Последствия опричной политики




Страшному разорению подверглись Клин, Тверь и другие города, лежащие на пути царского войска. Сорок дней подряд опричники громили Великий Новгород, грабя дома, монастыри, церкви. Тысячи людей не только из знати, но и из простого народа были убиты и подверглись всякого рода наказаниям. Псковичам удалось откупиться контрибуцией и выдачей на казнь нескольких заподозренных в измене людей.

Опричнина была попыткой грубыми, насильственными методами подавить противников центральной власти. Нанеся сильный удар боярству и пережиткам феодальной раздробленности, опричнина не могла, конечно, уничтожить основу, на которой держалась и росла феодальная знать.

Пока существует феодальный строй с его крупным землевладе­нием, неизбежно существуют и крупные феодалы с их хозяйственной самостоятельностью и независимостью. В стране, где по-прежнему господствовало натуральное хозяйство, а рыночные связи были раз­виты сравнительно слабо, долго сохранялись «живые следы прежней автономии». Противоречие между централизацией власти и устремле­ниями феодальных властителей имело объективный характер, и его нельзя было устранить грубым насилием.

Опричнина сильно подорвала хозяйство страны, разорив многие десятки тысяч крестьян и ремесленников. Обострила обстановку и отмена Юрьева дня, введенная с 1581 года, первоначально как вре­менная мера, но на деле ставшая постоянной. На шее крестьянства все туже затягивалась петля крепостного права.


В XVII веке Россия вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии. Общество было малоподвижным, развивалось медленно. Когда в 1584 году трон перешел к сыну Ивана Грозного Федору, деспотическая система стала давать сбои. Начались распри между аристократическими родами, народные волнения. Федор, страдавший слабоумием, не мог выполнять государственные обязанности, поэтому при царе функционировал опекунский Совет, руководство которым вскоре перешло в руки Бориса Годунова, брата жены царя.

Будучи по российским меркам незнатным (полагают, что он при­надлежал к дворянскому роду татарского происхождения), Годунов сумел выдвинуться и при царе Федоре являлся фактическим правите­лем страны, проводя ту же линию в политике, что и Иван IV. Ставка делалась на служилых людей (бюрократию), дворяне получили много­численные льготы. Произошло «обеление» дворянских земель, т.е. освобождение от податей. Основная тяжесть разорительных налогов легла при этом на крестьянство. Продолжалась политика закрепощения и ужесточения крепостного права. Крестьянам теперь было запрещено в осенний Юрьев день покидать своего помещика. Для укрепления Москвы как православного центра по инициативе Годунова в 1589 г. было учреждено патриаршество. Русская православная церковь, имев­шая фактическую независимость от Константинополя после падения Византии, теперь оформила ее и юридически.

После смерти царя Федора (1598 г.) прервалась линия личной власти, иссякла московская ветвь рода Рюриковичей и страна стала скатываться в пучину гражданской войны, получившей название «Смутного времени».

Причины Смуты:

1) Установление 5-летнего срока сыска и возврата беглых крестьян – еще один шаг на пути к крепостному праву.

2) Три неурожайных года подряд (1601-1603), которые привели к голоду, до предела обострившему внутреннее положение в стране.

3) Недовольство всех – от крестьян до бояр и дворян – правлением Бориса Годунова.

4) Масса крестьян и посадских людей центральных и северо-западных районов, разоренных войной, эпидемией чумы и опричниной.

5) Уход крестьян из сел и городов; упадок хозяйства.

6) Обострение классовой борьбы.

7) Развитие противоречий внутри господствующего класса.

8) Ухудшение международного положения государства.

9) Кризисное положение в экономической и политической жизни страны.

Этапы Смутного времени

Первый этап (1598-1605 гг.)

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации сис­темы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала условия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоанновича было крайне опасным при самодержавной, ничем не ограниченной власти. Важно было обеспечить непрерывность власти. В 1598 г. состоялся Земский Собор, его состав был широким: бояре, дворяне, приказные, гости (купцы) и представители всех «хрестьян». Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически правил страной. Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Таким образом, возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе, что означало возможность изменений в общественной жизни. Исход борьбы решила улица, выска­завшись за Бориса Годунова, который согласился на царство.

Царь Борис проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостями немецких купцов, некогда переселенных из завоеванных ливонских городов. Они получили от казны большие ссуды и разре­шение на свободное передвижение как внутри страны, так и за ее пределами. Иноземцев в Москве стало больше. Царь так далеко зашел в своих симпатиях к Западу, что сформировал себе отряд телохранителей из наемников-немцев. Власти проявляли заботу о распространении книгопечатания. Расцвет городов при Годунове – показатель про­западности его политики.

Однако ориентация в сторону Запада была очень умеренной и непоследовательной, проявлялась скорее как тенденция и большинство из задуманного реализовать не удалось. Корпоративная структура общества, сдерживавшая процесс социальной мобильности, изменений, оставалась в неприкосновенности.

Положение большинства народа было бедственным. В начале XVII века сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 году разразился страшный голод, который продолжался три года (только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек). В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: был восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но и эти меры не сняли напряженности. В 1603 года восстания приняли массовый характер.

Второй этап (1605-1610 гг.)

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политиче­ского центра. Кроме старой столицы, появились новые, «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью Российского государства. Вглубь страны стремительно продвигались Швеция и Польша. Государственная власть оказалась в параличе. В Москве сменялись Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием «семибоярщины». Однако власть их была эфемерна. Нахо­дившийся в Тушино Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны.

На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 году в пределах Речи Посполитой появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже двенадцать лет считался убитым. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

В 1604 году Лжедмитрий I с небольшим наемным войском, насчи­тывавшим всего 2 тыс. человек. и разбегавшимися при первой же военной неудаче, вторгся в пределы России. Перед этим он тайно принял католичество и обещал польскому королю и некоторым поль­ским магнатам значительные территории России за военную поддержку. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию и зачастую казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя, вливаясь в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.

В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и летом 1605 года был коронован. Вместе с ним короновалась польская аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону.

Перед Лжедмитрием I стояла проблема организовать управление страной, остановить распад. Он считал первостепенно важным водво­рение в стране порядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Запретив взятки в приказах, он заявил, что два раза в неделю в Кремле будет лично принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреж­дения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. Была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпри­нимались попытки раскачать догматическое русское православие.

Известный русский историк Н.И. Костомаров писал о Лжедмитрии: «Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было осво­ить русских с новыми понятиями, указывало им на иную жизнь».

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было не готово к введению новых порядков. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но пытался одним махом перейти к светскому государству. Через одиннадцать месяцев царст­вования он был убит боярами-заговорщиками.

Василий Шуйский, принадлежавший роду Рюриковичей, находился на престоле в 1606-1610 гг., хотя его власть была непрочной и не рас­пространялась дальше Москвы. Он известен тем, что впервые в России присягнул народу, подписав крестоцеловальную грамоту при восшест­вии на престол. Он боялся всего нового, гибкостью ума не отличался.

Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, и Лжедмитрия II, находившегося в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Появились десятки претендентов на царский престол, лжецаревичей: Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Ерошка, Гаврилка и др. Лжедмитрий II, который был, по сведениям иезуитов, учителем из г. Шклова, первоначально не обладал достаточной военной силой, признавал своих «родственников», принимал их вместе с отрядами, но затем изменил к ним отношение и даже велел двоих из них повесить.

В 1610 г. Василий Шуйский, добровольно сойдя с престола по тре­бованию народа, был пострижен в монахи, а затем оказался в польском плену. Власть перешла к Боярской думе. В том же году Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все слои общества. Серьез­ной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было.

Третий этап (1610-1613 гг.)

Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить европейское устройство в русских землях. Они исходили от западных государств, прежде всего от Польши.

Речь Посполитая, воспользовавшись Смутой, решила захватить не только все русские земли, но и вообще ликвидировать Московское государство, поэтому она поддерживала Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска захватили западные земли, дошли до Москвы. Часть московского боярства ре­шила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать российским царем его сына Владислава, оговорив это рядом условий, например, принятие им православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципиально важное значение: приняв правосла­вие, Владислав терял право на польский престол и тем самым снималась угроза присоединения России к Польше. Представители боярства выдви­нули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые отка­жутся от православия и примут католичество). Предполагалось, что Российское государство останется независимым.

В ходе переговоров речь шла и о европейском устройстве Москов­ского государства. Предусматривалось ввести разделение властей. Бояр­ской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законо­дательная власть – законодательствует «вся земля», т.е. Земский Собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разде­лением властей).

Часть московского боярства стремилась реализовать возможность сближения с Европой, используя поддержку польских войск и польской династии. Однако этот план некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от иностранных войск. Лидерами второго, наиболее удачного, являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев. Ими был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, посольский и др.), т.е. ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности.

В 1612 году от польских войск была освобождена Москва, опол­чение выполнило свою роль против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно уже не могло. 7 февраля 1613 года состоялся Земский собор. Было принято решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Земский собор остановился на кандидатуре Михаила Романова.

Избрание царем Михаила Романова свидетельствовало о том, что большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями. Смута принесла важный урок: большинство было привержено традициям общинности, коллективиз­ма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восста­навливая общественную систему, разрушенную в период Смуты.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: