Требования к результатам освоения дисциплины




В результате освоения курса«История мировой литературы. Часть 2: «Литературы Средневековья и Возрождения» у выпускника, обучающегося по направлению 032700.62 «Филология», профилю «Отечественная филология», формируются следующие компетенции:

Общекультурные (ОК)

- Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1).

 

Профессиональные (ПК)

- Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК – 1).

- Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК – 2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Уметь рассматривать литературный процесс Средневековья и Возрождения в историко-культурном контексте эпохи.

Овладеть навыками анализа литературных произведений разных жанров Средневековья (героический эпос, рыцарский роман, лирика вагантов, трубадуров и труверов, драматические жанры) и Ренессанса (сонет, новелла, роман, историческая хроника, трагедия, комедия и др.).

Уметь выделить в творчестве крупнейших писателей произведения, характеризующие автора наиболее полно, сыгравшие выдающуюся роль в мировом историко-культурном процессе, научиться раскрывать идейное содержание и разбираться в особенностях художественной формы литературных памятников эпохи.

Уметь пользоваться учебной, критической и справочной литературой по курсу.

Знать в основных моментах биографии крупнейших писателей эпохи (Данте, Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Рабле, Сервантес, Лопе де Вега, Т.Мор, Шекспир), иметь представления об их эстетических взглядах.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

Уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу.

 

Термины и понятия, которые должен усвоить студент по изучении курса:

Аллегорический эпос, александрийский стих, альба, ауто, баллада (народная и литературная), бурлеск, ваганты, видение, героический эпос, житие, жонглер, каролингское Возрождение, кансона, клерикальная литература, комедия дель арте, куртуазность, литургическая драма, лэ, маньеризм, мартиролог, медиевистика, мейстерзингеры, миннезингеры, мистерия, миракль, моралите, народная смеховая культура, народные книги, новелла. партимен, пасторальный роман, плянж, песни полотна (песни швей), песни о крестовых походах, плутовской роман, Ренессанс, Реформация, романс, рондо, сага, сирвента, соти,. скальд, сонет, спенсерова строфа, тенсона, трубадуры, труверы, фаблио, фарс, фастнахтшпиль, фацеция, хроника, шванк, шпрух, эссе.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Программа рассчитана на один семестр обучения.Общая трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1.Календарно-тематический план

№п/п Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану  
Максим. нагрузка студентов Аудиторная нагрузка Самост. работа
  Всего   В том числе
Лекции   Практич.  
1. Общество и литература средних веков          
  1.Периодизация курса. 2.Культура Возрождения 3.Латинская лит-ра Средн-.вья          
2. Средневековый эпос          
  1.Сказочно-мифологический эпос Раннего Средневековья          
  2.Национально-исторический эпос Зрелого Среднев-вья          
3. Рыцарская литература Средневековья          
  1.Рыцарская лирика          
  2.Рыцарский роман          
4. Городская литература средних веков. Средневековая драма          
5. Литература Предвозрождения «Божествен. комедия» Данте          
6. Литература итальянского Возрождения          
  Лирика Петрарки. Сонет. Тв-во Боккаччо. Новелла            
7. Литература Возрождения в Германии и Нидерландах          
8. Литература французского Ренессанса          
9. Литература Возрождения в Испании          
  1.Поэзия и проза исп. Возрож. 2.Творчество М.Сервантеса. 3.Творчество Ф.Лопе де Веги          
10. Литература Возрождения в Англии          
  1.Поэзия и проза 16 века. 2.Драматургия К.Марло. 3.Творчество У.Шекспира.          
  Итого:          

 

 

Содержание дисциплины

 

1.Введение. Развитие средневековой культуры в Западной Европе. Периодизация истории средневековой литературы. Роль античного культурного наследия в средние века. Христианская религия и католическая церковь в средневековой культуре. Художественная система средневековой литературы. Устное народное творчество и письменная латинская литература.

2.Средневековая латинская литература. Августин Блаженный и его «Исповедь». Пьер Абеляр – философ и писатель. Жанры клерикальной литературы (видение, житие, мартиролог и др.). Историки Средневековья (Иордан, Григорий Турский, Бэда Достопочтенный). «Каролингское» и «оттоновское» возрождение. Поэтическое творчество вагантов.

3.Средневековый эпос. Фрагменты древнегерманского и англосаксонского эпоса. Поэма «Беовульф». Кельтский эпос сказочно-мифологического содержания. Ирландские саги о Кухулине. Скандинавский эпос. «Старшая Эдда» как источник знаний о народной мифологии. Основные циклы скандинавских саг. Лирика скальдов.

Возникновение, бытование и письменное оформление героических поэм Зрелого Средневековья. Национально-историческая специфика героического эпоса. Основные циклы французского героического эпоса. Эпическое преображение истории и национально- религиозный пафос в «Песни о Роланде».Основные циклы героического эпоса в Испании. Реальный прототип и эпический герой в «Песни о Сиде». Немецкий героический эпос. Эпическая архаика и черты феодального миропонимания в «Поэме о Нибелунгах».

4.Рыцарская литература Средневековья. Становление куртуазного рыцарского идеала. Мотивы и жанры лирики провансальских трубадуров. Становление авторского самосознания и новая трактовка любви. Поэзия Д.Рюделя, Б.де Вентадорна, Б.де Борна и др. Своеобразие поэзии северофранцузских труверов и немецких миннезингеров.

Жанровая специфика и эволюция рыцарского романа. «Античный цикл» романов как ранний этап становления жанра. Кельтские предания в «бретонском цикле» и книга Гальфрида Монмутского «История бриттов» как источник сюжетов артуровских романов. Идейно-художественное своеобразие романа о Тристане и Изольде. Авторские версии этого романа («Роман о Тристане» Тома и Беруля). «Жимолость» Марии Французской и жанр лэ.

Творчество Кретьена де Труа. Пафос куртуазности и элементы демократизма в романах Кретьена («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрек и Энида»). Светский рыцарский и христианский идеалы в «Романе о Персевале». Последователи Кретьена де Труа. Немецкий рыцарский роман («Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха). Идиллический хронотоп в романах «византийского цикла».

5.Городская литература Средневековья. Генетическая связь с народным творчеством. Проза обыденности и сатира во французских фаблио и немецких шванках. Повесть Штриккера «Поп Амис». Традиции фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Жанр дидактического эпоса. Рыцарская идеология и критика феодальной действительности в «Романе о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мена.

Средневековая драма и театр. Основные этапы развития и жанры религиозного театра: литургическая драма, мистерия, миракль, моралите. Развитие народно-комического театра (соти и фарсы). Фарс «Адвокат Патлен». Творчество Адама де ла Аля. Немецкие фастнахтшпили.

Крестьянская поэзия Средневековья. Народные баллады о Робин Гуде и Вильгельме Телле. Идеализация образа крестьянина в поэме У.Ленгленда «Видение о Петре Пахаре.

6.Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери. Данте и поэтическая школа «нового сладостного стиля». Поэзия и проза сборника «Новая жизнь». Данте – мыслитель (трактаты «О монархии», «О народной речи», «Пир»). Средневековое мировосприятие и рождение ренессансного гуманизма в «Божественной комедии». Специфика изобразительных средств в поэме.

Синтез средневековых традиций и черты гуманизма в «Кентерберийских рассказах» Д.Чосера. Кризис средневекового и зарождение гуманистического мировидения в поэзии Ф.Вийона.

7.Литература Возрождения в Италии. Возрождение как переходная историческая эпоха. Ренессансный гуманизм. Попытки синтеза христианской идеологии и античной учености. Ренессансный антропоцентризм. Социальный и культурный смысл Реформации. Мистические учения и натурфилософская картина мира в эпоху Возрождения.

Этапы ренессансного движения в Италии. Ф.Петрарка – первый европейский гуманист. Христианская идеология и античная риторика в творчестве Петрарки («О презрении к миру»). Латынь как язык культуры. Эпическая поэма «Африка». Поэтическое новаторство в сборнике «Канцоньере». Автор и герой, лирическая интроспекция, прием антитезы в сонетах Петрарки. «Петраркизм» в европейской поэзии.

Творчество Д.Боккаччо. Ранние гуманистические пасторали «Амето» и «Фьезоланские нимфы». Автобиографизм и риторический психологизм в романе «Фьяметта». Средневековые и античные традиции в «Декамероне». Классификация новелл и идейный смысл сборника. Роль Боккаччо в развитии европейской новеллистики.

Зрелое итальянское Возрождение. Итальянский гуманизм в 15 веке. Итальянские новеллисты 15 – 16 веков: Мазуччо, Банделло, Чинцио. Флорентийская поэзия конца 15 века: Медичи, Полициано, Пульчи. Ренессансно-рыцарская поэма в Ферраре. Пародийно-игровой принцип во «Влюбленном Роланде» М.Боярдо. Смешение стилей как художественный принцип в «Неистовом Роланде» Л.Ариосто.

Позднее итальянское Возрождение. Жанр пасторали в 16 веке («Аркадия» Саннадзаро). Гуманизм и аристократизм в «Придворном» Кастильоне. Попытка религиозно-героического эпоса в «Освобожденном Иерусалиме» Т.Тассо. Возникновение «ученой комедии» и трагедии на античные сюжеты. Фарсовые истоки комедии дель арте. Сценарий и импровизация, характерные типы в комедии дель арте..

8.Литература Возрождения в Германии и Нидерландах. Гуманистические кружки в университетских городах конца 15 века. Религиозно-этические взгляды И.Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на обскурантизм. «Диалоги» У.фон Гуттена как антиклерикальный памфлет. Реформация в Германии и деятельность М.Лютера. Социально-политическая публицистика Т.Мюнцера.

Массовая народная литература 16 века. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. «Народная книга» о докторе Фаусте. Бюргерская литература 16 века. Сатира и морализм в «Корабле дураков» С.Бранта. Стихотворные сатиры Т.Мурнера. Антикатолические сатиры И.Фишарта. Поэзия Г.Сакса: источники, тематика, жанры.

Эразм Роттердамский и Северное Возрождение. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность эразмизма. Эразм как создатель христианского гуманизма. Сатирико-дидактическая книга «Домашние беседы». «Похвала Глупости» как философская сатира.

9.Французская литература Возрождения. Влияние итальянского гуманизма. Реформационное движение во Франции 16 века. Средневековая традиция, протестантизм и гуманизм в поэзии К.Маро. Антирелигиозные диалоги Б.Деперье «Кимвал мира». Развитие жанра новеллы. Повествовательная техника и специфика комизма в «Новых забавах и веселых разговорах» Деперье. Психологизм и моралистическая направленность в «Гептамероне» Маргариты Наваррской.

Творчество Ф.Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: осмеяние схоластики, пропаганда гуманистического воспитания и социальная утопия в первых книгах романа. Критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи в последних книгах. Смеховая стихия в книге Рабле.

Ренессансно-гуманистическая поэзия «Плеяды». Программная «Защита и прославление французского языка» Ж. Дю Белле. Петраркизм в поэзии Дю Белле («Олива»). Тематика сборника «Древности Рима». Индивидуальность лирического переживания в «Сожалениях». Поэзия П.де Ронсара. Разработка высокого лирического канона в «Одах» и «Гимнах». Петраркизм в сборнике Ронсара «Любовь к Кассандре». Поэма Ронсара «Франсиада» как попытка национальной эпопеи. Классицизм и маньеризм в «Сонетах к Елене».

Эссеистика М.де Монтеня. Скептицизм и этическая программа в «Опытах» Монтеня. Социально-религиозные конфликты эпохи в поэзии Т.А. Д′ Обинье («Трагическая поэма»).

10.Испанская литература Возрождения. Социально-культурное развитие Испании в 15 – 16 веках. Гуманистическое движение и развитие эразмизма. Реформа испанского стихосложения: Хуан Боскан, Гарсиласо де ла Вега. «Селестина» Ф.де Рохаса и пути развития испанской драмы и романа. Куртуазность и фантастика в рыцарском романе («Амадис Галльский»). Гуманизм и аристократизм в пасторальном романе («Диана» Х.Монтемайора). Литературный и социальный генезис плутовского романа. «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец жанра. Барочные черты в «Жизни Гусмана де Альфараче» М.Алемана.

Творчество М.де Сервантеса. Народно-героическая тема в «Нумансии». Сборник «Назидательные новеллы»: философская проблематика, плутовские и любовно-героические сюжеты. «Дон Кихот» как жанровый синтез. Пародийный замысел и его реализация. Социально-культурная панорама современности. Роль вставных новелл. Смешное безумие и мудрое безумие в образе Дон Кихота. Смешное простодушие и мудрое простодушие в образе Санчо Пансы. Сюжет-ситуация в романе и понятие «донкихотства». Трагикомическое в романе.

Развитие испанской драмы. Учено-гуманистическая традиция и народное влияние в театре 16 века (Б.де Торрес Наарро, Л.де Руэда, Х.де ла Куэва). «Новое искусство» Лопе де Веги и становление национальной драматургической системы. Проблема народа и государя в исторических драмах Лопе де Веги («Звезда Севильи», «Великий герцог Московский»). Народно-героические драмы («Фуэнте Овехуна», «Саламейский алькальд»). Конфликт любовного чувства и сословной морали в комедиях Лопе де Веги. Комедии интриги («Мадридские воды») и психологические комедии («Собака на сене»). Типология персонажей в комедиях Лопе де Веги.

11.Английская литература Возрождения. Социально-историческое развитие Англии в 16 веке. Реформация и возникновение гуманистического движения. Оксфордский кружок гуманистов и деятельность Т.Мора. Антитиранический пафос «Истории Ричарда 111». Критика социальных порядков и изображение идеального общества в «Утопии» Мора. Английский петраркизм в поэзии Т.Уайета и Г.Серрея. Лирика Ф.Сидни и Э.Спенсера и развитие английского сонета. Куртуазность и гуманизм в поэме Спенсера «Королева фей». Галантно-ученая тенденция в прозе Д.Лили («Эвфуэс»). Плутовской роман Т.Нэша «Злополучный путешественник». Бытовой роман Т.Делони «Джек из Ньюбери».

Становление английской ренессансной драмы. Пасторальные драмы Лили, «кровавые трагедии» Т.Кида, народные комедии Т.Грина. Драматургия К.Марло. Обработка народной легенды в «Трагической истории доктора Фауста». Образ титанической личности в «Тамерлане Великом». Развенчание индивидуализма в «Мальтийском еврее». Гиперболизм как конструктивный принцип драм Марло.

Творчество У.Шекспира. Тема времени и вечности, образ лирического героя в сонетах. «Ричард 111» и проблема зла в драматургии Шекспира. Проблема воспитания идеального правителя в хронике «Генрих 1У». «Фальстафовский фон» в исторических хрониках Шекспира. Игра судьбы и случая в комедиях («Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь»). Проблематика «Венецианского купца». Разрешение трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Столкновение идеала и действительности в «Гамлете». «Отелло» как трагедия обманутого доверия. Трагедия человеческого достоинства в «Короле Лире». Проблема зла и самоопределения героя в «Макбете». Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях Шекспира («Буря», «Зимняя сказка»). Легендарная атмосфера и гуманистическая утопия в позднем творчестве Шекспира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: