Я не хочу обижать слабых




Сегодня мы начнем с вами разговор об обиде. В жизни довольно часто случается, что и нам наносят обиду, и сами мы кого-то обижаем… Но нередко происходит так, что стремление обидеть другого, более слабого, не умеющего за себя постоять – превращается в привычное поведение, порой даже незаметно для самого обидчика.

Обижать никого нельзя. Умышленно причинять страдания, унижать, оскорблять. Но обычно человек может за себя постоять и ответить. А беззащитный человек (и не только человек) - он безответный. Он не может или не умеет защититься от нападок. И ему часто достается от недобрых людей, которые не верят в возмездие и с удовольствием над безответным издеваются и обижают его. Это кажется таким простым и безопасным…

Я прошу вас прочитать сказку и ответить на вопросы после прочтения.

Волшебная роща (Н. Лумпова)

Жил-был мальчик. Как его звали? Да не все ли равно? Просто мальчик. Как и все дети, он ходил в школу, катался зимой на санках и на коньках. Летом ездил с бабушкой и де­душкой на дачу, ходил с ними в лес по грибы, купался в пруду. Но вот беда, что бы он ни делал — все получалось плохо. И его очень часто ругали, называли хулиганом. Например, на уроке родного языка учительница рассказывала ребятам об именах существительных. И вдруг солнечный лучик пробился из-за туч, скользнул через окно по стенам класса и заблестел золотом на волосах Юльки Степашиной, что сидела за партой прямо перед ним. И рыжие Юлькины волосы засверкали, заискрились... У мальчика аж дух перехватило. Он резко выдернул один Юлькин волосок из золотой копны и завопил на весь класс: «Золото, продаю золото!» Что тут было! Шум, гвалт. Учительница рассердилась, сказала, что не может больше терпеть такого безобразия: «Устраивать торговлю как на базаре посреди урока, посвященного изучению «великого и могучего» русского языка! Языка, на котором писали такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов!..» В общем, «чаша ее терпения переполнилась», и она в очередной раз вызвала в школу родителей.

Мальчик шел домой угрюмый и сердитый. Все было не мило. Яркий свет солнца раздражал. Как назло, все люди вокруг были почему-то счастливы, улыбались, радовались ранней весне, молодым листочкам, проклюнувшимся на оттаявших после зимы ветках деревьев. Мальчик вошел в небольшую рощицу, которая отделяла школу от его дома. Такие рощицы остались кое-где в городе от старых пригородных лесов, на месте которых возводились новые жилые микрорайоны. Мальчик споткнулся о сухую ветку, лежавшую поперек тропинки, протоптанной пешеходами. Он поднял ветку и резко взмахнул ею. Раздался свист рассекаемого воздуха, и ветка сломалась. Мальчик совсем рассердился.

Рядом рос большой куст орешника. Мальчик грубо обломил нависшую низко над землей ветку и стал размахивать ею вокруг себя, представляя ее острой саблей, разящей всех его невидимых врагов. Под ударом «сабли» поникли свежие побеги молодой травы и головки распустившихся утром желтеньких цветочков мать-и-мачехи, зазвенел, как натянутая струна, ствол юной березки. Вдруг мальчику показалось, что кто-то стонет, чуть слышно, но очень жалобно. Он остановился и стал прислушиваться. Стон исходил прямо от березки и от орешника, растущего возле нее. Вокруг было тихо-тихо, как будто и не было рядом большого города. И эту тишину пронизывал тихий шепот-стон орешника: «Больно!.. Как мне больно, сестрица Березка. Вот уже много лет живу я в той роще. Много людей ходят по этой тропинке мимо меня, и каждый норовит то ветку отломить, то ногой ударить. И этот вот мальчишка сломал мою лучшую ветку. Осенью на ней было бы больше всего орешков...» И орешник заплакал. Мальчик сразу понял почему-то, что прозрачные капли влаги, скопившиеся на свежем изломе, — это слезы.

Березка зашевелила своими тонкими веточками, протянула их к орешнику и, как бы обнимая его ими, зашептала-застонала в ответ: «Да, милый братец, и мне очень больно. Посмотри, как изрезали мой ствол, обломали мои ветки. Что нам, деревьям, делать? Если бы были у нас ноги, как у людей, ушли бы мы отсюда, куда глаза глядят. А так — засохнем раньше времени». И мальчик увидел, как по стволу березки из прорезов в коре тоже потекли тонкие струйки-слезы.

У мальчика перехватило дыхание. Говорящие деревья! Он подошел к березке совсем близко и потрогал рукой ее шершавую кору. Ему показалось, что по стволу пробежала дрожь. Тогда мальчик прошептал: «Не бойся, березка, я тебя больше не трону. Но ты и вправду живая, и тебе больно?» — «Конечно, — ответила березка, — так же больно, как и тебе, когда ты поранишься. Мы все живые: деревья, кусты, цветы, трава... Мы рождаемся из семян, растем, по нашим каналам текут живительные соки, а когда приходит время, мы даем плоды, которые вам, людям, приносят радость. Яблони дарят вам вкусные ароматные яблоки, орешник дает вам орехи, липа — прекрасный липовый цвет, помогающий от многих болезней, дуб защищает вас своей кроной от ветра и палящих лучей солнца, мы, березы, радуем глаз нежной зеленью листвы. Обо всех сразу и не расскажешь. Нас ведь очень много. А приходит пора — и мы умираем, как люди. Умираем тихо и незаметно. Но и засохшие мы можем приносить пользу людям. Засохшие деревья срубают и используют на дрова, и сохранившаяся в нас энергия дает тепло. Добрые люди знают это, любят нас и берегут». — «Я тоже люблю вас, — сказал мальчик, — просто у меня сегодня неприятности. Я не хотел сделать вам больно, я не знал».

Тут заговорил молчавший до сих пор куст орешника: «Эх, Березка-сестрица, что ты с ним разговариваешь? Ведь этот мальчик любит только себя одного, только собственные беды его волнуют. Знаю я таких. Он делает только то, что ему хочется, не думая о последствиях. Я давно живу здесь, видел и этого мальчика, и многих других. Помню, как они подвесили за хвост кота к соседнему дереву только потому, что им было скучно и хотелось посмотреть, как он будет выпутываться из веревок. Ведь слабых обидеть легко. А сколько раз я слышал их разговоры о том, как они балуются на уроках, доводят чуть не до слез своих учителей. Им кажется, что они герои, смельчаки. А на самом деле они просто лентяи, не выучившие урок. Они ничего не умеют, ничего не знают. И единственный способ обратить на себя внимание — это совершить что-либо необычное. Чаще — злое, так как тут особого ума не требуется, а для добрых дел надо иметь доброе сердце и ум». Сказав это, орешник подобрал свои ветки, брезгливо отворачиваясь от мальчика.

У мальчика от обиды горло сдавило. И он вновь было взмахнул веткой, чтобы обрушить удар на орешник.

Но тут зашелестела всеми своими листочками Березка и быстро-быстро зашептала: «Не делай этого, мальчик. Вначале подумай. Ведь для того и дали вам, людям, разум, чтобы вы думали». Мальчик застыл с поднятой рукой. А Березка продолжала: «Подойди ко мне, прижмись к моему стволу и послушай».

Мальчик подошел к Березке, обхватил ее ствол руками, прижался к ней всем телом и стал слушать. Ему показалось, что он слышит, как дышит береза, как бегут по ее каналам живительные соки... И еще ему показалось, что сила этих соков, тепло дыхания Березки передаются ему. Мальчику стало хорошо и спокойно, душу наполнила необъяснимая радость. Мальчик не знал, сколько он так простоял, словно в забытьи. Очнувшись, он обнаружил, что стоит, обнимая березку, вокруг щебечут птички, шелестят листвой деревья, где-то за рощицей шумит город. Рядом орешник со сломанными ветками. Мальчик чуть заметно помахал рукой своим неожиданным собеседникам и сказал: «Спасибо вам большое, деревья, я кое-что понял. Я не буду обижать слабых и очень постараюсь поумнеть. А вы мне поможете?»

С тех пор мальчик часто приходил в рощицу, мысленно разговаривал со своими деревьями-друзьями, гладил их стволы, делился с ними радостями и горестями. Он больше не обижал слабых, и хотя мальчик теперь не дрался, не проказничал на уроках, его все знали и уважали, потому что он стал много читать и хорошо учиться, а еще он со своими друзьями-мальчишками организовал дружину по охране природы.

· Про каких людей можно сказать, что они любят только себя, только собственные беды их волнуют?______________________________________________________________________________________________________________________________________

· Что помогло измениться мальчику?______________________________________________________________________________________________________________________________________

· Как изменилась после этого его жизнь?________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: