Научно-теоретические основы исследования проблем психологии супружеских отношений




Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Рязанский филиал
Вид работы Электронная письменная предзащита
Название дисциплины Теоретическая, методические и практическая проблемы социальной психологии.
Тема Супружеские роли в современной молодой семье
Фамилия выпускника Смирнова
Имя выпускника Анастасия
Отчество выпускника Юрьевна
№ контракта  

 

Содержание

Глава 1. Научно-теоретические основы исследования проблем психологии супружеских отношений

1.1. Современная молодая семья как объект и предмет психологического исследования

1.2. Сущность, содержание и особенности ролевой дифференциации в современной семье

Глава 2. Организация, методика и результаты констатирующего эксперимента по проверке гипотезы исследования.

2.1. Характеристика замысла, методики и выборки исследования

2.2.Результаты констатирующего эксперимента по исследованию содержания и особенностей ролевого взаимодействия супругов в семьях

2.3. Психологические рекомендации семейным психологам и молодым супругам по оптимизации ролевого взаимодействия в семейных отношениях

Заключение

Глоссарий

Список библиографических источников

Приложения

Приложение А Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман)

Приложение Б Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

Введение

Семейные отношения – древнейший вид социально-культурных и гендерных взаимоотношений человека. С древнейших времен семья была основой существования человеческого рода, единицей, без которой не представлялось возможным осуществить его дальнейшее продолжение. Семейные взаимоотношения зависят от множества факторов, обладают широким разнообразием и, исходя из этого, не существует единственно верной модели отношений в семье, которая хотя бы приблизительно обобщала данный вид человеческих взаимоотношений. Именно это является одной из основных причин актуальности изучения данного вопроса.

Также весомой причиной для исследования семейных взаимоотношений является смена систем ценностей и приоритетов общества с течением времени и в зависимости от распределения социальных ролей в нем. Углубившись в историю межличностных отношений, можно пронаблюдать значительные изменения в понимании брака, как во временном контексте – от родовых общин первобытных людей до регистрации брачных отношений между двумя людьми в современной истории -, так и в контексте разных этнических и социальных слоев населения, что является хорошей основой для обширных и массовых исследований данного вопроса психологами-специалистами.

Следует отметить, что выделенные факторы не только создают почву для исследований данного вопроса, но и создают некоторые трудности в его изучении. Так, различный взгляд исследуемых объектов на проблему семейных взаимоотношений вызывает довольно оживленные споры и дискуссии, а обширная исследовательская база требует внимания и детальной проработки опытными и разумными специалистами в данной области, способными мыслить наперед, улавливающими развивающиеся и новые тенденции в формировании межсемейных взаимоотношений, обладающими широкими и глубокими познаниями в области семейной психологии.

В данной работе речь пойдет о супружеских ролях по мнению специалистов в данной области психологии и их распределении в современной молодой семье.

В настоящее время вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия встают особенно остро, так же, как и отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Данная проблема встает ребром, как отмечают многие семейные психологи-консультанты, при вступлении молодой семьи в пору кризисов.

В связи с быстро меняющимися социальными приоритетами в обществе, в современной семье социально важные роли меняются с поразительной быстротой, наполняются новым содержанием, что делает актуальным научный интерес к их исследованию. Исходя из вышесказанного, трансформация современного общества вызывает необходимость изучения семейных отношений в современных семьях, создания новой теоретической базы для оказания психологической помощи семье.

Цель работы – организовать и осуществить теоретические и опытно-экспериментальное исследование проблемы ролевого взаимодействия супругов в современных семьях

Гипотеза исследования – наиболее оптимальное распределение супружеских ролей происходит в семьях эгалитарного типа.

Объект- супружеские взаимоотношения в современных семьях

Предмет- содержание и особенности функционирования ролевой структуры в современной семье

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научных психологических подходов к исследованию проблемы семейных отношений в контексте ролевого взаимодействия супругов.

2. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу (констатирующий эксперимент) по проверке выдвинутой гипотезы исследования.

3. Обобщить результаты ОЭР и на их основе разработать комплекс психологических рекомендаций семейным психологам и молодым супругам по оптимизации ролевого взаимодействия в семейных отношениях

База исследования: в данной работе исследовались 20 семейных пар.
Методы исследования:

Изучение и анализ специальной литературы.

Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) – для определения типа семьи.

Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) - для определения психологического благополучия в семье.

 

Основная часть

Научно-теоретические основы исследования проблем психологии супружеских отношений

 

1.1. Современная молодая семья как объект и предмет психологического исследования

 

 

В бытовом представлении, и в некоторой специальной литературе по­нятие «семья» часто соотносится с понятием «брак». Но на практике данные понятия, являющиеся, на первый взгляд, одинаковыми, таковыми не являются.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни[11].

Цель брака - в создании семьи и рождении детей, поэтому вступление людей в брак накладывает на них определенные супружеские и родительские права и обязанности[11].

Из вышеизложенного становится понятно, что желание мужчины и женщины строить свою жизнь совместно, вступать в интимную связь, иметь и воспитывать детей, владеть имуществом, должно регламентироваться браком, который регистрируется соответствующими государственными органами и в дальнейшем охраняется государством.

Понятие семьи составляет несколько более сложную систему гендерных взаимоотношений, нежели брак, поскольку объединяет не только отношения между супругами, но и детьми и остальными родственниками. Понятие «семья» несет в себе не только брачные отношения между мужчиной и женщиной, но и определенную систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые могут выполнять функции воспроизводства человеческого рода и регулировать все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций[17].

В современной науке нельзя найти единого определения семьи, хотя первые предпосылки его формирования осуществлены великими мыслителями еще много веков назад (Платон, Аристотель. Кант, Гегель и др.). Чаще всего семью характеризуют как основную ячейку общества, участвующую в социально-биологическом воспроизводстве общества, хотя в последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями[6].

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[28].

Можно выделить ряд характерных особенностей молодой семьи, кото­рые определяют все важнейшие элементы ее психологии: характер и структуру внутрисемейных отношений, репродуктивные ориентации, что в совокупности составляет психологический портрет современной моло­дой семьи. Учет этих особенностей будет способствовать разработке дейст­венной системы психологической поддержки[45].

Молодая семья, как правило, состоит из мо­лодых людей, которые еще не утвердили свой социальный и материальный статус. Вместе с тем молодая семья имеет объективно повышенные финансовые по­требности в связи с необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретения жилья, организации быта, заботы о малолетних детях. Молодая семья - это рожающая семья. Известно, что репродуктивноспособ­ный промежуток брачной пары, в зависимости от ее физиологических осо­бенностей, может длиться до 20 и более лет с начала брачной жизни. Но, в основном, дети рождаются в молодых семьях. Именно на этом этапе супру­жества в большинстве случаев решается вопрос о рождении детей и их же­лаемом количестве. Однако социальные условия и личные соображения суп­ругов могут привести к тому, что семья откажется от рождения детей ради карьеры, материального благополучия и т.д. В более старшем возрасте ста­новится значительно труднее обеспечить деторождение.

Что же касается структуры положительных установок и ориентации на среднее число детей, то мнения молодых супругов в основном сходятся к двум. При этом у женщин эта установка заметно выше, чем у мужчин, кото­рые были бы не против и третьего ребенка[11].

Супруги с более высоким социально-профессиональным уровнем ори­ентированы на заметно меньшее число детей, чем те, кто принадлежит к бо­лее низким статусным категориям[11].

Одним из самых распространенных источников конфликтов в молодой семье является зависимость супругов от родителей. Другим важным источ­ником разногласий в семье выступают трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке. Сейчас нет единой модели се­мейных отношений. Будущие супруги строят свою модель в зависимости от модели родительской семьи, других знакомых семей, на основе информации из книг, сериалов и т.д., и до брака супруги редко определяют для себя этот важный вопрос, отношение к нему друг друга[2].

Источником конфликтов в молодой семье могут служить и различные взгляды супругов на то, как они будут вести себя во вне семейной сфере, сколь тесными будут у них связи с добрачными друзьями, подругами, сосе­дями, где и как работать мужу и жене, работать ли вообще и сколько рабо­тать, так как молодая семья практически параллельно решает задачи профес­сионального становления супругов[48].

В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к дру­гу, причем противоречия или неадекватный ход этого процесса могут при­вести семью к распаду, наиболее вероятному в первые пять лет супружества. Поэтому устойчиво высоким является уровень разводов в молодых семьях. Распадается приблизительно половина всех браков. Каждая только что соз­данная семья подвергается серьезным социально-экономическим и психоло­гическим испытаниям и часто не выдерживает нагрузок. В молодых семьях, как правило, психологически очень сложно происходит распределение се­мейных обязанностей и ролей. Каждому из супругов приходится приспосаб­ливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжелой необходимостью. Низкий уровень подготовлен­ности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им справить­ся с внутренними противоречиями, возникающими на почве неравномерно­го распределения семейных обязанностей. Очень важно в этот момент ока­зать молодым помощь в формировании столь дефицитного в современном браке уважения особенностей характера друг друга, умения понимать и прощать человека, который волею судьбы должен стать спутником жизни[29].

Еще одним характерным явлением в жизни современной молодой се­мьи можно назвать все увеличивающуюся долю межнациональных браков. В таких семьях к сложностям общего психологического плана добавляются различия в национально-психологических установках.

Современный этап развития молодой семьи характеризуется преимущест­венным смещением семейных ценностей в сторону духовно-личностных ориентации и установок. Большинство супругов в браке и семье ценят пре­жде всего любовь, взаимное уважение, общность взглядов, интересов и ду­ховную близость. Не умаляя важности материального благополучия в жизни молодой семьи, следует отметить, что при относительно более высоком ин­теллектуальном, социально-профессиональном и культурно-образовательном уровне современных молодых супругов их требования к личностным качествам друг друга и к психологическому комфорту в семье значительно повысились за последние десятилетия[18].

Интегральным показателем качества отношений в молодой семье может выступать степень удовлетворенности самих супругов семейной жизнью. Социологические опросы показывают, что в молодых семьях полного удовле­творения ни одной из основных сторон своей семейной жизни нет ни у мужа, ни у жены. Более того, лишь в 3 - 4 случаях выражено удовлетворение неко­торыми сторонами своей жизни незначительным большинством респонден­тов, а в остальных 11-12 случаях такой положительный баланс чувств выра­жен числом респондентов от 50 до 20 процентов. Наименьшее удовлетворе­ние у супругов вызывает их материальное обеспечение, жилищные условия, количество детей в семье и то, как они проводят свободное время. Все эти данные соответствуют по своему характеру и структуре общему неблагопри­ятному положению молодой семьи в современных условиях[42].

В течение начального периода существования семьи, как правило, завершается взаимная адаптация личностных качеств супругов, утверждается разделение семейных обязанностей, в большинстве случаев происходит ро­ждение детей и, таким образом, заканчивается один из важнейших этапов формирования семьи как социальной группы. По целой совокупности при­чин молодая семья в состоянии определять перспективы существования са­мого института семьи. Выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в тоже время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более, чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и го­сударства, в создании условий для ее нормального функционирования. Этим и определяется необходимость сопровождения молодой семьи, с тем, чтобы предотвратить неблагоприятные тенденции в ее динамике и укрепить все ее жизненно важные устои[4].

Рассмотрим подробнее, как представлены в современной научной лите­ратуре психологические аспекты проблемы бла­гополучия семьи. А.Н.Обозова считает, что стабильный брак обусловли­вается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контраст­ностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. Специалисты по семейной психотерапии исходят из того, что «нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференци­рованно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потреб­ность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена». Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком счита­ется тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации.

Берджесс и Локк благополучную семью определяют по следующим кри­териям:

1. Чувство принадлежности всех членов семьи к семейной группе и рас­смотрение любых других лиц как посторонних;

2. Полная интеграция индивидуальных действий для достижения семей­ных целей.

3. Предположение о том, что земля, деньги, предметы обихода и вещи составляют семейную ценность.

4. Обязательство поддерживать членов семьи и оказывать им помощь в случае необходимости.

5. Уверенность каждого члена семьи в поддержке со стороны остальных членов семьи в случае нападения посторонних.

6. Забота о благополучии семьи.

7. Помощь взрослым детям в момент начала и продолжения их эконо-
мической активности в соответствии с ожиданиями семьи.

Ни один из критериев качества семейных отношений не вызывает такого интереса исследователей, как удовлетворенность супругов в браке. Авторы огромного числа исследований по данной тематике соглашаются друг с дру­гом в том, что спустя некоторое время после заключения брака, а чаще всего после рождения первого ребенка, удовлетворенность браком у супругов на­чинает уменьшаться. В работе Д. Оснера была выявлена зависимость между совместным характером проведения свободного времени и удовлетворенно­стью браком при стаже брака до 5 лет, в основном у мужчин. После пяти лет брака оба супруга, хотя мужчины несколько больше, чем женщины, предпо­читают отдыхать индивидуально. Дж. Медлинг и М.МакКери уста­новили, что сходство ценностей по тесту Рокич не связано с удовлетворен­ностью браком при стаже семейной жизни до 12 лет. Л. Тамир и К. Антонуцци показали, что меньший стаж брака связан с большим количеством со­циальных связей, но с меньшей удовлетворенностью ими. Ценные уточнения в эти данные внесли Р. Гилфорд и В. Бенгстон. Основы­ваясь на теоретических разработках, предполагающих, что удовлетворен­ность браком является результирующим показателем от двух переменных -позитивной и негативной, они попытались проследить изменения по каждой из них в зависимости от семейного стажа. Измерение позитивного и нега­тивного взаимодействия супругов в группе семей, имеющих средний стаж супружеской жизни 3 года, показало, что изменения по позитивной состав­ляющей носят U-образный характер, то есть позитивный компонент достига­ет максимума в начале супружеской жизни, затем он резко снижается, чтобы снова несколько повыситься в семьях со стажем более 40 лет. Величина не­гативного взаимодействия неуклонно понижается с увеличением стажа суп­ружеской жизни.

Большое число исследований посвящено проблеме влияния детей на взаимоотношения супругов, особенно в ситуации появления первого ребен­ка, что также может быть непосредственно отнесено к молодой семье. Здесь получены противоречивые данные: часть работ свидетельствует, что после рождения первого ребенка удовлетворенность браком у молодых родителей резко снижается; в других работах, наоборот, отмечается, что родители ис­пытывают повышение удовлетворенности своей семейной жизнью. Однако все проведенные исследования отмечают, что после рождения ребенка, а в ряде случаев и во время его ожидания, супружеская пара переживает кризис, связанный с приобретением супругами новых ролей и изменением сложив­шихся отношений в паре. Рождение ребенка вызывает в отношениях супру­гов усиление поло-ролевой дифференциации, возникает необходимость ста­новления молодых супругов в качественно новой роли - родительской. Ро­дительская роль, кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. В перечисленных выше исследованиях, касающих­ся удовлетворенности браком, отмечается, что супруги после рождения ре­бенка начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного обще­ния в семье. В работе Б. Миллера установлена тесная взаимосвязь таких фак­торов, как удовлетворенность браком и чувство товарищества супругов. А чувство товарищества супругов, в свою очередь, отрицательно коррелирует с количеством детей в семье. Наличие детей снижает частоту межличностного общения супругов и, соответственно, удовлетворенность браком, что дости­гает апогея в период, когда первый ребенок идет в школу.

Существуют также данные об изменениях, происходящих в межлично­стном восприятии супругов, в их общении друг с другом, в распределении ролей, в особенностях сексуальных взаимоотношений и др. Утверждение о наличии изменений, происходящих в цикле развития семьи, и даже описание их характера ничего не говорят о причинах, что в сущности является наибо­лее важным вопросом, особенно в связи с необходимостью практического использования получаемых в эмпирических исследованиях данных. Ведь только зная этот ответ, можно пытаться направленно влиять на происходя­щие изменения, стараясь сгладить их возможные негативные последствия в конкретной работе с молодыми семьями, осуществляя процесс социально-педагогического сопровождения.

В современном мире на положение молодой семьи существенное влия­ние оказывают те долгосрочные тенденции, которые обусловлены глобаль­ными процессами модернизации. В условиях современной России молодая семья оказалась на перекрестке еще двух масштабных процессов - радикаль­ных перемен в общественном развитии и модернизации самого института семьи. Эти сложности еще более усугубляются тем глубоким социально-экономическим и психологическим кризисом, в условиях которого функцио­нирование и развитие молодой семьи сопровождается проблемами не только материального, но и духовно-идеологического порядка. Процессы социали­зации и адаптации, происходящие в конкретных молодых семьях, неизбежно подвергаются различным трансформациям, что приводит к глубоким изме­нениям в жизнедеятельности молодой семьи. «Семья "свертывается", мини­мизируя себя, свое пространство, расходы и усилия. Первым шагом такого свертывания является отказ от детей или откладывание их рождения. Второй шаг - свертывание самого семейного ядра, распад пары супругов и сведение борющейся за существование социальной единицы идентификации до одно­го человека»[1].

 

1.2 Сущность, содержание и особенности ролевой дифференциации в современной семье

 

Распределение обязанностей обычно является основой семейной жизни, и вопрос об их разделении между мужем и женой чрезвычайно важен для каждой семьи. При этом стоит учесть, что оптимальное распределение домашних обязанностей учитывает не только возможности, но и желание каждого из супругов их выполнять, поскольку бремя выполнения нежелательных обязательств перед семьей негативно сказывается на гармонию в ней.

Главной отличительной особенностью современных молодых семей является индивидуальная практика семейных ценностей и норм, которая не всегда соответствует традиционным представлениям о них. В сфере формирования семейного уклада супругов важное значение имеет образец супружеских отношений, вынесенный каждым из супругов из дома родителей а также из опыта семейной жизни знакомых семей[22].

Не так уж и редки случаи, когда формирование собственных внутрисемейных отношений становится сложным, долгопротекающим процессом, но в то же время, только от самих супругов зависит одинаковое восприятие и общность взглядов о функциональной роли каждого из них в семье. Рассматривая данный вопрос, нелишне будет обратиться к классификациям, предлагаемым известными зарубежными и российскими специалистами в области психологии семейных взаимоотношений[31].

Систему семейных ролей в соответствии с важнейшими функциями семьи выделяет С. В. Ковалев. По его мнению, основой стабильности и благополучия брака является согласованность супругов по функционально-ролевым показателям. В ряду таких ролей он выделяет следующие:

1. Роль ответственного за материальное обеспечение семьи, которая включает в себя обязанности по обеспечению семьи материальными благами согласно требуемому уровню благосостояния.

2. Роль хозяина или хозяйки. Реализация этой роли подразумевает бытовую часть семейного благополучия, поддержание уюта и благоприятного климата в семейном гнезде - приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.п.

3. Роль ответственного за поддержание родственных связей. Данная роль обязует супруга участвовать в семейных ритуалах и церемониях, организовывать общение с родственниками и оказывать содействие социальному становлению членов семьи.

4. Роль организатора семейной субкультуры. Реализация данной семейной роли подразумевает формирование у членов семьи определенных культурных ценностей и соответствующих им интересов и увлечений.

5. Роль организатора развлечений. Данная семейная роль относительно молода, и подразумевает под собой инициирование и организацию проведения семейного досуга в рамках жизнедеятельности семьи.

6. Роль семейного психотерапевта. Как и предыдущая роль, эта роль также относительно молода, и предполагает осуществление психологической поддержки любого другого члена семьи, вплоть до принятия решений и осуществление действий, направленных на решение проблем этого члена семьи. Здесь следует оговорить, что исполнение данной роли напрямую зависит от степени удовлетворенности брачными узами супруга, выполняющего данную роль.

7. Роль любовного партнера. Партнер, принимающий на себя данную роль, проявляет больше активности в сфере сексуальных отношений.

8. Роль ответственного по уходу за младенцем. Исполнение этой роли подразумевает под собой обеспечение общему ребенку в первый год-полтора его жизни комфорта в физическом и психологическом плане.

Известный семейный психолог Т. С. Яценко по результатам своих исследований выделила, в отличие от С.В. Ковалева, лишь четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель.

По мнению специалиста, именно эти роли связаны с удовлетворением наиболее значимых потребностей брачных партнеров: сексуальной, потребности в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребности в защите, опеке и в сфере выполнения бытовых обязанностей. Варианты комбинации данных ролей определяют характер взаимоотношений в семье. Для построения гармоничных и благоприятных семейных взаимоотношений необходимо, чтобы все перечисленные роли имели место быть в распределении ролей между супругами.

В противовес отечественным исследователям, американский социолог К. Киркпатрик считает, что в супружеских отношениях определяющими являются три основополагающих вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров.

1. Традиционные роли распределяют супружеские обязанности следующим образом: жена должна родить и воспитать детей, создать собственный домашний очаг и поставить перед собой приоритетную задачу по поддержанию его и обеспечению бытового благополучия, превалирующее подчинение собственных интересов интересам главы семьи, в роли которой выступает муж, приспособление к зависимости и терпимость в отношении вынужденного ограничения сфер деятельности.

Задачи мужа в сфере сохранения семейной гармонии обозначаются строго последовательно – он должен быть предан матери своих детей, обеспечивать экономическую защиту и безопасность семьи, поддерживать семейный контроль и власть, находящуюся в собственных руках, быть ответственным за принятие основных решений.

2. Товарищеская роль подразумевает сохранение внешней привлекательности, обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержание полезных для мужа социальных контактов, обеспечение интересного общения, разнообразие жизни и устранение скуки от жены.

Роль мужа заключается в восхищении женой и рыцарском к ней отношении, ответной романтической любви и нежности, обеспечении ее средствами для нарядов, развлечений, проведении досуга с женой.

3. Роли партнеров требуют от супругов в равной степени определенного вклада в материальный бюджет семьи, разделения бытовой, правовой семейной ответственности и общую ответственность за детей.

Предположения психотерапевта А. Б. Добровича строятся на том, что основой построения супружеских отношений является модель отношений, усвоенная человеком в детстве, в его собственной семье. Он выделяет четыре основных модели отношений между мужем и женой: отец — дочь, мать — сын, брат — сестра, приятель — приятельница.

Для любого человека наиболее легкой и приемлемой моделью является та модель, где личность находится в состоянии покровительства и защиты супругом – для мужчин это модель мать-сын, для женщин-отец-дочь. Так как мало женщин, которых бы устраивала роль матери, в равной степени так же мало мужчин, согласных играть роль отца для своей супруги.

На этой почве неизбежно возникает ролевой конфликт, который порой является основной причиной распада супружеской четы. Что касается модели приятель — приятельница, можно с уверенностью сказать, что она заведомо непригодна для создания семьи: с самого начала данная модель супружеских отношений не подразумевает под собой каких-либо четких взаимных обязательств.

По мнению А. Б. Добрович, наиболее приемлемой и гармоничной моделью отношений является модель брат – сестра, так как в этом случае супруг воспринимается единокровным родственником, с которым порвать отношения сложно в душе.

Даже в крупной ссоре, супруги, реализующие подобную модель отношений, не думают о разрыве, так как привязанность сильнее любой обиды, и она учит находить компромиссы, учит терпимости к чужим недостаткам, объективному взгляду на сложные семейные проблемы, гибкости и толерантности во многих вещах.

Популярно утверждение чешского психотерапевта С. Кратохвила, что ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связано с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. Это может оказывать значительное влияние на отношения между молодыми супругами независимо от того, одинаковы ли обе модели или различны.

При этом роль, которой обучается каждый из супругов, основывается на идентифицировании самого себя со своим родителем одного с ним пола, а представление о супруге строится на представлениях о родителе другого пола. Для молодых супругов родительские отношения являются своего рода эталоном, с которым они сверяют свои роли в собственной семье. Поначалу оба супруга нередко проявляют уступчивость по отношению к партнеру, мотивируя свои поступки желанием приспособиться к нему, но со временем возможен возврат к прежнему поведению, которое зачастую не соответствует ожиданиям о партнере супруга, повторение ошибок в семейной жизни своих родителей, что создает условия для конфликта, который отрицательно сказывается на стабильности супружеских уз[1].

Распределение ролей в браке также во многом зависит от того, какой формат партнерства стремится реализовать каждый из супругов, и соответствует ли он представлением и ожиданиям партнера. В случае совпадения взглядов на супружество у обоих супругов, в их семье легче достигается взаимопонимание, процесс узнавания друг друга проходит легче. В соответствии с этим положением была предложена следующая классификация ролевого поведения и ролевых ожиданий супругов[2].

1. Партнер, ожидающий равноправие: ориентирован на утверждение равных прав и равных обязанностей.

2. Романтический партнер: ищет в партнере душевного согласия, стремится к созданию крепких уз любви, сентиментальные символы играют для такого человека очень большую роль, и поэтому, если партнер не оправдывает ожиданий, отказываясь играть в эти романтические игры, романтический партнер чувствует себя обманутым

3. Партнер – «родитель»: заботится и воспитывает партнера, занимающего «детскую» роль

4. «Детский» партнер: привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим своим «детским» способом на метакомплементарном уровне, т.е. путем проявления слабости и беспомощности.

5. Рациональный партнер: трезво оценивает обстановку и создающиеся ситуации, предельно точно соблюдает права и обязанности, проявление бурных эмоций нетипично для такого типа партнера. К жизни приспосабливается хорошо, даже если партнер не разделяет его взглядов на поведение. Переживания партнера нередко не поддаются его анализу, и он может в них ошибаться.

6. Товарищеский партнер: ищет отношений, основанных на принципах товарищества, спутника ищет, который мог бы с ним разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Романтическая любовь находится вне потребностей такого партнера, а обычные тяготы семейной жизни воспринимаются им как неизбежные обязанности.

7. Независимый партнер: таким партнером в браке создается и поддерживается определенная дистанция по отношению к партнеру,что выражается в избегании лишней интимности в отношениях с партнером и требовании с партнера уважения к данным требованиям.

В семейной жизни очень важно, наряду со стремлением согласовывать свое поведение с ролевыми ожиданиями брачного партнера в семейной жизни, не забывать и о собственных желаниях и установках. Чаще всего женщина приносит собственные интересы «в жертву» семье, «в угоду» мужу, полностью отказываясь даже попытаться заявить о своей самостоятельности[47].

В таком случае, даже такое важное решение, как жизненные цели, такой партнер позволяет ставить другому за себя. Главным желанием супруга становится угождение и исполнение желаний своего партнера, нежелание проявлять инициативу в отношении собственных интересов, отодвигание на задний план собственных желаний и потребностей[32].

Подобная политика поведения в отношениях приводит как к возникновению неприятных недоразумений, так и к одностороннему распределению ролей, которое впоследствии будет восприниматься как порабощение и обуза. Подобные отношения, основанные на господстве и подчинении, в определенных жизненных обстоятельствах выливаются в острый супружеский конфликт.

На распределение ролей в семье особенно влияют гендерные стереотипы. Первичная гендерная социализация изначально связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, что в нашей культуре связано с представлением о себе как личности определенного биологического пола. В большей степени данный процесс связан с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности[23].

Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.

Гендерные стереотипы можно объединить в три группы[21]:

1. Стереотипы маскулинности/фемининности, предписывающие людям определенные мнения о соматических, психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.

2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.

3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: