Определите тему, идею, проблему текстов




ТЕКСТ 6

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает. что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.(…)

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (…) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

(По Ф. Искандеру)

Текст 7

Красота в мире — это разнообразие, непохожесть. (18)Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, − такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.

(19)Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, совсем бездарных людей! (20)Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. (21)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, — она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (22)Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (23)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (24)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. (25)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (26)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало реализовано не в каждом из нас? (27)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (28)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (29)Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (30)Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (31)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любые неурядицы, которые, кстати сказать, бывают разные. (32)Например, одно дело, когда нет обуви для ходьбы в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать сольфеджио. (33)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (34)И вот мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя. (35)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (36)Ведь артистом можно быть в любом деле, художником тоже. (37)Добавим, что не только можно, но и должно. (38)Ореол исключительности той или иной профессии, иерархическое деление труда и быта по таким принципам, как «почетно – непочетно», «интересно − неинтересно», как раз и закрепляет социальное равнодушие личности, поощряя мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (39)Но такое поведение личности вполне устраивает как сторонника индивидуалистической философии личности и толпы, так и бюрократа-догматика, который во имя общего блага готов сегодня же расставить людей по ранжиру.

(По ВИ Белову)

Текст 8

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(Г. Смирнов)

 

Текст 9

1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4)Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

(По С. Кокориной)

Текст 10

(1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

(3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

(6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

(8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

(12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

(15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

(По Е. Винокурову)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: