Деловое общение: его формы, принципы и сущность
Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.
Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:
- Имеет цель.
- Использует рациональные способы ее достижения.
- Соблюдает субординацию.
- Подчиняется регламенту.
- Соответствует этикету.
- Учитывает ролевые позиции.
Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.
Конструктивное деловое общение
Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:
- Независимо от статуса воспринимайте человека как равного себе.
- Внимательно слушайте участника разговора.
- Исключите из речи фразы «ты должен, обязан».
- Важно проявлять тактичность.
- Будьте активным слушателем. Задавайте уточняющие вопросы.
- Употребляйте предложения без частицы «не».
Деструктивное деловое общение
Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:
- Ложь.
- Эгоизм.
- Агрессия.
- Неблагодарность.
- Обида.
Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:
- Установление взаимности в совместной деятельности.
- Точность и достоверность официальной информации.
- Ответственность.
- Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.
Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.
Деловое общение: признаки и сущность
Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.
Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:
- Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
- Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
- Последние фразы запоминаются лучше.
- Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
- Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
- Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.
Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.
Поэтому выделим признаки делового общения:
- Интегрирован в человеческую деятельность.
- Имеет общий предмет общения.
- Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
- Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
- Ориентируется на этику.
Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.
Характеристики делового общения
Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:
- Приступайте сразу к теме разговора.
- Контролируйте тон голоса.
- Избегайте критики партнера.
- Возьмите время на обдумывание.
Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.
Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:
- Унижать и оскорблять.
- Критиковать и спорить.
- Жаловаться.
- Перебивать.
- Быстро или медленно говорить.
- Хвастаться.
Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.