По специальности 44.02.01 Дошкольное образование, заочное отделение




МДК 03.02Теория и методика развития речи у детей

(ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования)

(экзаменационные материалы)

44.02.01 Дошкольное образование, 4 курс

Заочное отделение

2018-2019 учебный год

 

преподаватель педагогики

Усина Е.В.

 

Утверждено на заседании ЦК

профессионально-методических дисциплин

протокол № __ от ____________

 

Ростов

 

Вопросы к экзамену по МДК 03.02

«Теория и методика развития речи у детей»

По специальности 44.02.01 Дошкольное образование, заочное отделение

1. Цель и задачи развития речи детей.

2. Программа развития речи.

3. Средства развития речи.

4. Методы и приемы развития речи.

5. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

6. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

7. Методика словарной работы (методы и приемы словарной работы).

8. Методика словарной работы в возрастных группах.

9. Задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

10. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

11. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

12. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

13. Методика формирования морфологической стороны речи.

14. Методика формирования синтаксической стороны речи.

15. Методика формирования способов словообразования.

16. Задачи воспитания звуковой культуры.

17. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения.

18. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

19. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

20. Методика обучения звукопроизношению на занятиях.

21. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

22. Беседа как метод обучения диалогической речи.

23. Обучение описательной и повествовательной речи в процессе рассказывания о предметах и игрушках.

24. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения.

25. Обучение монологической речи по картинкам.

26. Обучение рассказыванию из опыта.

27. Обучение детей высказываниям типа рассуждений.

28. Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

29. Методика заучивания стихотворения.

30. Значение ознакомления с художественной литературой.

31. Обучение грамоте и ее место в системе работы по развитию речи.

32. Подготовительный период обучения грамоте (Ознакомление со словом).

33. Методика чтения и рассказывания художественных произведений детям.

34. Общая характеристика нарушений звукопроизношения.

35. Исправление нарушений звукопроизношения (этапы).

36. Артикуляционная гимнастика (сущность, указания к проведению, комплексы упражнений).

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей Билет № 1 Тема занятия с детьми третьего года жизни: «Научимся заваривать чай». Вопросы и задания: 1. Перечислите задачи развития речи в детском саду. 2. Назовите ведущие задачи словарной работы на данном возрастном этапе. 3. Сформулируйте задачи, которые воспитатель может решить на этом занятии. 4. Назовите слова, которые будут включаться в активный словарь детей на этом занятии.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей Билет № 2 Детям предлагается следующая речевая ситуация: Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется, - и взял другую веревку. - А вот эта ни за что не оборвется». Как можно сказать про такую веревку? Какую веревку взял папа? Вопросы и задания: 1. Назовите задачи словарной работы. 2. Приведите примеры дидактических игр и упражнений по ознакомлению с синонимами и антонимами для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 3. Какие умения формируются в данной речевой ситуации? 4. В каком возрасте можно провести данную речевую ситуацию?   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 3 Перед вами содержание дидактической игры «Назови три предмета»: Воспитатель: «Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»? Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, - говорит воспитатель, - но нужно назвать только три слова». «Цветы!» - говорит воспитатель и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Вопросы и задания: 1. Назовите задачи словарной работы. 2. Что такое дидактическая игра, ее отличие от дидактического упражнения. 3. Назовите цель игры, возраст, в котором можно использовать ее. 4. Укажите возможные варианты этой игры, как по содержанию, так и по форме проведения.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №4 Ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Вопросы и задания: 1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте. 2. Раскройте особенности овладения детьми морфологической стороны речи. 3. Приведите примеры морфологических ошибок в речи детей. 4. Какие дидактические игры и упражнения можно предложить для формирования морфологической стороны речи детей.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №5 Ребенок неправильно образует названия детенышей животных. Вопросы и задания: 1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте. 2. Раскройте особенности овладения детьми морфологической стороны речи. 3. Приведите примеры морфологических ошибок в речи детей. 4. Назовите методические приемы формирования грамматически правильной речи.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 6 Детям среднего дошкольного возраста предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто?Что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их. Вопросы и задания: 1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте. 2. Назовите задачи и содержание работы по овладению детьми синтаксической стороной. 3. Какие задачи решаются в данном упражнении? 4. Приведите примеры дидактических игр и упражнений по формированию синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей Билет №7 Перед драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая ситуация: - К Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Есть специальная посуда. Как она называется? Для хлеба есть что? (Хлебница). Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу.) - Как называется посуда для конфет? (Конфетница). - Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу.) Вопросы и задания: 1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте. 2. Назовите задачи и содержание работы по овладению детьми норм образования слов. 3. Какие задачи решаются в игре-драматизации? 4. Раскройте методику формирования способов словообразования в среднем дошкольном возрасте.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №8 Ребенок старшего дошкольного возраста редко пользуется сложными предложениями. Вопросы и задания: 1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте. 2. Назовите задачи и содержание работы по овладению детьми синтаксической стороной. 3. Раскройте методику формирования синтаксической стороны речи в старшем дошкольном возрасте. 4. Приведите примеры дидактических игр, словесных упражнений, коммуникативных ситуаций для развития синтаксической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 9 В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Вопросы и задания: 1. Назовите задачи воспитания звуковой культуры. 2. Назовите этапы обучения правильному звукопроизношению. 3. В каком возрасте можно провести такую игру? 4. С какой целью проводят данную игру-упражнение? Опишите её.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №10 В основной части беседы по теме «Времена года» воспитатель задает следующие вопросы: -Какие времена года вы знаете? Назовите их. - Какое сейчас время года? -Какая погода бывает зимой? -Вспомните зимние месяцы. Назовите их. Вопросы и задания: 1. Раскройте сущность диалогической речи. 2. Дайте понятие «беседа как метод диалогической речи», раскройте ее ценность. 3. Назовите классификации бесед. 4. Оцените характер вопросов, используемых воспитателем, их эффективность.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей Билет № 11 Ребенок 6-7 лет не может составить рассказ по игрушке. Вопросы и задания: 1.Раскройте сущность монологической речи. 2.Назовите виды занятий по игрушкам. 3.Укажите причины затруднений ребенка. 4. Обозначьте направления педагогической работы с ним по формированию этого умения.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №12 В подготовительной к школе группе воспитатель проводит беседу «Кто строит дом». Вопросы и задания: 1. В чем заключается ценность беседы как метода обучения диалогической речи? 2. Назовите виды бесед. 3. Раскройте программное содержание данной беседы. 4. Какую предшествующую работу можно провести перед беседой «Кто строит дом»?   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №13 На занятии по развитию речи детям предлагают составить рассказ по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Вопросы и задания:
  1. Раскройте значение занятий с игрушками в речевом развитии детей.
  2. Для детей какого возраста можно провести такое занятие? Обоснуйте свой ответ.
  3. Составьте пример рассказа по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати».
  4. Раскройте методику проведения занятий по описанию набора игрушек в данном возрасте.
  Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина  
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет №14 На занятии при рассматривании картины «Зимние развлечения» воспитатель задает детям такой вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?» Вопросы и задания:
  1. Раскройте значение работы по рассматриванию картин в дошкольном возрасте.
  2. Перечислите требования, предъявляемые к отбору картин для рассматривания.
  3. Определите характер задаваемого вопроса воспитателем.
  4. Раскройте методику работы по рассматриванию картин в данном возрасте.
  Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 15 На занятии воспитатель рассматривает с детьми картину «Кошка с котятами». Вопросы и задания: 1. Раскройте цель рассматривания картин на занятии по развитию речи (по Тихеевой Е.И.). 2. Назовите виды рассказов по картине. 3. Приведите пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». 4. Раскройте структуру занятия по картине «Кошка с котятами».   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 16 Ребенок составил такой рассказ о любимой игрушке: «Моя любимая игрушка – собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собачкой. Я с ней гулять хожу. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю». Вопросы и задания:
  1. Раскройте сущность высказываний типа рассуждений как типа монологической речи.
  2. Назовите задачи работы с детьми по работе с данным типом монологической речи.
  3. Какой прием чаще всего используют в рассказах о любимой игрушке?
  4. Раскройте методику обучения высказываниям типа рассуждений на занятиях.
Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 17 На занятии в старшей группе воспитатель читает детям стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Далее задает вопросы: - Понравилось ли вам стихотворение? -Мы его сейчас будем учить. Вопросы и задания: 1. Раскройте значение работы по ознакомлению с художественной литературой. 2. Назовите методические требования к заучиванию стихотворения. 3. Составьте фрагмент занятия по заучиванию стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». 4. Раскройте особенности методики заучивания стихотворений в старшем дошкольном возрасте.   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 18 На занятии в подготовительной к школе группе по теме «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» воспитатель проводит вводную беседу: - Назовите все месяцы подряд как они идут друг за другом. - А может так быть, чтобы какой-то месяц пришел раньше другого месяца? - А вот в одной сказке так случилось. Воспитатель читает сказку «Двенадцать месяцев». Вопросы и задания: 1. Назовите методы ознакомления с художественной литературой. 2. Какие типы занятий можно проводить по художественному чтению и рассказыванию? 3. Составьте беседу по содержанию сказки «Двенадцать месяцев». 4.Каковы особенности проведения занятий по ознакомлению с художественными произведениями в старшем дошкольном возрасте?   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 19 На занятии ребенку предлагают выполнить следующие упражнения: «Наказать непослушный язык», «Сделать язык широким», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье». «Гармошка». Вопросы и задания: 1. С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? 2. Как и когда следует проводить артикуляционную гимнастику? 3. Обоснуйте выбор предложенных упражнений. 4. Раскройте методику проведения данных упражнений (два на выбор).   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ростовский педагогический колледж   МДК 03.02: теория и методика развития речи у детей   Билет № 20 Из предложенных артикуляционных упражнений выберите те, которые можно проводить для подготовки органов артикуляционного аппарата для постановки звука [л]: «Приклей конфетку», «Наказать непослушный язык», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход гудит», «Качели», «Фокус». Вопросы и задания: 1. С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? 2. Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? 3. Обоснуйте выбор артикуляционных упражнений для постановки звука [л], раскройте их содержание (два на выбор). 4. Каковы особенности проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах?   Председатель комиссии профессионально-методических дисциплин ___________ Е.В. Усина

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: