Классификация и характеристика грузовых перевозок




Вопрос 51

Транспортное средство — техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Транспорт входит в состав производственной инфраструктуры. Транспорт как отрасль производства представляет совокупность средств и путей сообщения. Их нормальную деятельность обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на автотранспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта).

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железные дороги, речные пути…).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

 

Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Транспорт связывает все экономические и административные районы РФ в единое целое, удовлетворяет потребности населения в передвижении, обеспечивает неуклонный рост товарооборота, расширение и усиление связей между всеми отраслями народного хозяйства.

Основными задачами в области транспорта являются:

1.расширение транспортно-дорожного строительства.

2.полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения во всех видах перевозок

3.дальнейшее техническое перевооружение всех видов транспорта.

Транспорт представляет собой единую транспортную систему, в которую входят:

1)железнодорожный

2)автомобильный

3)водный (речной и морской)

4)воздушный

5)трубопроводный

Все виды транспорта развиваются планомерно и осуществляют перевозки во взаимодействии друг с другом.

Основные понятия о транспорте и транспортном процессе.

Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения и технических устройств и сооружений.

Средствами сообщения автомобильного транспорта являются:

1. автомобили

2. тягачи

3. автомобильные прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров.

Средства сообщения называются подвижным составом автомобильного транспорта.

К техническим устройствам и сооружениям автомобильного транспорта относятся

- гаражи

- ремонтные мастерские

- заправочные станции

- шиноремонтные мастерские

- станции технического обслуживания

- системы управления

- средства связи и сигнализации

Производственный процесс автомобильного транспорта заключается в перемещении грузов и пассажиров подвижным составом и называется автомобильными перевозками.

Транспортный процесс состоит из трех элементов:

- погрузка

- движение

- разгрузка

1. Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту.

- организацию фронта работ

- формирование и сортировку груза

- оформление документов, сопровождающих перевозку

Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная на основании которой грузоотправитель списывает со счетов своего предприятия материальные ценности, передавая их на период перевозки работником транспорта.

2.Движение является основной функцией транспорта.

Усложнившееся движение транспортного потока требует большого внимания и от составителей маршрутов и исполнителей (водителей) для сокращения времени в пути и гарантированной безопасности перевозки грузов и пассажиров.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцами или работниками транспорта. Погрузочно-разгрузочная операция наиболее сложная и трудоемкая и влияет на время задержки транспортного средства и на уменьшение его производительности.

3. Разгрузка – это подача транспортного средства в зону работ, это:

- расформирование и сортировка груза

- оформление документов на прибывший груз

По товарно-транспортной накладной груз передается грузополучателю, который принимает на себя материальную ответственность.

Все риски за груз переходят от перевозчика на грузополучателя.

Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, т.е. тогда когда груз доставлен в нужное место.

Для эффективного осуществления транспортного процесса (погрузки, движения и разгрузки) необходимо четкое разграничение функций всех участников перевозки (транспортного предприятия и клиента) и строгое согласование их действий при выполнении различных работ и операций транспортного процесса.

Вопрос 52

Классификация и характеристика грузовых перевозок

На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт.

Виды грузовых сообщений: местное в пределах одной дороги; прямое -в пределах двух и более дорог; прямое смешанное (железнодорожно-водное) – перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное (железнодорожно-автомобильное) -по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транс­порта; прямое международное -по единому перевозочному до­кументу с участием дорог двух или более государств. Кроме того, Уставом железных дорог РФ (ст. 68)предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное и другие сообщения.

В зависимости от количества груза, принятого по од­ной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннаж­ными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10т и объемом не более 1/3вместимости крытого четырехосного ваго­на, полувагона или площади четырехосной платформы.

Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10до 25т и объемом не более половины вместимости четырех­осного вагона. Для по вагонной отправки требуется отдельный вагон.

Групповая отправка -это такое количество груза, для кото­рого требуется более одного вагона, но меньшего маршрута.

Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляе­мого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).

Скорость доставки подразделяют на следующие виды: грузовая –перевозки осуществляются в обычных грузовых поездах; большая –в ускоренных поездах (скоропортящиеся гру­зы); пассажирская –перевозка багажа и грузов с пассажирским поездом.

Автомобильный транспорт.

Грузовые автомобильные пере­возки различают по следующим признакам:

• отраслевому –перевозки грузов промышленности, строи­тельства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;

• размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля-q, но не меньше-qγ (где γ -статический коэффициент ис­пользования грузоподъемности). Мелкопартионные пе­ревозки -это называют небольшие партии груза (мас­сой от 10кг до qγ/2,т);

• территориальному признаку –городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и между­народные перевозки;

• способу выполнения: местные –осуществляются одним ав­тотранспортным предприятием; прямого сообщения –при перевозке участвуют несколько автотранспортных органи­заций; смешанного сообщения –перевозки двумя или не­сколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения, являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного ви­да транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных плат­формах или на речных и морских судах;

• времени освоения –постоянные, сезонные и временные пе­ревозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные –только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;

• организационному признаку -централизованные и децен­трализованные. При централизованных перевозках авто­транспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый гру­зополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.

Речной транспорт.

Виды сообщений:

• внутреннее водное –в границах одного речного пароходства;

• прямое внутреннее водное –в границах двух или несколь­ких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик;

• прямое водное –с участием речных и морских пароходств;

• прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомо­бильное).

Размер партии: судовая, сборная, мелкая.

Судовая партия –это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного суда на до его технической нормы.

Сборная партия состоит из груза массой свыше 20т, предъявляемого к перевозке в количестве:

1)недостаточном для загрузки одного судна;

2)достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделе­ния одного груза от другого.

Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20т.

На речном транспорте в зависимости от срочности доставки различают большую скорость и грузовую скорость.

Морской транспорт. Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщений.

По видам перевозок грузовые перевозки подраз­деляются на сухогрузные и наливные.

В зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориаль­ные воды других государств. Большой каботаж –это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах. Заграничные морские перевозки обеспечивают экономические связи России с зарубежными странами.

Загранплавание подразделяют на перевозки между россий­скими и иностранными портами (экспорт), между иностранны­ми и российскими портами (МИП). В первом и втором случаях могут перевозиться как российские внешнеторговые грузы, так и грузы иностранных фрахтователей. Перевозка грузов иностран­ных фрахтователей (ГИФ) по своему экономическому содержа­нию представляет экспорт транспортных услуг.

На морском транспорте различают следующие виды сообщения: междупортовое, прямое водное и прямое смешан­ное. В междупортовом сообщении перевозки осуществляются от одного морского порта до другого; в прямом водном —от мор­ского порта до речного, причем на морском отрезке пути пере­возки выполняют морские суда, на речном -речные; в прямом смешанном сообщении участвует несколько видов транспорта.

На морском транспорте применяют две формы органи­зации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).

Вопрос 53

В настоящее время транспортировка играет огромную роль в перевозке (перемещении) грузов и управлении товаропотоками в логистике. Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптималь­ными затратами. Значение транспортировки в логистике доста­точно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку со­ставляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут дохо­дить до 300 % от себестоимости производства продукции по раз­личным отраслям и компаниям.

Очень важно в данном разделе более подробно рассмотреть задачи транспортных компаний и принципы организации перевозок грузов.

Основными задачами транспортных компаний при организации перевозок грузов являются:

1. Полное удовлетворение потребностей заказчиков в автоперевозках.

2. Обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков.

3. Выполнение существующих планов перевозок.

4. Эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов.

5. Систематическое получение прибыли.

Система организации перевозок должна обеспечить выполнение следующих принципов:

- координацию работы всех подразделений и работников автотранспортного предприятия;

- оптимальную организацию движения;

- доставку грузов в кратчайшие сроки;

- эффективное использование подвижного состава автотранспорта;

- безопасность движения;

- рентабельность перевозок.

При организации перевозок конкретных грузов автотранспортными предприятиями проводится ряд мероприятий:

1. Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

2. Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозке масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.

3. Разрабатываются графики движения - на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на обед, отдых и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую производительность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также ограничивает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества - наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Вопрос 54

Разработка стратегии перевозки включает следующие элементы: Анализ вариантов: анализ потребности может подсказать аналогичные, но менее дорогостоящие варианты перевозки. Анализ цены: ставки оплаты существенно меняются и решения необхо­димо принять только после рассмотрения всех возможностей. Нужно получить конкурентоспособные расценки. Консолидировать грузы там, где это возможно: оптовые скидки на перевозки могут существенно снизить транспортные затраты. Доказали свою выгодность системные контракты и общие заказы. Если применяется система поставки в точные сроки, то с точки зрения расходов эффективной будет консолидация нескольких поставщиков, работающих по этой системе. Проводить анализ и оценку поставщиков: системы выбора и оценки поставщика предоставят данные, необходимые для принятия лучшего решения. Существует четыре области оценки:

финансовая;

управленческая;

техническая/стратегическая;

область отношений или общих корпоративных связей между перевозчиком и грузоотправителем. Пересмотреть возможности использования различных видов транспорта: это включает использование отдельных видов транспорта и перевозку комбинированным транспортом, например, автомобильно-железнодорожным. Часто при этом достигается значительная экономия средств. Развивать более тесные отношения с выбранными перевозчиками: необходим обмен данными, которые приводят к лучшему планированию потребностей в транспортных услугах, использовать преимущество сильных сторон покупателя и перевозчика. Следует обдумать возможность сокращения количества перевозчиков, а также возможность парт­нерств или союзов по логистике. Анализ/снижение расходов: Долгосрочные контракты, партнерства, уча­стие третьей стороны, консолидация грузов, усредненная оплата, упаковка грузов и обслуживание, качество и требования к доставке предлагают возможности по снижению затрат. Внешние источники услуги по логистике третьей стороны, контрак­ты с внешними источниками: по мере уменьшения размеров предприятий, концентрации внимания на вопросах их главной компетенции, расши­рении конкуренции, основанной на параметрах времени, растет необхо­димость контрактных отношений с предприятием или группой предприятий для полного обеспечения услугами в области логистики.

Вопросы безопасности: вопросы безопасности связаны с требованиями грузоотправителя, что может привести к согласованию нереальных, неприемлемых с юридической точки зрения графиков поставок. Результатом будет искажение водителями данных в книге учета рабочего времени, а также ДТП. Избежание проблем, связанных с безопасностью, является ключевым элементом стратегии. Принципы организации перевозок. Специфика возникающих при организации перевозок проблем логистики зависит от того, между какими пунктами должна осуществляться перевозка и имеются ли при этом альтернативные варианты. В простейшем виде пункты отправки и назначения, а также перевозимое количество грузов уже определены решением вышестоящих органов, поэтому не требуется решать вопросы управления перевозками. В зависимости от того, из какого пункта осуществляется управление транспортными потоками, различают управление из пункта отправления или управление из пункта назначения. Выделяют также систему централизованного управления перевозками, организованную вне пунктов отправления и назначения.

Организация доставки определенного вида грузов из нескольких пунктов отправления в несколько пунктов назначения предполагает решение широкого круга оптимизационных задач. Если существуют ограничения максимального количества отправляемого и принимаемого груза у поставщиков и потребителей, отличаются расходы на транспортировку для разных путей сообщения, то необходимо определить оптимальные транспортные связи между поставщиками и потребителями. Данные вопросы представляют собой классический предмет задач по оптимизации транспортных потоков.

Дополнительные проблемы оптимизации возникают при следующих ситуациях:

· ограничена пропускная способность. В этом случае необходимо разработать планы оптимального использования транспортных средств (например, расписание работы погрузчика);

· не определены размер и местоположение складских помещений. При этом на предприятии в наличии имеется достаточное количество складов и примерно известно, как часто и куда осуществляются перевозки от места складирования товаров. Так как для каждого склада частота и стоимость перевозок различны, встает задача оптимизации мест хранения и путей транспортировки.

Такие вопросы, как выбор наиболее удобных транспортных средств и приспособлений для перевозок, а также оборудование транспортных магистралей, механизмов для погрузочно-разгрузочных работ, являются в большинстве случаев технической проблемой. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше - чем - вагон» или «меньше - чем - грузовик», что увеличивает затраты, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию консолидации небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Для каждого конкретного случая доставки груза может быть разработана транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая последовательность выполнения операций. Содержание транспортно-технологической схемы для различных условий перевозок может быть различным. В общем случае в ней имеется три раздела:

· сведения о грузе;

· сведения об используемых технических средствах (автотранспорт, грузоподъемные механизмы и другие);

· операционная схема доставки по элементам транспортного процесса с указанием требуемых механизмов, численности, специальности и квалификации исполнителей и трудоемкости работ. В операционной карте, как правило, содержатся также рисунки, поясняющие порядок выполнения отдельных этапов технологического процесса.

Технология перевозок - это последовательность технологических операций в ходе выполнения транспортного процесса. Несмотря на кажущуюся однозначность последовательности технологических элементов (подача автомобиля к пункту погрузки, размещение груза в кузове автомобиля, доставка груза грузополучателю, разгрузку и порожний пробег к пункту погрузки) возможны различные варианты выполнения тех или иных операций. Например, погрузка и разгрузка могут быть заменены перецепкой оборотных полуприцепов или прицепов, возврат автомобиля после разгрузки к пункту погрузки может быть совмещен с попутной перевозкой груза, транспортировка груза может быть совмещена с технологическими операциями с грузом (например, перемешивание товарного бетона в бетоновозе). Решение технологических вопросов тесно связано с организацией перевозок. Под организацией перевозок понимается подготовка транспортного процесса, выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, выбор рациональ­ной формы взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств (часовые графики, челночный метод и другие), выбор маршрута движения. В организацию перевозок входят также планирование, оперативное управление, учет и контроль, установление порядка документооборота, расчеты за перевозки.

Вопрос 55

Транспортные услуги представляют собой совокупность действий,предпринимаемых предприятиями, по организации, контролю, предоставлению и доставки груза, предъявляемого к грузовой перевозке заказчиком от места отправки до места назначения.

Данный процесс объединяет в себе разработку списка предоставляемых услуг, планов передвижения и выбор моделей автомобилей, в зависимости от характеристик груза, а так же специфических особенностей отдельных участков дороги. Определяются меры по уменьшению простоя автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах путем автоматизации данного процесса и подготовки, необходимых для этого условий (закупка оборудования, предоставление площадок для маневрирования автомобилей, имеющих большие габаритные размеры). Разрабатываются методы по рациональному распределению груза в автомобилях, с целью оптимального применения их грузоподъемности.

То есть главной целью автотранспортных организаций по предоставлению услуг грузоперевозок считаются удовлетворение запросов заказчиков в автоперевозках, качественное обслуживание, рациональное применение автотранспорта, снижение расходов по транспортировке грузов и т.д.

При предоставлении автоперевозок определенных видов грузов, транспортными компаниями предпринимается ряд действий: оформляется маршрут с обозначением трудных участков; в соответствии с видом грузоперевозок, определяется модель грузового автомобиля; учитываются возможные изменения дорожных и погодных условий. Масса и объем транспортируемого груза не должны превышать грузоподъемности транспортного средства (указанной в его техническом паспорте), используемого для грузоперевозки.

В зависимости от оптимальных скоростей движения транспортных средств на определенных участках дороги, с учетом перерывов на отдых и сон, создаются графики перемещения грузовых автомобилей. В графике указываются стоянки на ночлег и обед, а так же труднопроходимые участки дороги. Все водители обязательно проходят инструктаж по правилам грузоперевозок данного вида груза, а так же разбирается маршрут с указанием опасных участков. Определяется максимальное время возвращения автомобиля из поездки, по прошествии которого будут начаты розыскные операции по его местонахождению. Помимо этого услуги грузоперевозок включают в себя проверку над выполнением графика грузоперевозок всех рейсов, выполнения норм по загрузке автотранспорта, с целью разбора в последствии обстоятельств, приведших к отклонению от них и изменения будущих графиков движения.

Все водители перед рейсом обязательно проходят медицинский осмотр. Автомобили должны быть снабжены аптечками и огнетушителями. Техническое состояние машин должно соответствовать нормам установленным заводом изготовителем, а так же нормативам по допуску автомобилей к дорожному движению.

При предоставлении услуг автоперевозок, организации должны строго контролировать соблюдение водителями графиков движения автомобилей и норм их грузоподъемности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: