Тема 1.5 Современная система специального образования лиц с ОВЗ в России




Задания для самостоятельной работы студентов

СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Саранск 2016

Модуль 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОВЗ

 

Тема 1.1Специальное и инклюзивное образование как учебная дисциплина и сфера профессиональной деятельности

 

Ключевые слова: педагог-дефектолог, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, требования к профессиональной подготовке и личности педагога-дефектолога, виды профессиональной деятельности(коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и профилактическая, научно-исследовательская, преподавательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность),лицо с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, инклюзивное образование.

Вопросы для обсуждения:

1. Специальное и инклюзивное образование как учебная дисциплина.

2. Специальное и инклюзивное образование как сфера профессиональной деятельности.

3. Предметная область специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

4. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: основные положения и требования.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры): основные положения и требования.

6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального и инклюзивного образования.

 

Практическая работа:

1. Уточнить значение основных терминов по теме (педагог-дефектолог, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, требования к профессиональной подготовке и личности педагога-дефектолога, виды профессиональной деятельности(коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и профилактическая, научно-исследовательская, преподавательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность),лицо с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, инклюзивное образование и др.).

2. Изучитьрекомендуемые материалы и нормативно-правовые документы.

3. Составить опорные схемы

«Профессиональная деятельность педагога-дефектолога», (Слайд)

 

«Профессиональные и личностные качества педагога-дефектолога», Л ичностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

«Актуальные задачи профессиональной подготовки педагога-дефектолога».Пдф (задачи..)

4. Познакомиться с сайтом, его рубриками, а также структурой Института коррекционной педагогики Российской академии образования:https://институт-коррекционной-педагогики.рф/

5. Познакомиться с сайтом, его рубриками, а также структурой Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета: https://www.i№clusive-edu.ru/

6. Познакомиться со структурой, основными рубриками и содержанием ведущих специализированных журналов в области дефектологии: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», а также другими профессиональными периодическими изданиями.

7. Определить предметное поле дефектологии как науки, специального и инклюзивного образования как учебной дисциплины и сферы профессиональной деятельности.

8. Определить информационные источники и познакомиться с ними.

9. Составить план учебной работы по освоению дисциплины «Специальное и инклюзивное образование» на семестр.

 

Литература

Нормативные документы

1. Проект. Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1597993

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № 904 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/71202640/paragraph/1:6

 

Основная литература

1. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru

2. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во НПЦ ЭНАС, 2002. – С. 14–20.

3. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pandia.ru/text/78/331/16714.php

4. Малофеев, Н. Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 3–10.

5. Малофеев, Н. Н. Теория и практика специального образования. Научные достижения НИИ дефектологии АПН РСФСР / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2013. – № 1. – С. 3–10.

6. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2010. –
С. 5–87.

7. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 6–224, 317–332.

Дополнительная литература

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб: Лань, 2003. – 650 с.

2. Гончарова, Е. Л. Влияние идей Л. С. Выготского на развитие исследований и практики в области специального образования в России / Е. Л. Гончарова // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 3–11.

3. Захарова, Г. П. Интеграция науки и образования: приоритеты исследований / Г. П. Захарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 5–11.

4. Лучков, В. В. Значение теории Л. С. Выготского для психологии и дефектологии / В. В. Лучков, М. С. Певзнер // Дефектология. – 2011. – № 1.– С. 3–14.

5. Малофеев, Н. Н. К столетию Института коррекционной педагогики РАО / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 3–5.

 

 

Тема 1.2 Лица с ОВЗ в системе образования: систематика, характеристика, специфика развития, образования и социализации

 

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инвалидность, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья,развитие, нарушение развития, дизонтогенез, дизонтогенез психического развития, биологические и социальные факторы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,систематика нарушений психофизического развития, классификацияограниченных возможностей здоровья, психолого-педагогическая характеристика, образование, социализация, социальная адаптация, социальная интеграция, особые образовательные потребности, специальные условия образования.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема развития личности с ограниченными возможностями здоровья.

1.1. Сущность понятия и природа личности: факторы, движущие силы, процесс развития, возрастная периодизация.

1.2. Соотношение понятий развитие, социализация и воспитание личности.

1.3. Понятие о «норме» и «патологии» развития личности. Варианты развития личности.

1.4. Аномальное развитие психики: понятие, причины, категории.

1.5. Понятие «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Систематики ограниченных возможностей здоровья.

2. Характеристика детей с нарушением психического развития.

2.1. Понятие нарушения психического развития (дизонтогенеза).

2.2. Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому (1985).

2.3. Характеристика детей различных форм психического дизонтогенеза.

2.4. Особенности развития, социализации и воспитания личности детей с ОВЗ.

3. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ.

3.1. Клинический аспект изучения и коррекции нарушений развития.

3.2. Психологический аспект изучения и коррекции нарушений развития.

3.3. Педагогический аспект изучения и коррекции нарушений развития.

4. Взаимосвязь процессов развития, образования, социализации и формирования личности с ОВЗ.

4.1. Характеристика процессов развития, образования, социализации и формирования личности с ОВЗ.

4.2. Факторы развития, социализации и формирования личности ребенка с ОВЗ.

4.3. Образовательная среда как фактор социализации и социальной интеграции лиц с ОВЗ.

5. Характеристика специфики психического развития и образования обучающихся с ОВЗ.

5.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.

5.2. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

5.3. Характеристика специальных условий развития, образования и социализации обучающихся с ОВЗ.

5.4. Современный терминологический аппарат в сфере образования лиц с ОВЗ.

Практическая работа:

1. Уточнить значение основных терминов по теме (индивид, человек, личность; развитие, нормальное (типичное, стандартное) развитие, патологическое (нетипичное, аномальное) развитие, дизонтогенез; дефект (недостаток, нарушение), недостаток (физический, психический, сложный, тяжелый); инвалид, лицо с ограниченной трудоспособностью, лицо с ограниченными возможностями здоровья, лицо с особыми образовательными потребностями; образование, специальное образование, инклюзивное образование, интегрированное обучение; социализация, интеграция в общество; адаптация, дезадаптация, абилитация, реабилитация и др.).Провести целенаправленную работу по актуализации собственного понятийного аппарата в сфере образования лиц с ОВЗ с опорой на материалы сайта https://www.defectology.ru/.

 

Индивид — особь, отличная от других, (особенная в своём роде) живой организм; Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Нормальное развитие (normaldevelopment) Под развитием понимается функциональная адаптация индивидуума, происходящая в результате взаимодействия нормального физиолог.роста со средовым опытом, опосредствованным развивающимся индивидуумом. Последовательность стадий развития не является отображением автоматического развертывания событий в соответствии с неким генетическим кодом.

Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками.

Дизонтогенез (dysontogenesis; диз- + онтогенез) нарушение индивидуального развития организма; термин чаще применяется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту.

ДЕФЕКТ — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Дети с особыми образовательными потребностями — Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

АНОМАЛИЯ — патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

ДЕФЕКТ — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Нарушение развития - (developmentaldisorder) - любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит. Нарушения развития делятся на всеобъемлющие (pervasive), при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические (specific), при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии)

Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. 2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Интеграция - включение человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности

Специальное образование - это создание специальных условий для получения образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Интегрированное обучение означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Образовательная среда – это та область, в которой происходят трансформации опыта и идентичности участников образования

 

 

2. Изучитьрекомендуемые материалы, опубликованные в журналах «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

 

3. Ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими вопросы статуса инвалида: Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. № 535; Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ.

4. Изучить современные систематики форм психического дизонтогенеза у детей, категорий лиц с ОВЗ, нарушений психофизического развития.

 

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психическогодизонтогенеза:

I — недоразвитие;

II — задержанное развитие;

III — поврежденное развитие;

IV — дефицитарное развитие;

V — искаженное развитие;

VI — дисгармоничное развитие.

Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.

В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Основой дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания.

 

 

5. Составить опорные схемы «Факторы развития личности с ОВЗ», «Возрастная периодизация развития личности с ОВЗ», «Варианты развития личности», «Классификация психического дизонтогенеза у детей», «Систематики нарушений психофизического развития», «Статус инвалида», «Категории лиц с ОВЗ», «» и др.

 

«Факторы развития личности с ОВЗ»,

- биологическая (климат);

- социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья, коллектив).

«Возрастная периодизация развития личности с ОВЗ»

«Варианты развития личности

Главный врач психиатрической больницы имени Алексеева (бывш. им. Кащенко) профессор В.Н. Козырев приводит четыре возможных варианта развития личности:

«Этиология психическогодизонтогенеза»

«Классификация психическогодизонтогенеза у детей»

«Статус инвалида»

 

6. Выполнить творческое задание (по желанию) – составить опорные схемы «Клинический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии», «Психологический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии», «Педагогический аспект изучения и коррекции нарушений в развитии» или тематическую опорную схему по собственному выбору.

 

7. Составить опорные схемы «Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ», «Специальные условия образования обучающихся с ОВЗ», «Образовательная среда для обучающихся с ОВЗ».

Литература

Нормативные документы

1. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы / Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=25715

2. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ. – Режим доступа: https://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html; https://base.garant.ru/10164504/

Основная литература

1. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63–65.

2. Жаворонков, Р. Н. Определение понятия «инвалид» на современном этапе развития российского общества / Р. Н. Жаворонков // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 48–61.

3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: https://home.mordgpi.ru

4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 21–28.

5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2004. – 144 с.

6. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – С. 225–316.

7. Уфимцева, Л. П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта / Л. П. Уфимцева, Т. П. Трубачева, Н. А. Семенайт // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 57–61.

 

Дополнительная литература

1. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные…» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 3–11.

2. Инденбаум (Шепко), Е. Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Е. Л. Инденбаум (Шепко) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5.– С. 3–10.

3. Инденбаум, Е. Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2008. – № 3. – С. 3 – 9.

4. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15–27.

5. Лубовский, В. И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. – 2011. – № 5. – С. 17–26.

6. Малофеев, Н. Н. Особый ребенок – обычное детство / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 3–8; Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

 

Тема1.3Нормативно-правовые основы образования лиц с ОВЗ

 

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, уровень образования;федеральный государственный образовательный стандарт,образовательный стандарт,федеральные государственные требования,образовательная программа,примерная основная образовательная программа,общее образование,профессиональное образование,профессиональное обучение,дополнительное образование,обучающийся,обучающийся с ограниченными возможностями здоровья,образовательная деятельность,образовательная организация,организация, осуществляющая обучение,организации, осуществляющие образовательную деятельность,педагогический работник,учебный план,индивидуальный учебный план,направленность (профиль) образования,инклюзивное образование,адаптированная образовательная программа,качество образования,отношения в сфере образования,участники образовательных отношений,участники отношений в сфере образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Международное законодательное право в области образования:

1.1. Всеобщая декларация прав человека (1948).

1.2. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971).

1.3. Конвенция о правах ребёнка (1989).

1.4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993).

1.5. Конвенция о правах инвалидов (2006).

2. Образовательное право Содружества Независимых государств (СНГ):

2.1. Модельный закон «Об образовании» (1999).

2.2 Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2002).

3. Отечественное законодательство в области образования:

3.1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации (1993).

3.2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991).

3.3. Федеральные законы:

3.3.1. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995).

3.3.2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998).

3.3.3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

3.4. Подзаконные нормативные акты:

3.4.1. Приказ Президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010).

3.4.2. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (2012).

3.4.3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» (2015).

3.5. Локальные нормативные акты.

4. Образование лиц с ОВЗ в свете нового Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

4.1. Понятие, уровни и формы получения образования.

4.2. Система образования лиц с ОВЗ в России.

4.3. Образовательные стандарты и образовательные программы.

4.4. Специальные условия образования лиц с ОВЗ.

5. Проблема совершенствования нормативно-правовой базы образования лиц с ОВЗ.

 

Практическая работа:

1. Ознакомиться с нормативными документами ООН на сайте https://www.un.org/ru/– ООН: документы, декларации.

2. Ознакомиться с сайтом ООН.

Поиск раздела «Декларации и конвенции»: Главная страница ® Международное право ® Документы ® Декларации и конвенции ® …

3. Ознакомиться с сайтом Российского образовательного портала – https://www.school.edu.ru/

3.1. Ознакомиться с рубриками сайтаРоссийского образовательного портала.

3.2. Найти разделы в каталоге «Коррекционная педагогика и специальная психология».

3.3. Найти мастер-классы или занятия по определенной тематике.

4. Ознакомиться с сайтом Министерства образования и науки РФ – https://минобрнауки.рф/

4.1. Ознакомиться с рубриками сайта Министерства образования и науки РФ.

4.2. Ознакомиться с содержанием рубрики «Документы».

4.3. Прослушать интервью (аудиозапись) по актуальной проблематике.

5. Ознакомиться с сайтом Министерства образования РМ – https://minobr.e-mordovia.ru/

6. Ознакомиться с сайтом информационно-правовой системы «Консультант Плюс»–https://www.consultant.ru/

6.1. Ознакомиться с сайтом и рубрикой «Правовые ресурсы».

6.2. Найти федеральные законы и кодексы.

6.3. Найти кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ.

6.4. Найти региональное законодательство.

7. Ознакомиться с сайтом информационно-правовой системы «Гарант» –https://www.garant-park.ru/present

8. Составить перечень нормативных документов, регламентирующих образование лиц с ОВЗ по уровням:

- мировое законодательство,

- европейское законодательство,

- законодательство уровня СНГ,

- российское законодательство.

9. Ознакомиться со следующимимеждународныминаиболее важными для специального образования документами:

- Конвенция о правах ребенка (1989);

- Конвенция о правах инвалидов (2006);

- Декларации о правах умственно отсталых лиц (1971);

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993);

- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994).

10. Изучить отечественные нормативно-правовые документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ:

- Конституция (Основной закон) Российской Федерации (1993);

- Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995);

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998);

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012);

- Приказ Президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010);

- Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (2012);

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» (2015).

11. Составить перечень нормативных документов,регламентирующих образование лиц с ОВЗ, и сделать подборку их электронных версий.

Информационные системы

1. https://www.un.org/ru/– ООН: документы, декларации.

2. https://www.consultant.ru/– «Консультант Плюс»: законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ.

3. https://www.consultant.ru/popular/ – «Консультант Плюс»: федеральные законы и кодексы.

4. https://минобрнауки.рф/ – Министерство образования и науки РФ.

5. https://www.school.edu.ru/ – Российский образовательный портал.

6. https://minobr.e-mordovia.ru/ – Министерство образования РМ.

7. https://www.consultant.ru/law/review/reg/ – «Консультант Плюс»: региональное законодательство.

8. https://www.garant-park.ru/present–Система «Гарант»: бесплатный доступ на 3 дня.

Литература

Нормативные документы

1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://constitution.garant.ru/

3. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/ #/document/71265834/paragraph/8275:3

4. Приказ Президента Российской Федерации «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» от 4 февраля 2010 г., Пр–271 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ документы/1450

5. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями от 10.06.1994 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prpc.ru/ds/ds_02.shtml; https://detia№geli.ru/laws/i№t014.html

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70183566/

7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base. garant.ru/ 70291362/

 

Основная литература

1. Карпунина, О. И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового федерального закона об образовании в Российской Федерации [Текст] / О. И. Карпунина // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2013. – № 1. – С. 57–60.

2. Предложения и рекомендации по внедрению Специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=511

3. Рябова, Н. В. Нормативно-правовые основы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. В. Рябова, О. И. Карпунина // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – № 3. – С. 38–44.

4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2013. – 400 с.

5. Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития / авт.-сост. А. А. Наумов [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 335 с.

6. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования / М. Ю. Федорова. – М.: Академия, 2013. – 192 с.

 

Дополнительная литература

1. О едином государственном экзамене для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 86–87.

2. О процедуре проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников и поступающих с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 84–85.

3. О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование // Дефектология. – 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: