Синтаксическая синонимия сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.




Цели:

обучающие:

· формировать знания о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, их роли в тексте;

· формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;

· формировать умение производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

· формировать умение правильно употреблять в речи данные виды предложений;

· формировать умение редактировать и составлять тексты.

развивающие:

· развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

· развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;

· создать условия для формированияуважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры

Задания

1) Для повторения

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

 

2) Теоретический материал

Вспомните основные признаки придаточных определительных, повторите материал по учебнику

 

Прочтите предложения, обратите внимание на неоправданное повторение союзного слова который

 

1.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

3.На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

 

Можно было избежать повторения, сконструировав предложения с оборотами (выполните замену)

Для справок: находившийся в лощине; начинавшийся сразу за лесом; засеянного рожью и гречихой; наполнявших комнату ароматом; имевшую праздничный вид.

 

Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

Сравните предложения, обратите внимание на те варианты, где нет неоправданных повторений

 

Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили.

Город, где я родился, славится заводом, выпускающим автомобили.

Год, в который я переселился в Тюмень, был богат такими событиями, которые невозможно забыть.

Год, когда я переселился в Тюмень, был богат такими событиями, которые невозможно забыть.

На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.

На подоконнике лежало несколько игрушек, принадлежащих малышу, который сейчас был в садике.

Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята.

Около балкона сидела собачка, надеясь получить косточки, которые приносили ей ребята.

 

Синтаксические синонимы позволяют избежать речевых недочетов, делают речь выразительнее.

 

3) Упражнения для закрепления темы

 

Упражнение 1. Замените, где возможно, придаточную часть причастным оборотом

(Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово которыйстоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражен о формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где. .)

 

 

1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

5) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

6)Трудно забыть места, где прошло твое детство.

7)Приходи на мой концерт, который состоитсяв нашей школе.

 

 

Упражнение 2

Продолжите предложения. Каким членом предложения является слово который? Замените там, где это возможно, придаточные определительные причастными оборотами.

 

1) Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются....
2) Синтаксис — это....
3) Согласование — это такой способ подчинительной связи, при котором....
4) Управление — это....
5) Примыкание — это....
6) Вводными называются слова, при помощи которых....
7) Глагол — это знаменательная часть речи, которая....
8) Местоимение — это....

 

Упражнение 3.

Отредактируйте отрывки из сочинений учащихся. Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного определительного предложения причастным оборотом?

 

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. 2) У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло моё детство.

 

 

Домашнее задание

Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.

1. Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно доедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 10. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше... тысяч граждан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: