Конституция Российской Федерации 1993 года




 

Современный этап конституционного развития российского общества начинается с середины 80-х годов и обусловлен принципиально новыми, исторически значимыми крупномасштабными реформами политической и экономической системы в СССР и Российской Федерации. Процесс реформ (перестройка Горбачева М.С.), затронул и сферу государственного права. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством - отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР.

Главная причина этих реформ - сильнейший за все годы советского периода социальный и экономический кризис, выявивший обветшалость политических, правовых институтов и существенные пороки идеологической системы. Положение усугублялось серьезными нарушениями законности, коррупцией в партийно-государственном аппарате, непоследовательностью в области национальной политики.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, т.к. позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. Процесс перестройки в этот период выявил демократический потенциал страны, выдвинул борцов за демократические перемены (Сахаров А.Д., Ельцин Б.Н., Яковлев А.Н., Попов Г.X., Собчак А.А., Афанасьев Ю.А. и др.). На съезде народных депутатов Горбачев М.С. был избран Президентом СССР. Начался также процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. всенародно избран ее Президент - Ельцин Б.Н.

В августе 1991 г. сторонниками возврата к прошлому был организован путч (ГКЧП), но он провалился. Попытка вернуть прошлое положение дала толчок суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора об их конфедеративном союзе. В это время происходит распад СССР на пятнадцать независимых государств. Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик были исключены из официального названия государств слова "советское" и "социалистическое". Появились важные новеллы в механизме государственной власти: учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти. В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы, когда Советы разных уровней формально все контролировали и ни за что не отвечали. Но если прежде, при реальном всевластии КПСС, эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от однопартийного диктата, начали противостоять исполнительной власти, что порождало конфликты.

В начале 90-х гг. происходят радикальные демократические и рыночные реформы, что, в конечном счете, привело к мирной смене общественного строя. Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 г., несмотря на все попытки ее реформирования, в целом отражала характерные черты советской государственной организации и не способствовала в полной мере проводившимся преобразованиям. В конституционные нормы с 1989 по 1993 гг. было внесено множество изменений и дополнений, в том числе в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., учреждением института президента, Конституционного Суда.

В июне 1990 г. на первом Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового Основного Закона и проведения конституционной реформы. Предполагалось, что конституционный проект будет принят Съездом народных депутатов. В октябре 1991 г. представленный комиссией проект был рассмотрен Съездом народных депутатов России, который принял его к сведению и постановлением от 2 ноября 1991 г. поручил комиссии и Верховному Совету продолжить работу над проектом. Проект Конституции подвергся существенной переработке в ходе обсуждения его в комитетах и комиссиях, на заседании депутатских фракций Верховного Совета, в научных учреждениях, государственных органах и общественных организациях. Были учтены предложения, поступившие от специалистов и граждан. В Конституционной комиссии рассматривались альтернативные проекты, и часть положений была принята при доработке официального текста проекта.

Постановлением от 18 апреля 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации и основные положения представленного проекта. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено завершить его доработку и этот проект внести на обсуждение на очередном Съезде народных депутатов России. Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.) Съезды народных депутатов не смогли принять Конституцию вследствие острой политической борьбы между законодательной и исполнительной властями.

В этих условиях Указом Президента РФ (12 мая 1993 г.) созывается Конституционное совещание для завершения подготовки новой Конституции. Работа над проектом завершилась в октябре 1993 г., он вобрал в себя многие предложения и идеи, предложенные разработчиками президентского проекта. Проект Конституции был опубликован в печати 10 ноября 1993 г. и представлен Президентом Российской Федерации на референдум. Первый в советской и российской истории конституционный референдум (всенародное голосование) состоялся 12 декабря 1993 г.

Положением о всенародном референдуме утвержденное президентским Указом было установлено, что референдум признается состоявшимся, если в нем примут участие более 50% зарегистрированных избирателей. Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, т.е. фактически для принятия Конституции необходимо было лишь чуть больше 25% голосов зарегистрированных избирателей. В конституционном референдуме приняло участие 54,8% избирателей, «за» проголосовало - 58,4%. Результаты означали, что Конституция РФ принята, а 25 декабря 1993 г. она была официально опубликована и вступила в действие. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

 

 

Заключение

 

С принятием новой Конституции 1993 года, начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется новое конституционное право, соответствующее избранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строительство демократического правового государства.

Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободу для оппозиции. Институт гражданских прав и свобод получает такое развитие, которого никогда не было в истории России.

 

 

Лекцию подготовил профессор кафедры конституционного права, заслуженный юрист РФ Иванов П.В. (20.09.2007)

 


[1] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право. М., 1894. С.161.

[2] Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1901. С. 152-153.

[3] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1, СПб., 1893 С. 3-4

[4] Алексеев А.С. Конспект лекций по русскому государственному праву 1891— 1892 уч. год. М., 1892. С. 4—5.

[5] Ковалевский М.М. Государственное право европейских держав. 1883—1884 уч. год. С. 12.

[6] См.: Ивановский В.В. Русское государственное право. Вып. 1. Казань, 1895. С.З

[7] Подробнее разбор взглядов русских теоретиков государственного права, хотя и только с марксистских позиций, см.: Куприц Н.Я. Из истории госу­дарственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1979; его же. Из истории поли­тической и правовой мысли: Б.Н.Чичерин. М., 1978.

[8] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1, СПб., 1908 С. 131.

[9] Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. Вып. 2. М., 1908; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. СПб., 1910; Гессен В.М. Основы конституционного права. Птг. 1917.

[10] Ковалевский М.М. Конституционное право. СПб., 1909. С. 29.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: