Клиническая картина и методы диагностики и лечения пневмонии у детей




Курсовая работа

 

на тему: «Особенности ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара»

по междисциплинарному курсу_________________________

профессионального модуля

 

 

Выполнил(а): ______________________

Студент(ка) __ курса _____ группы

Специальность: _____________________

Руководитель: _____________________ Преподаватель: _____________________

Котлас 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….............3

1.Теоретические основы пневмонии………………………………………………5

1.1.Этиология, патогенез, классификация, факторы риска пневмонии у детей…………………………………………………………………………………5

1.2.Клиническая картина и методы диагностики и лечения пневмонии у детей…………………………………………………………………………………14

2.Роль медицинской сестры при лечении пневмонии у детей в условиях стационара………………………………………………………………………….17

2.1.Особенности работы медицинской сестры с детьми с пневмонией в условиях стационара……………………………………………………………….17

2.2.Деятельность медицинской сестры по организации ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара……………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………31

Приложение 1………………………………………………………………………33

Приложение 2……………………………………………………………………….34

Приложение 3………………………………………………………………………35

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн человек. Наиболее часто болеют лица моложе 5 лет и старше 75 лет. В Архангельской области, в виду климатических особенностей, пневмония остается по-прежнему одним из самых частых заболеваний.

Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Пневмония среди всей легочной патологии у детей раннего возраста составляет почти 80%. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.

Ошибки в диагностике пневмоний достигают 20%, диагноз пневмония впервые 3 дня болезни устанавливается у 35% заболевших. Необходимость изучения данного заболевания обусловлена тем, что исход этого заболевания в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Эта работа во многом зависит от эффективной деятельности медицинской сестры, ее профессионализма.

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Объект исследования: деятельность медицинской сестры при уходе за больными с пневмонией в условиях стационара.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара.

Цель исследования: рассмотреть особенности сестринского ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты пневмонии.

2. Изучить особенности сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара.

3.Практические аспекты сестринского ухода за больными пневмонией.

Методы исследования: изучение литературы про педиатрии и заболеваниям легочной системы, методы сравнения, обобщения и противопоставления.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПНЕВМОНИИ

 

1.1. Этиология, патогенез, классификация, факторы риска пневмонии у детей

 

Острое воспаление легких (пневмония) - острое инфекционно- воспалительное заболевание легких с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани с обязательным поражением альвеол и развитием в них воспалительной экссудации. [8,c.76]. Это наиболее частое и серьезное заболевание у детей. Часто острая пневмония встречается у детей раннего возраста, нередко она стано­вится опасной для жизни. Громадные достижения педиатри­ческой науки, синтез новых антибиотиков, постоянное совершенствование уже имеющихся методов лечения суще­ственно уменьшили смертность от пневмоний.

В основе пневмонии лежит поражение легочной ткани и прилегающих мелких бронхов. Прежде всего, рассмотрим причины частоты и тяжести острых пневмоний у маленького ребенка. Все ученые причину частых острых пневмоний у детей связывают с анатомо-физиологическими особенностями: обильное кровоснабжение, повы­шенная проницаемость сосудов, недостаточность развития некоторых элементов легочной ткани, поверхностный тип дыхания. Кроме того, грудные дети или не могут, или плохо вырабатывают защитные антитела к болезням, вы­званным пневмококками. Способствуют развитию острой пневмонии и такие болезни, как рахит, экссудативный диатез, малокровие, расстройства питания и нарушения правильного вскармливания. Все упомянутые болезни ослаб­ляют организм ребенка, снижают сопротивляемость и тем самым облегчают возникновение пневмонии. Отрицательное влияние оказывают также вредные привычки родителей, особенно плохой уход за ребенком, курение в помещении, где находятся дети, а также ранний перевод ребенка первых недель, месяцев жизни на искусственное вскармливание. Лишившись материнского молока в первые недели жизни, ребенок делается особенно уязвимым для микробов и виру­сов. Заболеваемость пневмониями усиливается в сырую, холодную погоду, особенно осенью и зимой. Все сказанное только способствует возникновению пневмонии. [3, c.24]

Согласно современным научным данным, пневмо­ния - это инфекционное заболевание. Она вызывается целой группой возбудителей. В громадном большинстве случаев воспаление легких представляет собой вирусно-­бактериальное заболевание. Обшир­ная группа острых респираторно-вирусных инфекций очень часто осложняется воспалением легких. В возникновении пневмонии принимают участие респираторные вирусы, которые внедряются, размножаются и проявляют свою жизнедеятельность в эпителиальном по­крове дыхательных путей, а также в легочной ткани. В ранние сроки гриппа и других респираторных инфекций возможны и чисто вирусные поражения легких. В период эпидемий гриппа и во время вспышек других респираторных инфекций число пневмоний обычно увеличивается.

Мировая статистика по заболеванию пневмонией приведена в Приложении 1.

Наличие ранних вирусных пневмоний в настоящее время почти не вызывает сомнений у ученых. Некоторые ученые называют их «вирусными пневмонитами». Они протекают нередко тяжело, часто заканчиваются смертью. В альвео­лярной ткани легких умерших больных ученые находят вирусы, которые способны вызвать комплекс воспали­тельных изменений в легком — пневмонию. Вирусы вызыва­ют также расстройство циркуляции крови и лимфы в легких, резко повышают проницаемость сосудов, способствуя тем самым развитию отека, спаданию легочной ткани. Все это приводит к развитию воспаления легкого.

Ученые установили, что с первых дней острой респираторной инфекции происходит усиленный рост обыч­ных условно-патогенных обитателей носоглотки ребенка: пневмококка, палочки инфлюэнцы (Афанасьева-Пфейффера), стрептококка и других микробов.

Все сказанное создает условия, способствующие внедре­нию бактерий - обычных обитателей ротоносоглотки ре­бенка - в нижние отделы дыхательных путей, где они вызывают воспалительный процесс - пневмонию. С пер­вых дней острой респираторной инфекции начинает активи­зироваться сопутствующая бактериальная флора, поэтому пневмонии, возникшие при этих инфекционных болезнях, рассматривают как «своеобразный вирусно-бактериальный» процесс, то есть воспаление при этом вызывается одновре­менно вирусами и микробами.

Обозначим какие микробы наиболее часто являются виновника­ми развития пневмонии у ребенка. [8,c.76]

К микробным возбудите­лям относится пневмококк - микроб хорошо и давно известный. В последние годы он встречается довольно часто. Исследования, проведенные учеными, показали, что пневмококк является возбудителем острой пневмонии в 65-75% всех случаев воспалений легких. К счастью, этот микроб остается очень чувствительным к антибиотику - пенициллину. Введение больному пенициллина при пневмо­кокковых пневмониях дает быстрый положительный ле­чебный эффект.

В последние два десятилетия особо важное значение как возбудитель острой пневмонии ребенка имел золотистый и белый стафилококк. Стафилококк, являясь обычным обита­телем дыхательных путей человека, особенно при снижении сопротивляемости организма, может вызвать тяжелую пневмонию. Этому способствует ряд биологических свойств стафилококка. Во-первых, он вырабатывает сложный ми­кробный яд - токсин, который обладает многообразным биологическим действием. Этот яд вызывает в организме ребенка выраженную интоксикацию, поражает клетки крови человека (лейкоциты, эритроциты), оболочки клеток, повы­шает проницаемость тканей. Во-вторых, быстро размножа­ясь, стафилококки способны длительно сохраняться в орга­низме и весьма устойчивы к неблагоприятным факторам, таким, как многие антибиотики.

Острые пневмонии могут вызываться также ми­коплазмой пневмонии, а также некоторыми грибами, пне­вмоцистами Карини и другими. Этот список возбудителей пневмоний можно было бы продолжить. Надо заметить, что у детей различного возраста острое воспаление легких вызывается различными возбудителями. Так, у детей первых месяцев жизни, значительно чаще, чем у старших детей, причиной пневмоний могут быть кишечная палочка, стафилококк, палочка Афанасьева-Пфейффера или их сочетание с другой бактериальной флорой. [11, c.76]

Статистика по возбудителям заболевания приведена в Приложении 2.

Возникновению острого воспаления легких способствует снижение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка. Это чаще всего связано с токсикозами беременно­сти, с болезнями матери. Этому же способствуют внутриче­репная травма, асфиксия (удушье), врожденные пороки развития легких и дыхательных путей. Перечисленные факторы создают как бы почву для возникновения острых пневмоний. Сопротивляемость к инфекциям у ребенка снижается также и при неправильном режиме дня и способе вскармливания, недостаточном уходе, частых острых респи­раторных инфекциях, малокровии, рахите и др. Огромное значение в нарушении защитных механизмов в настоящее время придается также аллергическим болезням, экссуда­тивному диатезу и другим аллергическим реакциям.

 

В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания.

По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.

С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:

Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю. [9, c.99]

Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.

Крупозной – с гипертермическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).

Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами. [17, c.11]

По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы(абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений.

Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев.

По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей. [4, c.76]

Этиология пневмонии у детей зависит также от возраста и условий инфицирования ребенка. Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, пара гриппа, кори.

У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже - гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).

В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ. «Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов. [6, c.87]

Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.

Таким образом, среди многих глобальных проблем человечества весомую позицию занимает пневмония, по которой ежегодно публикуется просто чудовищная статистика... Поиск эффективного лекарственного средства до сих пор ведется, а лечение пневмонии у взрослых и малышей осуществляется пробными вакцинами и препаратами.

 

Клиническая картина и методы диагностики и лечения пневмонии у детей

 

Признаки острой пневмонии у ребенка таковы. Следует сразу же оговориться, что признаки могут быть различные. Они зависят прежде всего от возраста малыша и тяжести болезни. Проявление признаков острой пневмонии зависит и от возбудителя, вызвавшего эту болезнь. [5, c.21]

Начало острой пневмонии может быть острым и посте­пенным. Чаще всего заболевание начинается спустя несколь­ко дней от начала острой респираторной вирусной инфекции, проявления которых уже описаны выше. Обычно вновь повышается температура тела, сразу же до 38-39°С или постепенно; появляются резкое беспокойство, раздражи­тельность. Ребенок отказывается от пищи, от груди, а иногда и от питья. Дети старшего возраста могут жаловаться на головные боли, слабость, перестают играть. Нередко температура тела постоянно держится на высоких цифрах в течение 4-7 дней, одновременно с каждым днем ухудшается общее состояние больного. У детей раннего возраста, особенно первого года жизни появляется вялость, сонливость, отказ от груди, а иногда рвота и жидкий стул. Вскоре появляется кашель, вначале сухой, мучительный, болезненный, затем влажный, а у детей старшего возраста с «ржавой» или слизисто-гнойной мокротой. У детей первых лет жизни часто можно видеть цианотичную (синюшную) окраску кожи вокруг рта и носа. Цианоз усиливается при беспокойстве: крике, плаче, кормлении.

Острое воспаление легкого - заболевание всего орга­низма. Кроме поражения легкого, при пневмонии возникают изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и дру­гих органов и систем: нервной, сердечно-сосудистой, моче­выделительной.

В тяжелых случаях, как уже упоминалось, ребенок отказывается от еды, у него могут быть рвота и жидкий стул. Маленький ребенок в этих случаях быстро худеет, теряет приобретенные двигательные умения. Он прекращает ходить или сидеть, если до болезни делал это.

Длительность болезни от 7-8 дней до 1 месяца. Современные методы лечения сократили длительность и существенно уменьшили тяжесть болезни и появление осложнений. Осложнения после острых пневмоний стали более редкими, но все же могут быть. Наиболее частым является воспаление среднего уха - отит, который сопро­вождается беспокойством, сильной болью в ухе и повтор­ным повышением температуры тела. Еще реже может появиться гнойный плеврит и гнойный менингит (воспаление мозговых оболочек). Хотя и крайне редко, но может возникнуть и гнойный перикардит (воспаление одной из важных оболочек сердца - перикарда) - грозное и тяжелое осложнение, угрожающее жизни больного. Исходом острой пневмонии может быть также абсцедирование, когда в легком образуется мешок, наполненный гнойным содержи­мым. Упомянутые осложнения возникают через 10-20 дней от начала болезни. [11, c.123]

Для осложнений свойственно повторное повышение температуры тела до высоких цифр, при этом нередко утром температура достигает максимума, а затем быстро падает и повышается вновь. Такие подъемы температуры сопро­вождаются ознобом, потливостью, кожа становится серой, увеличивается печень, ухудшается общее состояние больно­го. Диагноз этих осложнений не труден. Появление гнойника в легком хорошо видно на рентгенограмме грудной клетки — в виде полости с уровнем жидкости.

Все упомянутые осложнения в настоящее время успешно лечатся.

Прогноз при острых пневмониях у детей в подавляющем большинстве случаев благоприятный. На исход болезни влияют возраст, сопутствующие болезни, состояния и своевременность оказания медицинской помощи.

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей - срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда - участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины. [9, c.65]

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко - признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.[18,c.65]

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, - инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения. Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию. Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии.[3,c.98]

Рассмотрим особенности лечения пневмонии у детей.

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка. Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем). При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы. [9, c.100]

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК. Прогноз и профилактика пневмонии у детей состоит в следующем. При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний.

Таким образом, профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским отоларингологом.


2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

 

2.1. Особенности работы медицинской сестры с детьми с пневмонией в условиях стационара

 

Больной ребе­нок нуждается в особо тщательном уходе. Если он по каким-либо причинам остается дома, медицинская сестра, осуществля­ющая патронаж, подробно инструктирует родителей о режиме и гигиене больного, учит простейшим манипуляциям, контроли­рует правильность их выполнения. Уход за больным учитывает многие факторы: содержание помещения и постели, белья и одежды, правильное и точное выполнение всех назначений врача, предоставление ребенку доступных развлечений и игрушек. Помещение, где лежит больной, следует ежедневно проветривать, открывая окно или форточку на 20—30 мин в зависимости от погоды утром, днем и вечером перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату. Постельное белье и подушки проветривают, стряхивают. Пыль с мебели и пола убирают влажным способом в момент проветривания по­мещения. У кровати не должно быть ничего лишнего. Под про­стынку обязательно кладут клеенку, это позволяет подмывать малыша и подавать судно или горшок, не опасаясь, что про­мокнет матрац. Ребенка укрывают теплым легким одеялом или простынкой в зависимости от температуры комнаты. Уход за чистотой постели должен быть безукоризненным, так как ма­лейшее загрязнение белья мочой, калом и рвотными массами может вызвать занесение различной инфекции. Постельное белье меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю, а на­тельное — ежедневно. Грязное белье до стирки убирают в от­дельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, надо сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью — 3% раствором карболовой кис­лоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор полагается слить. Белье кипятят, ведра и тазы закрывают крыш­кой, чтобы туда не попали мухи, которые могут распространять инфекцию.

Режим в стационаре регламентируется распорядком дня. Этот общий режим выполняют все ходячие больные. Кроме того, врач назначает режим постельный, полупостельный и индиви­дуальный. [7, c.76]

Постельный режим предусматривает круглосуточное пребывание ребенка на койке. Больному не разрешается вставать, садиться, посещать уборную. Физиологические отправления со­вершаются на судне. Менять положение в постели обычно разрешается, за исключением особых случаев, которые допол­нительно врач оговаривает, например,: «строгий постельный ре­жим, положение на спине» (или на боку, полусидячее). При пневмонии назначается постельный режим на весь период лихорадки. дренажные положения. Затем, выздоравливающим детям, режим расширяется. Полупостельный режим обязывает находиться в по­стели преимущественное время. Разрешается садиться во время приема пищи, посещать уборную. Больной с острой пневмонией должен находиться в постели с приподнятым го­ловным концом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию легких, также используют дренажные положения. Ребенку создают ща­дящий режим. Беспокойным детям, назначают успокаивающие средства. Детей грудного возраста надо чаще брать на руки, туго не пеленать, поворачивать с боку на бок для предупреждения застойных явлений в легких.

Гигиенический режим имеет большое лечебное и профилак­тическое значение. Первостепенную роль отводят уходу за ко­жей, которая, в особенности у грудных детей, очень чувстви­тельна ко всем нарушениям правил ухода. Недостаточно частая смена белья и пеленок и перегревание обусловливают возник­новение опрелостей, которые чаще располагаются в естественных складках кожи на соприкасающихся поверхностях, под мышками, на шее. В местах, подвергающихся смачиванию мочой и за­грязняющихся калом, легко возникают гнойничковые поражения или пиодермия. Опрелости и пиодермия неблагоприятно влияют на течение основного заболевания, поэтому очень важно не допустить их: вовремя подмывать ребенка, купать, менять пелен­ки и белье.

Все находящиеся в отделении дети должны обязательно умываться по утрам, чистить зубы, причесываться. Старшие дети обслуживают себя сами, младшим нужна посторонняя по­мощь. В плановом порядке 1 раз в неделю детей моют под душем или в ванне. Сестра отвечает за правильную организацию «банного дня», состояние ванных комнат, принимает непосред­ственное участие в мытье. После каждого больного ванну моют и дезинфицируют 2% раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести. Тяжелобольным, которые не могут умываться сами, обтирают лицо и шею полотенцем, смоченным кипяченой или туалетной водой. Обращают особое внимание на состояние глаз и ушей. У таких больных в углах глаз нередко застаивается слизь, поэтому во время утреннего туалета им необходимо протирать глаза ватным шариком, смоченным 2% раствором борной кислоты. [11, c.98]

У ослабленных больных, длительное время прикованных к постели, могут возникать пролежни. Они обычно образуются на местах продолжительного давления - в области крестца, седалищных бугров, больших вертелов бедренных костей, ости­стых отростков позвонков. Для устранения давления под эти места профилактически подкладывают слабо надутые рези­новые круги в тканевых чехлах. Необходимо несколько раз в день менять положение больного и заботиться, чтобы постель была мягкой, без выступов, и бугров, а простыня лежала без складок и все время была сухой. [12, c.176].

Питание ребенка с пневмонией должно быть полноценное, витаминизированное, в соответствие с возрастными потребностями за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко снижен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез. Поэтому детей кормят дробно, чаще и малыми порциями. Пища - полужидкая, термически и механически щадящая, при тяжелом течении пневмонии у детей раннего возраста – когда ребенку трудно сосать грудь, переводят па кормление сцеженным грудным мо­локом, зондовое или парентеральное питание. Показано дополнительное введение жидкости для восполнения потерь жидкости, связанных с лихорадкой, гипервентиляцией легких, мокротой, сниженным объемом пищи: морсы клюквенный или брусничный, компоты, чай с лимоном и т.д.

Медицинская сестра внимательно следит за состоянием носового дыхания и при его затруднении производит туалет носовых ходов влажными тампончиками. Во время болезни могут возникать признаки гипоксии (кис­лородной недостаточности), в связи с чем профилактически назначают вдыхание увлажненной 60% кислородной смеси через носовой катетер или воронку. В случаях надвигающейся опас­ности развития отека легких кислород пропускают через 30% спирт и дают дышать по 15—20 мин каждые 3—4 ч. Не следует опасаться пребывания детей с пневмонией на свежем и про­хладном воздухе. Наоборот, прохладный воздух уменьшает отек слизистой оболочки бронхов и способствует лучшему газообмену.

В комплекс терапии острой пневмонии входят разнообразные медикаментозные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, ви­тамины), а также физиотерапевтические методы лечения (лечебные ванны, ингаляции, УВЧ-терапия, банки и горчичники), внутривенные вливания. От четкого, строго последова­тельного выполнения медицинской сестрой врачебных назначе­ний во многом зависит эффективность лечения. [13, c.93]

 

2.2. Деятельность медицинской сестры по организации ухода за детьми с пневмонией в условиях стационара

 

Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж. [18, c.63]

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации.

- Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

- Объективные методы обследования:

Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка.

У пациента с пневмонией нарушаются пот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: