Классификация потребительских товаров




Средством удовлетворения человеческой потребности выступает товар. В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена. В широком — понимается все, что имеет потребительную стоимость и может быть обменено на другой товар или деньги собственником этой потребительной стоимости.

Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Множество товаров, представленных на рынке, обеспечивают удовлетворение разных человеческих потребностей, а также предлагаютразные варианты удовлетворения одной и той же потребности. Например, такие товары, как губная помада и фруктовый сок обеспечивают удовлетворение двух человеческих потребностей: хорошо выглядеть и рационально питаться. А множество предлагаемых на рыке марок (марочных наименований) фруктового сока и губной помады позволяют удовлетворить обозначенные потребности в соответствии с финансовыми возможностями и предпочтениями потребителей.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

В результате этого деления создаются различные классификационные группировки, которые могут иметь общие и отличные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми.

Классификация товаров — это разделение всей совокупности товаров, представленных на рынке по назначению, степени долговечности, а также разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей. Она позволяет ориентироваться на отдельные видытоваров и их группы, которым присущи общие признаки, что создает условия для изучения, планирования, прогнозирования и определения структуры спроса (табл. 2).

 

Признак классификации Определение
По потребительскому назначению
  Промышленные товары Товары, приобретаемые частными лицами или организациями для использования их в качестве средств производства (технологическое оборудование, машины)
  Производственные товары Товары, приобретаемые частными лицами илиорганизациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности
  Товары потребительского назначения Товары, приобретаемые конечным потребителем для личного использования
По степени присущей долговечности
  Товары длительного пользования Материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (телевизор, холодильник, одежда, обувь)
  Товары кратковременного пользования Материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (хлеб, соль, мыло, стиральный порошок)
  Услуги Итоги не посредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, и внутренней деятельностиисполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (ремонт часов, стрижка в парикмахерской)
На основе покупательских привычек
  Товары повседневного спроса Товары, регулярно используемые в личном потреблении людей; потребитель покупает их часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и на саму покупку (табачные изделия, газеты)
  Товары импульсивной покупки Товары, приобретаемые, без предварительного планирования и поиска (жевательная резинка, шоколадные батончики)
  Товары экстренных случаев Товары, приобретаемые при возникновении острой нужды в них (зонтики, солнцезащитные очки)
  Товары предварительного выбора Товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, автомобили)
По степени интенсивности спроса
  Товары особого (повышенного) спроса Товары потребительского назначения с уникальными характеристиками или определенной марки, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить особые дополнительные усилия
  Товары пассивного спроса Товары потребительского назначения, о которых потребитель не знает (или знает, но обычно не задумывается об их покупке)
По характеру взаимодействия
  Взаимодополняющие товары Товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый (например, зубная щетка и зубная паста)
  Взаимозаменяемые товары Товары, которые служат однородным целям и различия, между которыми для данного потребителя и в данной ситуации не имеют существенного значения. Характеризуются взаимной перекрестной эластичностью спроса по цене (например, сорта зеленого чая)
На основе потребительского восприятия
  Идентичные товары Товары, одинаковые по физическим и технологическим характеристикам; качеству и репутации на рынке; стране происхождения и (или) марке производителя. При этом незначительные различия в их внешнем виде не учитываются
  Схожие товары Товары, схожие по качеству, но отличающиеся по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке
  Дифференциальные товары Товары, отличающиеся по физическим или иным параметрам от аналогичных товаров, производимых другими фирмами. Товар, который подобен, но не идентичен другим товарам, а, следовательно, не является их полным заменителем. Такой товар покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы (например, программное обеспечение для компьютера)
  Новые товары Товары, принципиально отличающиеся от известных ранее, на рынке, содержащие новые, дополнительные функциональные возможности, изменения в форме, дизайне или упаковке, имеющие значение для потребителя
По характеру спроса
  Товары эластичного спроса Товар, объем потребления которого изменяется вместе с его ценой. К товарам эластичного спроса относятся большинство товаров предварительного выбора
  Товар неэластичного спроса Товар, объем потребления которого стабилен при изменении цены. Сюда относятся товары первой необходимости, обеспечивающие прожиточный минимум населения
  Товар «низший» по спросу Товар, потребление которого уменьшается по мере роста потребительских доходов вследствие предпочтения потребителем другого, более качественного товара
  Товар «нормальный» по спросу Товар, спрос и потребление которого возрастает по мере увеличения потребительских доходов

В результате классификации товаров по потребительскому назначению выделяют три агрегированных товарных рода: производственные, промышленные и потребительские товары. В свою очередь, каждый товарный род подразделяется на классы.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Род потребительских товаров делится на следующие классы:

• продовольственные товары;

• непродовольственные товары;

• медицинские товары.

В зависимости от используемого сырья и назначения товаров, классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и. разновидности.

Подкласс товаров — множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Класс продовольственных товаров включает следующие подклассы:

продовольственные товары растительного происхождения;

• продовольственные товары животного происхождения.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих боле специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на следующие группы:

• плодоовощные товары;

• зерномучные товары;

• вкусовые товары;

• кондитерские и пр.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Например, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы, отличающиеся соотношением основных компонентов и удовлетворяющие более специфические потребности:

• сахаристые товары;

• мучные товары.

Каждая подгруппа товаров состоит из множества видов, имеющих общее целевое назначение, но отличающихся друг от друга по своим идентификационным признакам.

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Так, подгруппа сахаристых товаров включает следующие виды:

• карамель;

• конфеты.

Вариация некоторого идентификационного признака внутри товарного вида позволяет выделять разновидности товаров.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Например, по признаку содержания начинки различают две разновидности карамели:

• леденцовая карамель;

• карамель с начинкой.

Совокупность товаров определенной разновидности, отличающихся от товаров этой же разновидности собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией, называется наименованием товара.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Разновидность леденцовой карамели включает следующие номинальные наименования:

««Барбариса;

• «Дюшес».

В свою очередь, номинальные наименования включают марочные наименования — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Так, леденцовая карамель может иметь марочное наименование «Барбарис "Красный Октябрь"».

Кроме того, в зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, и их потребительского назначения выделяют изделия из металла, кожи, стекла и пр. С учетом особых свойств продовольственных товаров и необходимости создания для них особых режимов хранения выделяют скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары и т.д. Совокупность классов, подклассов, групп и подгрупп, видов и разновидностей товаров составляет общую товароведную классификацию потребительских товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: