Тема2.4 Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования




Ключевые слова: специальное образование, инклюзивное образование, актуальные проблемы, интеграция, интегрированное обучение, ранняя диагностика, ранняя помощь, коррекционно-педагогический процесс, содержание образования, технология, образовательная технология.

Вопросы для обсуждения:

1. Современная нормативно-правовая основа образования лиц с ОВЗ.

1.1. Международная и отечественная законодательная базав области образования лиц с ОВЗ.

1.2. Нормативные основы профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

2. Развитие системы специального образования в Российской Федерации.

2.1. Критический анализ современного состояния сферы специального образования.

2.2. Идеи модернизации системы специального образования.

2.3. Основные направления развития отечественной системы специального образования.

3. Развитие системы инклюзивного образования в Российской Федерации.

3.1. Внедрение идеи интеграции и интегрированного подхода в образовании лиц с ОВЗ.

3.2. Внедрение идеи инклюзивного образования в систему образованияРоссии: основные подходы, существующие проблемы и перспективы их разрешения.

3.3. Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе.

4. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ.

4.1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи детям с ОВЗ.

4.2. Опыт организации ранней помощи детям с ОВЗ за рубежом и в России.

4.3. Создание государственной системы ранней помощи детям с ОВЗ.

4.4. Отечественные научные исследования в области ранней помощи детям с ОВЗ.

5. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса.

5.1. Процессыстандартизации содержания образования лиц с ОВЗ.

5.2. Совершенствованиесодержания итехнологий образования лиц с ОВЗ.

5.3. Инновационные процессы в системе образования лиц с ОВЗ.

 

Практическая работа:

1. Изучение и подготовка материалов к дискуссии в рамках круглого стола.

2. Подготовка и демонстрация слайдов, иллюстрирующих аргументы и основные тезисы по вопросам дискуссии.

3. Демонстрация презентаций по актуальным проблемам образования лиц с ОВЗ.

4. Формирование банка данных по образованию лиц с ОВЗ.

5. Пополнение «Электронной хрестоматии» подготовленными материалами.

 

Литература

1. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63–65.

2. Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. – 2005. – № 4. – С. 4–8.

3. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 69–72.

4. Исаев, Д. Н. Опыт абилитации детей в психоневрологическом доме ребенка / Д. Н. Исаев, О. Ю. Воробьева, В. Н. Попов и др. // Дефектология. – 2004. – № 2. – С. 68–71.

5. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71–78.

6. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агентства по развитию специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 3–18.

7. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко //Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86–95.

8. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60–68.

9. Сазонова, С. Н. Опыт и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 60–64.

10. Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Л. В. Самарина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 21–24.

11. Смолин, О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О. Н. Смолин // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 77–85.

12. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 3–4.

13. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия,2012. – С. 345–391.

14. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3–10.

15. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 60–62.

16. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2009. –№ 1. – С. 19–23.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: