«Познавательное развитие»
ФИО педагога, должность: Крюкова Кристина Николаевна
Возрастная группа воспитанников: подготовительная к школе группа
Наименование образовательной организации:_______________________________________________________________________
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Качества и свойства дерева и металла
Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами дерева и металла
Задачи:
1) Расширять знания детей о деревьях и металлах, их свойствах и качествах.
2) Расширить и активизировать предметный словарь по теме «Качества и свойства предметов».
3) Воспитывать у детей стремление узнавать новое.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность): познавательно-исследовательская, игровая
Форма организации детей: групповая
Методы и приемы: беседа, вопросы, художественное слово, лексическое упражнение, обращение к личному опыту детей, наблюдение, рассказ воспитателя, индивидуальная работа.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, мешочки на каждого ребенка, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинка с изображение реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой, картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит (игра «Рыбалка»), разные металлические предметы.
Планируемый результат: познакомиться с качествами и свойствами дерева и металла
Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
Части НООД | Деятельность воспитателя (подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности | Деятельность детей (прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: создать интерес к предстоящей деятельности, | ||
Создание образовательной ситуации | - Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит. | создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Цветной Ивашка Деревянная рубашка, Где носом проведёт Там след кладёт. Любим нос везде совать, И чертить и рисовать. Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. Металлический Антошка На очень тонкой ножке, По головке постучишь Что-нибудь да смастеришь. Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. Молодцы ребята загадки отгадали. -А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш. А если не смотреть, то, как можно узнать? Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? А по запаху можно различить? Как же нам узнать? Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик «Здравствуйте, ребята, Мы с карандашом большие друзья, Но не можем никак решить, кто из нас прав? » Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева! Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают! - Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав. | Карандаш Гвоздь потрогать, понюхать, по звуку посмотреть | |
2 часть – основная | Цель: расширить представление о качествах и свойствах дерева. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Дидактическая игра «Из чего сделано» Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика. Назовите, какие предметы делают из дерева? А какие предметы делают из металла. Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш? И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав! Ребята, а вы хотите, чтобы наш карандаш и гвоздик превратились в настоящих? Тогда давайте скажем волшебные слова «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в, сказку попадем». | Стол, стул, кровать, диван, дверь Ложка, вилка, кастрюля, плита оба |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Ребята, карандаш и гвоздик предлагают вам поиграть с ними в игру «Чудесный мешочек». Дети опускайте руку в «Чудесный мешочек», на ощупь определяйте по одному предмету, называйте и выкладывайте на стол. Дети, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок. Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете? Какой вывод можно сделать? И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав Карандаш? Давайте проверим. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя) - Какой можно сделать вывод? - Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? - Какой можно сделать вывод? Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться». - Вот и хорошо. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть. Физкультминутка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз – наклон и два наклон, Зашумел листвою клен. На поляне дуб зеленый? Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. Ну а мы пройдем немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились И на травку опустились. - Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет). Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся! ». А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему? - Давайте проверим, что поплывет, а что потонет? Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку) -Какой можно сделать вывод -Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег. Гвоздь: Как я устал! Карандаш: А я есть очень хочу! Гвоздь: Давай сварим уху. Карандаш: Я пойду рыбу ловить! Гвоздь: И я пойду. Карандаш: А кто будет костер разводить? - Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить. -Сварили друзья уху, сели есть, Гвоздик достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему? -Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность — от слов «проводить тепло». Ребята, давайте хором скажем слово теплопроводность. Сейчас мы убедимся в этом на опыте. Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки. - Как вы думаете, что произойдёт? Это свойство называется теплопроводность, -Какой вывод можно сделать? Как затушить костер? Так они и сделали. Опыты с магнитом «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком»,- сказал Гвоздик. Дети, посмотрите, что лежит у нас на столе? из какого материала они сделаны? Достаем магнит и проводим его около предметов. Что произошло? Опыт с металлическими предметами с помощью большого магнита, который передвигается под столом, можно заставить металлические предметы передвигаться. Опыт с водой. дети, а давайте проверим, действует ли магнит в воде? Для этого положите на дно тазика с водой различные металлические предметы и попробуйте их вынуть с помощью магнита, подвешенного на веревочке. Магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, через стекло, дерево | гладкая шероховатая, шершавая Пластина – холодная. Брусок – теплый металл – холодный, а дерево – теплое дерево мягкое, а металл твердый прочный палочка хрупкая дерево хрупкое, металл – прочный металл тяжёлый, а дерево легкое Его может перевести Карандаш, плот Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня. Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным теплопроводность Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет Металл проводит тепло Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь линейка, расческа, гвоздь. дерева, пластмассы, железа магнит притягивает только железные предметы. | поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | Ребята, а вы знаете где человек использует дерево и металл? | ||
3 часть – заключительная | Цель: подвести итог непосредственной образовательной деятельности | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось? | ||
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Но на этом приключение Гвоздя и Карандаша не закончилось, что было с ними дальше, я вам завтра расскажу. Вечером мы с вами нарисуем города, в которых живут деревянный карандаш и металлический гвоздь. |
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие