Задание 3 год (29.04)
Поведение агрессивного человека в конфликте
Латинское слово «агрессио» означает «нападение». Арессия может проявляться как черта личности (то есть постоянно) и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
Человек с повышенной агрессивностью сам по себе конфликтен, является «ходячим конфликтогеном».
Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе и популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности. Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди.
Быть агрессивным означает:
- отказываться принимать во внимание мнения других людей;
- стремиться к своим целям, не считаясь с потребностями окружающих;
- угрожать другим людям и запугивать их;
- заставлять окружающих почувствовать себя ничтожными;
- манипулировать другими людьми и принуждать их делать то, чего они не хотят совершать.
Агрессивность как черта личности неизбежно придает общению и взаимодействию негативный оттенок. Она может принимать самые разнообразные формы: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступная критика (у других – самокритика) и т. д.
Часто за этим стоит неосознанное стремление «достать» собеседника, партнера.
Существуют следующие виды агрессивных реакций:
- физическая – нападение, причинение физического ущерба;
- косвенная – злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, истерике;
- склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств и эмоций при малейшем возбуждении;
|
- негативизм – «отрицающая» манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные поступки, слова, мысли;
- подозрительность - от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди приносят вред;
- вербальная (словесная) агрессия - выражение негативных чувств через форму словесных ответов (ссора, крик) так и через их содержание (угроза, проклятие, ругань).
Как правило, агрессивные личности выбирают стратегию конфронтации (соперничества) в конфликтной ситуации.
Агрессивность в конфликте может привести к цели, но она не обеспечивает взаимопонимания и позитивного взаимодействия во время решения сложных межличностных проблем. Она не позволит нам принять обоснованную критику и достичь положительных результатов за счет тактичности и гибкости.
Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Если человек демонстрирует непривычную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то достаточно бывает сделать перерыв или дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать, что погасить конфликт с такими людьми очень сложно. Поэтому, разумным способом поведения в данном случае будет стратегия избегания (ухода) от конфликта. В некоторых случаях разумнее совершить самоустранение от такого человека – попросту говоря- действительно уйти из поля его зрения.
|
Человек использует три основных способа ответа на агрессию:
1. Ответная атака - аналогичный ответ на реплики оппонента, что усиливает изначальную агрессию и служит доказательством того, что агрессор достиг своей цели, то есть «раздраконил» и вас.
2. Логически обоснованный спор - попытка убедить спорщика путем подкрепления своей правоты доказанными или общепризнанными фактами. Есть небольшой шанс остановить агрессию, если ваш собеседник действительно настроен разрешить конфликтную ситуацию.
3. Просьбы и увещевания - в большинстве случаев приводят к обратному результату - сигнализируя агрессивному оппоненту, что он добился своей цели, а вы проиграли.
Вот несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, а пытаться влиять на агрессивность оппонента.
1. Разрядка проблемы: дать понять, что причина спора была понята неправильно, или вообще в данный момент не имеет значения ("Да, ситуация спорная… Но смотри, эта проблема возникла из-за того, что….. и т.п.).
2. Перевод внимания на другой предмет: ("Мда, ситуация… Когда это произошло, я на самом деле заметил вот что….- далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от проблемного вопроса).
3. Снижение значимости вопроса: ("Мы рассматриваем это лишь с одной точки зрения, а если подумать, то неверно ставить вопрос именно так…").
Вывод: чем выше уровень стрессоустойчивости и самоконтроля - тем лучше человек способен справиться с агрессией в конфликте (как своей, так и чужой).