, которая выполняет следующие работы в приведенной последовательности:
- Натурную разметку границ ширины строительной полосы и трелевочного волока визирами (затёсками на деревьях и вешками);
- Уборку опасных деревьев;
- Прокладку и устройства трелевочного волокна;
- Устройство площадок для разделки поваленных деревьев;
- Валка деревьев и срезку кустарников;
- Обрубку сучьев и раскряжёвку хлыстов;
- Погрузку, транспортировку, разгрузку и складирование лес;
- Корчёвку и уборку пней;
- Засыпка неровностей;
- Разработку траншей для сжигания порубочных остатков и засыпки пней;
- Сжигание порубочных остатков, засыпку пней траншей.
Каждая комплексная бригада, выполняющая расчистку полосы строительства, состоит из специализированных звеньев,количество рабочих в звене зависит от густоты и крупности леса и принятого темпа работ.
Звенья в процессе расчистки строительной полосы работают вахтами, причем расстояние между ними должно быть не менее 50 м.
Комплексная бригада в зависимости от условий может работать в одну или две смены.
Комплексные бригады, создаваемые на базе лесоповальных машин, должны работать только по сменному режиму.
При распределению работ по многосменному режиму комплексная бригада в первую смену выполняет следующие работы:
-Разметку и ограничение визирование ширины строительной полосы и трелевочного волока;
- Отделение ветровальных деревьев от пней;
- Повал сухостных и зависших деревьев;
- Обрубку сучьев и валежников;
- Устройство разделочной площадки;
- Прокладку и устройство трелевочного волока;
- Валку деревьев;
- Обрубку сучьев и раскряжевку хлыстов;
- Корчёвку пней;
- Засыпку ям и неровностей;
- Разработку траншей для засыпки пней и сжигание порубочных остатков;
- Транспортировку деревьев и хлыстов с участков со сложным рельефом и с грунтами и со слабой несущей способностью.
Во вторую смену выполняют транспортировку хлыстов и поваленных деревьев.
Кроме того, во вторую смену сжигают порубочные остатки, засыпают пни и траншеи.
Расчистку полосы строительства трубопровода от леса и кустарника ведут по точным методам, обеспечивающее непрерывность производства работ специализированными ведениями в строгой технологической последовательности.
Технологическая последовательность работ предусматривает постепенное развертывание всех звеньев комплексной бригады. Фронт работ комплексной бригады с учетом необходимых разрывов между поточно работающими звеньями зависит от следующих условий:
- Густоты и крупности лес;
- Грунтовых условий;
- Применяемых машин и механизмов.
Работы по расчистке полосы начинают с разметки и ограничением визирами ширины строительной полосы в соответствии с техническим проектом.
Разбивку просипи осуществляет звено, состоящее из 3 – 4 человек: 2- ое из них отмеряют ширину просипи стальной лентой или рулеткой, а двое других устанавливают по границам просипи вешки или делают на деревьях затески.
Одновременно со взбивкой ширины просеки осуществляют разметку трелевочного волокна и разбивку участка работ для звеньев повалки леса.
После разбивки просеки приступают к уборке опасных деревьев. Перед валкой каждого такого дерева его необходимо:
- Осмотреть, не заходя под крону;
- Проверить валочной вилкой устойчивость;
- Выбрать направление валки.
Валят опасные деревья в свободный промежуток между другими деревьями с учетом их уклона. В отдельных случаях для валки опасных деревьев применяют взрывной способ.
Опасные деревья убирает специально звено, состоящее из 3 рабочих:
- Вальщики 6 разряда;
- Помощника вальщика 4 разряда;
- Обрубщика сучьев 3 разряда.
Работы по валке и уборке опасных деревьев ведут в том случае, если число таких деревьев составляет не более 20% от общего числа деревья на разрабатываемой просеки.
При большом числе опасных деревьев (чтобы не создавать завалов при подготовке строительной полосы) принимают меры по вывозке спиленных деревьев за пределы полосы.
Одновременно с удалением опасных деревьев прокладывают трелевочный волок, который размещают в зоне работы строительно-монтажных работ с учетом дальнейшего использования его в качестве временной дороги.
Работы по прокладке трелевочного волока зависит от грунтовых условий.
На сухих минеральных грунтах с несущей способностью свыше 1 кг/см при прокладке трелевочного волока:
- Вырубают подлесок и кустарник;
- Убирают валежник;
- Снимают заподлицо с замлей находящиеся на волоке деревья и вывозят их или складируют на волоке;
- Убирают крупные камни;
осуществляют грубую планировку.
На грунтах с несущей способностью менее 0,5 кгс/см2 на трелевочном волоке поверх хворостяной выстилки устраивают простейший сплошной поперечный настил из бревен диаметром 10-30 см.
Прокладку трелевочного волока выполняет звено по валке леса, которое состоит из 5-6 человек: вальщика 6 разряда; помощника вальщика леса 4 разряда; двух лесорубов 2 разряда; машиниста 5 разряда для работы на бульдозере.
Валку деревьев на волоке осуществляют параллельно голову вершинами по направлению к трелевке хлыстов.
На специально отведенных местах - площадках, которые устраивают либо вне строительной полосы, либо на ней.выполнял разделку поваленных деревьев. Расположение этих площадок на местности намечает мастер или прораб в соответствии с технологической картой на расчистку трассы.
Подготовка площадок состоит из следующих работ: вырубки площадки для установки погрузочного оборудования; расчистки ее от валежника, кустарника и валунов; опиливании пней заподлицо с землей.
Бели площадка примыкает к лесу, не подлежащему рубке, то на расстоянии 5-10 м по всему периметру площадки убирают все опасные деревья.
Расстояние между разделочными площадками определяет в зависимости от густоты и крупности поваленного леса, а также количества трелевочных тракторов.
Подготовку площадки должно выполнять звено по прокладке трелевочного волока.
Валку леса осуществляет бензомоторными пилами и лесоповальными машинами.
Бензомоторные пилы применяют для валки деревьев леса в горных условиях, на обводненных и заболоченных участках трассы с несущей способностью грунта менее 0,3 кгс/см2, а также для опиливания деревьев толщиной более 90 см.
Лесоповальные машины применяют для расчистки строительной полосы от леса при спокойном (равнинном) и слабо всохолмленным (крутизна около 10°) рельефе местности и плотном грунте, несущая способность которого обеспечивает проходимость таких машин.
Валку леса на строительной полосе бензомоторными пилами осуществляют методом узких лент. Для этого строительную полосу разбивают на ленты шириной 3-8 м, параллельные оси трассы.
На каждой ленте валку деревьев леса выполняет звено вальщиков, состоящее из 4 человек:
- вальщика - 6 разряда;
- лесоруба - 4 разряда;
- двух лесорубов - 2 разряда.
Валку деревьев начинают на ленте, примыкающей к трелевочному волоку. Вальщик переходит от одного дерева к другому, перемещаясь от волока поперек ленты, до ее границы, а затем обратно и т.д. Валку деревьев на последующих лентах производят после расчистки от леса предыдущей ленты не менее 50 м ее длины.
На равной местности и на склонах крутизной до 15° валку деревьев ведут под углом 15-40° к трелевочному волоку вершинами в направлении трелевки, а на последующих лентах - кронами на вырубку предыдущих лент, причем вначале валят небольшие деревья, а затем более крупные.
На косогорах с поперечным уклоном более 15° валку деревьев ведут вершинами к линии волока. На косогорах с продольным уклоном более 19° валку деревьев следует вести вершинами вниз в направлении волока.
Очистку деревьев от сучьев при расчистке строительной полосына слабых грунтах осуществляют непосредственно на трелевочном волоке.
Для срезки сучьев с поваленных деревьев применяют бензина-моторные пилы и сучко-резки БС-1.
Б горной местности при обрубке сучьев для предохранения от скольжения хлыста вдоль склона при крутизне 30° хлыст предварительно привязывают к крепким пням.
Для валки деревьев лесоповальными машинами применяют валочно-пакетирующие машины,которые срезают и укладывают деревья в пакеты, удобные для трелевки.
Количество валочно-пакетирующих машин, необходимых для расчистки, определяют в зависимости от ширины строительной полосы и из условия двойного вылета стрелы с поправкой на уменьшение вылета стрелы при срезании крупных деревьев диаметром свыше 40 см.
Расчистку строительной полосы шириной до 28 н необходимо выполнять с помощью одной машины, перемещающейся вдоль трассы "елочкой", а свыше 28 м - двумя параллельно работающими машинами, отстоящими по ходу их движения на безопасном расстоянии (не менее 30 м).
Технологический цикл при срезании и укладке дерева валочно-пакотирующими машинами состоит из следующих приемов:
- наводки захватно-срезающего устройства;
- зажима, натяжения, срезания и подтягивания дерева;
- поворота платформы с деревом и укладки ее;
- поворота платформы без груза.
Обязательным элементом технологического цикла являются также переезды машины со стоянки на стоянку. Среднее расстояние одного переезда составляет 4,3 м.
Валочно-пакетирующие машины эксплуатируют в комплексе с колесными трелевочными тракторами, оборудованными клещевыми захватами (ЛТ-157) и гусеничными тракторами, оснащенными гидро - манипуляторами (типа ТБ-1, ЛП-18А).
Валку деревьев ведут вдоль древостоя, укладывая деревья "елочкой" в расчищенную сторону в пакеты с комлями вместе с веерообразным расположением верхушек. Объем пакета формируют равным грузоподъемности трелевочного трактора.
Пакеты деревьев укладывают в легко доступных для трелевочного трактора местах с таким расчетом, чтобы на подходе к ним не было крупных пней-валежников стволов, резких понижений и т.п.
При транспортировке пакетов тракторами с гидроманипуляторами пакеты укладывают:
- под углом 20-30° слева к продольной оси трактора с клещевыми захватами, не имеющими поворотного устройства по оси трактора;
- под углом 10-20° по обе стороны трактора с клещевыми захватами, оборудованными поворотными устройствами.
При укладке деревьев в пакеты учитывают требования последующей трелевки. Для тракторов с клещевыми захватами разбег комлей по длине не должен превышать 0,7 м, а ширина пакета по комлям - 1,3-Х,5 м.
Для тракторов с гидроманипуляторами разбег комлей по длине кокет быть допущен до 1,2 м, а ширина пакета по комлям составлять до 2 м.
Пакеты деревьев укладывают с таким расчетом, чтобы торцы комлевой их части находились на расстоянии 3,3-4 м от оси поворота платформы, т.е. 0,3-1 м от гусеницы при укладке под углом и за собой и 1,5-2 м при укладке сбоку.
Валочно-пакетирующая машина с одной стоянки срезает все деревья, находящиеся в зоне вылета манипулятора за исключением тех деревьев, которые нельзя срезать из-за их размеров. После того как срезали деревья, к которым могли подойти машины, переходят на следующую стоянку. Машина перемещается с одной стоянки на другую только передним ходом.
Деревья диаметром 12-20 см валят по два и три, собирая их в захватно-срезающем устройстве в формируемый пакет.
Высота реза у валочно-пакетирующих машин типа ДП-19 должна Сыть наименьшей, а при использовании других шин деревья на строительной полосе срезают заподлицо с поверхностью земли, за исключением зоны разработки траншеи, в которой необходимо оставлять пни высотой до 0,5 м.
Спиленные и очищенные от сучьев деревья доставляют на специально отведенные для хранения деловой древесины площадки, которые служат временным складом, при этом хлысты деревьев укладывают в штабели; каждый штабель должен быть не более чем на одну лесовозную Пашину.
Для трелевки хлыстов применяют трелевочные тракторы ТДТ-55, ТТ-4, ЛП-18А, ТВ-1 и ЛП-157.
Трелевочные тракторы ТДТ-55 и ТБ-1 эффективно использовать для трелевки мелкого и среднего леса при среднем объеме хлыста до 0,4 ы8 и тракторы АП-18А и ЛП-157 - для трелёвки среднего и крупного леса.
Для работы в горных условиях, на обводненных и заболоченных участках трассы для транспортировки пакетов деревьев применяют чокерные трелевочные тракторы, оснащенные лебедками.
С помощью этих тракторов можно по труднопроходимым участкам перемещаться без груза (пакетов деревьев) с последующим их подтаскиванием лебедкой.
Вслед за трелевкой хлыстов на строительной полосе должны быть выполнены работы по корчевке пней.
Корчевку пней диаметром до 40 см летом и до 30 см зимой выполняют бульдозером. Пни небольшой толщины можно корчевать за один прием, держа отвал бульдозера на уровне земли и перемещаясь впереди пня на первой скорости.
Более крупные пни корчуют бульдозером за несколько приемов:
- упирают в пень отвал, опущенный до земли;
- немного приподнимают отвал, перемещаясь вперед на первой скорости, наклоняют тем самым пень и выдергивают его на землю;
- отводят бульдозер назад;
- заглубляют отвал в землю на 10-15 см;
- окончательно выкорчевывают пень из земли, перемещаясь вперед на первой скорости.
Корчевку пней диаметром до 75 см и валунов объемом до 2м3 можно выполнять тракторными корчевателями или бульдозерами на базе мощных (250 л.с. и выше) тракторов; зубья отвала корчевателя заглубляют под пень н, одновременно, толкая и поднимая отвал, выкорчевывают пень из грунта.
Неизлеченную часть корней удаляют последующими проходами корчевателя с заглубленными зубьями. При сильно развитой корневой системе перед корчевкой пня подрубают особо мощные корни.
В случае если при корчевке крупных пней невозможно использовать механизмы, то применяют взрывной способ.
Известны два метода размещения зарядов взрывчатого вещества при корчевке пней взрывами: под пень или в шпур, пробуренный в теле пня.
Корчевку и уборку крупных камней и валунов с полосы отводапроизводят такими же способами и теми же механизмами, что и корчевку пней. Отличие заключается лишь в применении взрывного способа; для дробления крупных валунов (если позволяют условия безопасности) используют взрывы накладных зародов.
После корчевки и уборки с полосы отвода пней и валунов оставшиеся от них ямы тщательно засыпают грунтом и сравнивают с поверхностью земли.
Выкорчеванные пни убирают со строительной полосы или засыпают их непосредственно на строительной полосе в специально отрываемой траншее, которую размещают в зоне отвала грунта между траншеей под трубопровод и линией кабеля связи.
Траншею для пней отрывают одноковшовым экскаватором; когда траншея готова, то ковшом этого же экскаватора перемещают пень в траншею и засыпают его грунтом с последующим уплотнением.
В зимних условиях расчистку полосы от леса ведут в два этапа:
- расчищают зону проезда транспорта и ведут работы на строительных машинах;
- выполняют расчистку от леса оставшейся полосы и корчевку пней на ней непосредственно перед рытьем траншеи.
В пределах этой полосы благодаря временному сохранению леса, мохового покрова и слоя снега промерзание грунта бывает неглубоким, что позволяет вести разработку траншеи как одноковшовыми, так и роторными траншейными экскаваторами без предварительного рыхления.