Этап начальной подготовки




Многолетняя подготовка спортсменов

 

1.Продолжительность и структура многолетней подготовки.

2. Этап начальной подготовки

3. Учебно-тренировочный этап

4. Этап спортивного совершенствования

5. Этап высшего спортивного мастерства


 

1. Продолжительность и структура многолетней подготовки.

Структура процесса подготовки базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства, имеющих специфическое преломление в конкретных видах спорта. Эти закономерности обусловливаются факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовленности, особенностями адаптации к характерным для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наивысших результатов возрасту спортсмена, этапом многолетней подготовки, периодом макроцикла и другими причинами. Продолжительность и структура многолетней подготовки зависит от следующих основных факторов:

1. От структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена.

2. От закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства.

3. От индивидуальных особенностей спортсмена.

4. От возраста начала занятий.

5. От содержания тренировочного процесса.

Объективные закономерности формирования долговременной адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам того или иного вида спорта обусловливают различия в возрасте начала занятий спортом и различную продолжительность процесса подготовки до результатов мастера спорта или мастера спорта международного класса. Женщины проходят более короткий путь к аналогичным достижениям по сравнению с мужчинами. Имеются также значительные различия и в объеме тренировочной работы, необходимом для достижения высоких спортивных результатов.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки (табл.1), связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.

Рациональное планирование многолетней подготовки связано с установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. В процессе многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов выделяют 3 основных зоны: 1. Зона первых больших успехов. 2. Зона оптимальных возможностей. 3. Поддержание своих результатов.

Таблица 1 – этапы и стадии многолетней подготовки

универсальные этапы I II III IV V VI VII
Предва- рительной подго- товки Начальной специа- лизации Углуб- ленной специа- лизации Спортив- ного со- вершенст- вования Высших дости- жений Сохра- нения до- стижений Поддер- жание тре- ниро- ванности
Этапы в ДНР Начальной подготовки Учебно-тренировочный этап Спортив- ного со- вершенст- вования Высшего спортивного мастерства
Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных возможностей Спортивного долголетия
Зоны   Первых больших успехов Оптимальных возможностей Поддержание своих результатов
                     

Примечание: в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями, этапами и зонами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

 

Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны. Вместе с тем, отдельные факторы, в частности, генетического порядка, обусловленные принадлежностью спортсменов к опре деленной этнической группе, способны существенно сместить зону оптимальных возможностей в сторону более молодого возраста.

В соответствии с различными источниками многолетняя подготовка может включать в себя разное количество этапов. В Донецкой Народной Республике в программах по видам спорта - 4 этапа:

1. Этап начальной подготовки.

2. Учебно-тренировочный этап.

3. Этап спортивного совершенствования.

4. Этап высшего спортивного мастерства.

Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями, этапами и зонами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7 - 10 лет специализированной подготовки.

Каждый из этих этапов имеет свои цели, задачи и содержание. Его специфика определяются, в первую очередь особенностями вида спорта. Ниже приводится общая характеристика содержания тренировки спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Этап начальной подготовки

Задачи: укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выполнения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.

Длительность этапа: 2-3 года (группа начальной подготовки ДЮСШ)

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного учебного материала.

Средства: подвижные игры, упражнения из различных видов спорта.

Методы: игровой, большие нагрузки не планируются, тренировки 2-3 раза в неделю по 1 часу, продолжительность этого этапа от 2 до 3 лет. На этом этапе имеет важное значение обучение технических физических упражнений.

Развитие физических качеств.

Быстрота и скоростно - силовые качества: подвижные и спортивные игры, бег, эстафеты и т.д.

Сила: силовые упражнения с весом собственного тела маленькими весами, допустимыми в соответствии с возрастом.

Ловкость: подвижные игры, спортивные игры, акробатические упражнения, упражнения на снарядах, упражнения с предметами.

Гибкость: упражнения на растягивание.

ОФП –80%, СФП – 20%. 50% времени ОФП отводится на подвижные и спортивные игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: