Медведь в шайеннских церемониях




Гризли в религии шайеннов

Винфилд Колеман

Вступление

В традиционной религии шайеннов ни одно животное не имеет такого значения, как медведь гризли.

В некоторых основополагающих историях народа – это сила, которая упоминается в названиях мест и созвездиях. Её духовное присутствие встречается в традиционном искусстве шайеннов – от одежды до мешков, от оружия до средств защиты; её мощный дух – желанный гость во всех важных церемониях шайеннов.

 

Традиционная материальная и церемониальная культура шайеннов, в значительной степени, базируется на телах и духах животных (Шлезир). Животные говорят с людьми, обучают, защищают и лечат их. В некоторых случаях, они превращаются в людей. Благодаря их заступничеству, их мудрости, их жертвенности, они позволяют людям существовать. Ни одно животное не было столь важным, как медведь – один из самых мощных nis’simoo, или духов-покровителей. Как говорили старики: “Предки учили нас, что медведи похожи на людей” (полевые заметки Колемана). Это заметно в их физиологии, которая напоминает человеческую. Медведи, как полагают, являются предками, связанными с регионом Йеллоустон (Мариотт и Раклин). Подобное объединение медведя и человека – древняя традиция, разделяемая народами Сибири, типа селькупов (Шлезир). Хотя это можно считать некоторой формой анимизма, такое объединение также является формой шаманизма, в которой специально обученные люди содействуют примирению мира духов и мира людей. Шайеннский термин шаманизма – Mah he yun’efwoh stahn ne-he vis-tots, что приблизительно означает Тех, кто Имеет дело со Священным (полевые заметки Колемана). Шаман, который прежде отличался узлом волос на лбу (образ грома), был знахарем и провидцем, известным как maheonevoostan или emah he yun’ef (полевые заметки Колемана; Данн; Томас и Роннефелдт).

Медведи определенно связаны с шаманами в большинстве мировых культур. Действительно, ассоциация между медведями и шаманами прослеживается от Сибири, например, среди эвенков (Шлезир), до Борнео (полевые заметки Колемана).

Поскольку медведи живут в пещерах, heszevox, то связаны с Нижним Миром, Atano’om, и с жизнью под землёй, Ak’ toh no'o me'eh; в эти пещеры духи животных (hematasoom) возвращаются после смерти, и там рождаются вновь (полевые заметки Колемана; Шлезир). Медведь и пума, как говорят, охраняли вход в священную пещеру в Noahwus, Место, где Их Обучали (Бер Бьют), и где культурный герой цисциста Сладкая Магия получил Священные Стрелы, а так же к другим священным горам (Дорси и Кребер). Таким образом, медведь охраняет духи животных, которые живут в таких пещерах, и чье возрождение в материальный мир необходимо, чтобы оживить жизнь на земле.

Неосведомлённые часто путают связь между Нижним Миром и ночным небом. Такое толкование появилось благодаря шаманскому представлению земли в виде диска, над которым возвышается небесный свод, и под которым находится подземный мир. Считалось, что в конце дня диск переворачивался, и люди, разглядывавшие ночное небо, фактически, смотрели вниз и видели Подземный мир. Туда отправлялись души умерших, двигаясь по Висящей Дороге, Seh-yahn – Млечному пути. Отдельные звезды представляют походные костры умерших. Алтарь сахтай происходит от большой, круглой звезды, которая движется по небу (полевые заметки Колемана). Такое положение духов, иногда изображённых вверх тормашками, представляет, как они живут в Подземном мире.

Обычно духи невидимы для людей, живущих в Среднем Мире, Setovoom. Однако, шаманы могут видеть духов, находясь в состоянии мертвых людей (Шлезир); они способны видеть духов и беседовать с ними.

 

Медведь в шайеннской космологии

Первые рассказы

Давным-давно какие-то люди играли в обруч и палку (ах koi yu’), намереваясь заманить бизонов к лагерю. Юноша, наблюдавший эту игру, заметил человека, одетого как он – раскрашенного вертикальными жёлтыми полосами, и в шкуре мехом наружу, указывающей, что он был шаманом (рисунок № 1). Спросив его об этом, тот сказал, что получил краску в ручье. Войдя в ручей вместе, юноши столкнулись со старухой, которая дала им красную краску и два глиняных горшка, наполненных мясом и маисом. Горшки, вновь наполняемые волшебством, спасли людей от голода. Старуха из ручья – это Бабушка Земля, Se'he'veskimin, имя которой на диалекте сахтай часто сокращают до Iskimin, а на диалекте цисциста – Escheman. Как полагают, это произошло около Миннехаха-Фоллс, недалеко от современного Миннеаполиса, на ручье Миннехаха, притоке Миссисипи (полевые заметки Колемана; Гриннелл). Вертикальные полосы, все еще используемые в Танце Солнца, относятся к привычке медведя гризли отмечать свою территорию, обдирая кору с деревьев (Дорси и Кребер).

 

Гризли – особый слуга и защитник Iskimin (Шлезир). Кроме того, в древней истории, гризли служит защитником молодой девушки, у которой был поклонник – Подводный Змей (Гриннелл). Эта история о любовнике змее, так или иначе, связана с историей о происхождении Священной Шапки.

Шайенны называют Башню Дьявола в Вайоминге (рисунок № 2) – Nahkohe Vee’e, что означает “Медвежья Палатка” или “Медвежье Типи”. Очень старая история о детях (в большинстве версий – шесть мальчиков и одна девочка), которые играли с мячом, или, возможно, в nakonistoz, “медвежью игру” – изображали медведя. Имя девочки, Mahoeskota, иногда переводится как Возможный Мешок; но при изменении ударения – оно превращается в Беременную Землю (Гриннелл; Мур). Кажется, игра слов намеренна – девочка представляет творческий потенциал земли; возможный мешок аналогично содержит много хороших вещей. Когда дети играли, появился огромный гризли и бросился на них. Когда дети пробегали мимо сосны, дерево сказало им: “Поднимайтесь вверх”. Они залезли на дерево, которое тут же начало быстро расти. Гризли подошел к дереву и своими когтями оставил на коре глубокие борозды. Но дети убежали на небо и стали звездами – Плеядами, или Manohotoxceo (Группа Звезд); Возможный Мешок – маленькая, тусклая звезда на одной стороне. Разгневанный медведь сломал дерево, оставив пень, который превратился в камень. Поэтому это каменное формирование известно как Nako’eve (полевые заметки Колемана).

Версия медвежьей игры описана Петтером; Шлезир так же связывает эту историю с игрой. Эта поразительная скала, как говорят, является ho’eh wooh dsi’yum, что буквально означает земляная палатка, то есть земляная палатка духов, их место жительства (версия арапахо этого рассказа – Дорси и Кребер).

Горы считаются местом жительства духов – Древних, Mahaax'se. Бер Бьют в Южной Дакоте является другим примером. Náhkohe-vose – буквально Медвежья Гора, или Бер Бьют, которую лакота называют Mato Paha (рисунок № 4). Гора получила это название благодаря сходству со спящим гризли. Шайеннское название – No’ah’wus, что означает Священная Гора, где Их Обучали (или Получили Возможности), относится к истории о Сладкой Магии, Motseyuef, Великом Пророке и культурном герое цисциста. Сладкая Магия со своей женщиной прожил четыре года в священной пещере Бер Бьют, получая инструкции от духов. Вход в пещеру охраняли гризли и пума (Гриннелл; полевые заметки Колемана). Сладкая Магия, шаман с непревзойденной силой, имел ассоциацию с медведем гризли. Уэсли Вайтмэн, известный Противоположный (человек, обладающий силой Грома), утверждал, что Сладкая Магия родился недалеко от Nahkohe Vee’e (Шварц). Желтая раскраска, подобная той, которую использовали Двое Юношей, также зарегистрирована у Сладкой Магии (Гриннелл) – следующий признак его связи с медведями.

 

 

 

Как видно из вышеупомянутых примеров, эти древние истории часто имеют определенное место происхождения, или сакральное место происхождения. Следующая история связана с регионом Йеллоустон и Обсидиановым Утесом (рисунок № 5). Nahkohe, слово, означающее "медведь", является почти омонимом náhko’e, мать – термин, используемый только в адрес матери (полевые заметки Колемана). Таким образом, между медведями и материнством существует связь, представленная в истории, в которой два значения перемешиваются.

 

Однажды осенью несколько женщин, собирая у ручья черемуху и медвежьи ягоды, пели песни. Незамужняя молодая женщина, поглощенная пением и работой, внезапно столкнулась с большим медведем гризли; ее подруги бежали. Гризли схватил ее и унес в своё логово в горах. Там был маленький медвежонок, который стал называть её мать. Молодая женщина действительно стала его матерью, но продолжала тосковать по людям. Когда медвежонок подрос, однажды он обратился к ней. "Мать", сказал он, “Пришло время. Скоро мы покинем это место и моего отца”. Он сказал ей сделать много мокасин, поскольку их путь будет очень долгим. Весной, когда возвратился гром, и отец медвежонка ушел охотиться, малыш отодвинул камни и бревна, которыми медведь закрывал вход, и вдвоём они отправились в путь. Преодолев множество препятствий, они достигли шайеннского лагеря и вошли, взявшись за руки, так, чтобы люди знали, что молодой медведь был другом. Вскоре молодой медведь стал частью общества, и подружился с двумя мальчиками по имени Хранитель Топора и Самый Быстрый Бегун (то есть, Гром и Молния). Однажды все трое решили отправиться в древнее место, которое ни один из них не видел прежде. После путешествия на запад в течение нескольких дней, они натолкнулись на огромный каменный утес, который преградил им путь. Не было никакого другого пути вокруг. “Можно сделать только одно”, сказал медведь. В ответ, Хранитель Топора взял свой топор и ударил по скале. Большие осколки отлетели от скалы, и вскоре ее вершина покрылась зазубринами, напоминавшими зубы. Затем он ударил утес так яростно, что, попытавшись выдернуть топор, большая часть осталась в каменной стене. Именно так образовался Обсидиановый Утёс в Йеллоустон – это наконечник топора Хранителя Топора (история, рассказанная Биллом Высоким Быком, и связанная с Náhk?xho’óxeóó’ ėstse).

История, которая связывает Гром и медведя гризли с созданием Обсидианового Утеса, также представляет трепет, с которым первые индейцы, должно быть, увидели этот монумент, и собственное отражение в мрачно сверкающем черном камне, как если бы увидели себя в Мире Духов. Поскольку черный цвет связан с зимой, не удивительно, что Обсидиановый Утес в древние времена был участком обряда Зимнего Солнцестояния.

Нужно помнить, что наконечники Священных Стрел сделаны из обсидиана. Аналогично, каменные наконечники, найденные в земле, называют hoe' tahn’otse, стрелы Молнии, поскольку, как считают, их швырнул на землю Гром (полевые заметки Колемана).

 

 

 

 

Исторические события

Осенью 1835г человек по имени Много Ворон и его жена были атакованы военным отрядом кроу. Много Ворон был убит, а его жена была захвачена в плен. Она стала третьей женой лидера военного отряда кроу. Её постоянно оскорбляли другие жены, и однажды молодой кроу сжалился над нею и помог ей бежать, дав двух лошадей. Но вскоре лошади испугались и убежали, и она снова могла быть схвачена. Гризли приблизился к ней около Пампкин Бьют (рисунок № 6), но, вместо того, чтобы напасть, он последовал за нею, затоптав ее следы. Медведь даже убил для неё теленка бизона, чтобы она смогла поесть, и сопровождал ее, пока она не добралась до главного шайеннского лагеря на реке Ларами. В благодарность, шайенны дали медведю мясо и другие ценные подарки (Гриннелл).

Существуют другие истории столкновений с гризли, в которых медведь предлагал помощь заблудившимся и раненым; одна из них связана со щитами.

Стоить отметить, что шайенны не имеют никаких различий между недавними и старинными историями, которые являются частью священных историй.

 

 

 

Медведь в шайеннских церемониях

Исцеляющие церемонии

Шайенны и арапахо всё ещё применяют медвежью магию. Считается, что медведь обладает большой духовной силой. Он может вылечить себя, а также других медведей (Гриннелл). Во время церемонии, засвидетельствованной автором, шаман приближается к огню, пальцами достаёт пылающий уголёк и помещает его в рот, подражая медведю. Держа уголёк между зубами, он фыркает, словно медведь, рассеивая искры над телом пациента (полевые заметки Колемана).

Подобная церемония есть у оджибве. Во время церемониальной медвежьей потельни, участники предстают друг перед другом подобно медведям, и сама потельня “начинает напоминать пещеру большого медведя” (Лэйндс).

Старик, который обладал медвежьей магией, сказал, что в Йеллоустон медведи используют грязь, которая закипает под землёй. Йеллоустон – один из источников синей краски, которую шайенны используют в церемониях и в женских рисунках. Этот цвет относится к Верхнему Миру и Грому (рисунок № 7). Другая магия, используемая медведями, также встречается в этой области: дикий женьшень, Panax quinquefolius. Эта магия и синяя краска используются Противоположными, которые связаны с Громом (полевые заметки Колемана). Поскольку Противоположные получают свою силу от Грома, это указывает на связь между медведем и Птицей Грома.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: