Анализ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановлений правительства, «дорожных карт», реестров НКО министерств и субъектов федерации[4] т.п. создает впечатление, что государство в вопросе поддержки НКО сначала развивало тему СОНКО, потом ее оставило (вопрос в каком качестве?) и стало переориентироваться на НКО – исполнителей общественно полезных услуг. Это создает путаницу и затрудняет получение государственной поддержки НКО.
Согласно п. 2 Статьи 31.1. №7-ФЗ ввиду масштабов проблемы искусственных абортов, ее чрезвычайной социальной значимости «деятельность в сфере профилактики абортов» должна быть установлена в качестве вида деятельности, «направленного на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» и дающего право на признание НКО социально ориентированными, путем внесения федеральным законом соответствующего дополнения в п. 1 Статьи 31.1. №7-ФЗ.
Это же касается законодательных актов, регулирующих получение НКО статуса исполнителя общественно полезных услуг, имеющего право на приоритетное получение мер поддержки. Необходимым условие получения этого статуса и включения в Реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста РФ[5] является соответствие общественно полезных услуг, оказываемых НКО, перечню общественно полезных услуг, который утвержден постановлением правительства РФ №1096. Ни «профилактика абортов», ни иные подобные услуги в действующем перечне не значатся.
Исходя из Пр-2713, п.1 е) в качестве первоочередной меры поддержки необходимо в качестве дополнения внести в Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг», Перечень общественно полезных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096) и постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года N 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» общественно полезную услугу – профилактика абортов.
|
Источником поддержки НКО, осуществляющих деятельность в сфере профилактики абортов, уже отчасти являются гранты Президента Российской Федерации. Для оптимизации этой формы поддержки также необходимо включение в грантовые направления специализированного направления «профилактика абортов», на с.д. таковое отсутствует[6].
Еще более важным является отработка четких механизмов участия реально этим занимающихся НКО в осуществление «Реализация системы мер по профилактике искусственного прерывания беременности, отказов от новорожденных, медико-социальному сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», обозначенной в плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. На сегодняшний день это совершенно непонятный и непрозрачный проект для профильных НКО, которым фактически было отказано в участии в его разработке.
При всем вышесказанном необходимо широкое толкование понятия «профилактика абортов», несводимое к узким санитарно-просветительским мероприятиям и медико-социальной поддержке беременных в рамках системы Минздрава Российской Федерации.
Профилактика абортов должна включать в себя:
|
1. Просвещение населения о жизни ребенка до рождения, морально-нравственной стороне искусственных абортов, их вреде для здоровья, негативных последствиях для всего общества, альтернативах прерыванию беременности таких как развитие перинатальной медицины, системы усыновления, оказания помощи беременным женщинам и семьям с детьми со стороны государства и НКО (в том числе посредством СМИ, федеральной системы образования, лекционно-выставочной деятельности, издательской деятельности, социальной рекламы, обеспечения наглядными пособиями, информационными и раздаточными материалами и т.п.).
2. Помощь беременными женщинами и семьями с детьми в целях предотвращения искусственных абортов, отказа от новорожденных, изъятия детей из семьи по социально-экономическим причинам (консультирование медицинским психологом или специалистом по социальной работе при первичном обращении для искусственного прерывания беременности; оказание материальной, юридической и иной помощи; развитие системы профильных гуманитарных складов и приютов; организация телефонов доверия и горячих линий в сети интернет и т.п.).
3. Развитие профильных НКО и их взаимодействия с государственными, региональными и муниципальными органами власти и профильными структурами здравоохранения, соцзащиты, образования. (финансовая, имущественная, информационная, консультационная, образовательная, методическая, привлечение добровольцев и иная поддержка НКО; формирование механизмов постоянного взаимодействия с органами исполнительной власти, здравоохранения, социальной защиты, образования; совместные просветительские мероприятия, программы медико-социальной поддержки беременных и родивших женщин, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; мониторинг соблюдения положений Статьи 56 323-ФЗ и Приказа №572, регулирующих прерывание беременности и т.п.).
|
4. Научно-исследовательская деятельность (развитие парадигмы ребенка до рождения, проведение гуманитарных и естественнонаучных исследований, направленных на решение проблемы искусственных абортов, рассматриваемых в качестве пренатального инфантицида[7], перевод и введение в научный и медицинский дискурс профильных зарубежных исследований и т.п.).
II. Первоочередные вопросы для обсуждения с Минздравом РФ.
1. Выработка механизма постоянного взаимодействия Минздрава и НКО, осуществляющих деятельность в сфере профилактики абортов, в лице представителей ООД «За жизнь!», как движения объединяющего наибольшее количество указанных НКО (юридический оператор АНО «За жизнь»).
Наши предложения: на первом этапе назначить ответственного сотрудника Минздрава для осуществления взаимодействия, в дальнейшем рассмотреть возможность включения представителя НКО в Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
2. Межведомственное взаимодействие с участием НКО. Несмотря на то, что исполнителями Пр-2713, п.1 е) назначены Минэкономразвития России и Минздрав России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для полноценного развития направления профилактики абортов необходимо налаживание межведомственного взаимодействия, прежде всего, с Минтруда России и Министерства образования России. А в перспективе создание Правительственной комиссии по профилактике абортов с участием представителей профильных НКО.
3. Включение в медицинские услуги, оплачиваемые через систему ОМС, услуг, оказываемых медицинскими психологами и специалистами по социальной работе по медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предабортному консультированию. На сегодняшний день оказание этих услуг недофинансируется, в отличии от искусственных абортов, и частично покрывается за счет НКО.
4. Разработка совместной «Дорожной карты» (плана мероприятий) по профилактики абортов при участии Минздрава, профильных НКО, других министерств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
[1] Стенограмма большой пресс-конференции Владимира Путина // https://rg.ru/2017/12/14/o-chem-rasskazal-putin-na-tradicionnoj-bolshoj-press-konferencii.html
[2] Перечень поручений по итогам большой пресс-конференции Президента.
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ежегодной пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. https://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56520#sel=20:1:Xhe,20:16:Shj
[3] Письмо заместителя председателя Правительства Т.Голиковой от 15 октября 2018 г.
[4] См., например, Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки Минэкономразвития России // https://economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientNoncomOrg/201411132
Реестр поставщиков социальных услуг Московской области // https://msr.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/realizaciya_fz_ot_28_dekabrya_2013_g__442fz_o/reestr_postavschikov_socialnyh_uslug_moskovsk/detail/4559
Ведение реестров прекращено в 2014-2015 гг.
[5] МИНЮСТ Сведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России. https://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx
[6] ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации
на развитие гражданского общества https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/Home/Official
[7] См., например, Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жизни. М., 2005. - С. 705–706, а также подборку цитат государственных деятелей РФ на тему «Аборт – это убийство» https://yadi.sk/i/tV26_Jn3oRAUN