Во введении излагаются состояние и перспективы развития рассматриваемой проблемы. Показывается актуальность исследуемой экономической проблемы в России (при необходимости в зарубежных странах), а также её практическая значимость для предприятий. Формируются цель и задачи исследования; приводятся методология и методы написания; называются объект и период исследования. Приводится микроструктура самой курсовой работы: количество страниц, таблиц, рисунков, источников и приложений.
Объём введения – 1–1,5 страниц.
Первая (теоретическая) глава рассматривает экономическую сущность исследуемой проблемы, точку зрения на неё в специальной литературе и высказывание собственной позиции по данному вопросу.
При изложении теоретического вопроса бакалаврант должен показать глубокие и систематизированные знания сущности рассматриваемой проблемы, её современное состояние, своё отношение к проблеме, задачи, перспективы развития и пути решения. Здесь необходимо использовать правовую и нормативную базу: кодексы, законы РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, различного рода официальный инструктивный материал и т.п., причём на цитаты обязательно должны быть сделаны соответствующие ссылки в скобках (например, [..]).
При изложении теоретической сущности рассматриваемой проблемы нужно привести цифры, характеризующие её состояние, перспективы развития по данным федеральных или региональных статистических органов, которые систематически публикуются в центральных и местных СМИ. При написании первой главы необходимо использовать такие фундаментальные экономические журналы, как «Вопросы экономики», «Экономист» и др.
|
Изложив сущность и состояние проблемы, следует высказать своё мнение, то есть отношение к ней. В частности, характеризуя состояние оптовой или розничной торговли в Российской Федерации, в Хабаровском крае, следует указать, выполняет ли она свои функции полностью, какие, на ваш взгляд, следовало бы в современных условиях решать задачи в этой области сферы товарного обращения и т.п. И так по каждой теме.
Объём теоретического раздела – 10–13 страниц.
Вторая глава является центральной, в ней приводятся анализ и диагностика по теме исследования. Глава включает 3 параграфа.
В частности, в § 2.1 приводится организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта. В нём показывается его местонахождение и границы деятельности, согласно утверждённому уставу предприятия; режим работы, специфика и особенности формата предприятия, реализуемый ассортимент (предлагаемые услуги), организационное построение и структура аппарата управления; наличие и состояние действующей материально-технической базы; использование кадров по стажу работы, образовательному цензу и специальности.
Основное внимание в данной главе § 2.1 должно быть уделено, с одной стороны, важнейшим экономическим показателям хозяйственной деятельности за отчётный год в сравнении с базисным (предшествующим) годом, а с другой – оценке финансового состояния, платёжеспособности и ликвидности предприятия.
С этой целью рекомендуется использовать таблицы 1–6.
Таблица 1 – Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике (сумма – тыс. руб., уровень – в % к обороту)
|
Показатель | Символы | Год | Отклонение, +, - | Темп роста, % | |
прошлый | отчетный | ||||
Объем продаж товаров | ![]() ![]() | ||||
Доход от реализации, сумма | ![]() ![]() | ||||
Уровень | ![]() ![]() | ||||
Расходы по реализации товаров, сумма | Σuo Σu1 | ||||
Уровень | ![]() ![]() | ||||
Прибыль от реализации товаров, сумма | Σr0 Σr1 | ||||
Уровень рентабельности | ![]() ![]() | ||||
Доходы от прочих видов деятельности за вычетом расходов, сумма | ![]() | ||||
Прочие доходы | ![]() | ||||
Прочие расходы | ![]() | ||||
Прибыль до налогообложения | ΣM0 ΣM1 | ||||
Чистая прибыль | Σw |
В процессе проведения краткого анализа основные экономические показатели сравнивают с предшествующим годом. Особое внимание следует уделить сложившимся темпам роста между:
а) объёмом оборота и величиной валового дохода;
б) оборотом и издержками обращения;
в) объёмом оборота и величиной полученной прибыли от реализации товаров.
Примечание:
Оптимальное значение опережения должно составлять не менее по:
а) 1 %;
б) 1–1,5 %;
в) 2–2,5 %.
Следует обязательно указать, к каким позитивным или негативным последствиям на практике приводит сложившееся соотношение в темпах роста по отношению к оптимальному значению. Здесь же исследуются характеристики относительных величин уровней дохода, затратоёмкости, рентабельности. Необходимо учитывать, что приведённые экономические показатели в таблице 1 оказывают неоднозначное влияние на формирование общей прибыли, в том числе на прибыль от реализации. Нужно провести факторный анализ важнейших прибылеобразующих показателей, для чего следует составить таблицу 2 (в ней использованы символы из таблицы 1).
|
Обращаем внимание бакалаврантов на то, что аналогичные системы показателей могут быть использованы при анализе других показателей, таких как время обращения товаров, издержки обращения, производительность труда и т.д.
Таблица 2 – Сводная таблица влияния приведённых экономических факторов на изменение прибыли за два года (сумма – тыс. руб., уровень – в % к обороту)
Фактор | Влияние каждого фактора на изменение размера прибыли | |
сумма | уровень | |
1. Прирост (снижение) выручки: ∆Σr=(Σq1p1-Σq0p0)×r/100% или Σq1p1×r0/100% | ||
2. Увеличение (снижение) среднего уровня дохода: ∆Σr=(m1-m0)×Σq1p1/100% или ∆Σm1×Σq1p1/100% | ||
3. Увеличение (снижение) затрато-ёмкости торговой деятельности: -∆Σr=(u1-u0)×Σq1p1/100% |
Продолжение таблицы 2
4. Итоговое влияние важнейших факторов на прибыль от реализации товаров (стр.1+стр.2+стр.3): ∆Σr=(∆Σq1p1×r0)/100% + (∆Σm1×Σq1p1)/100%-(∆Σu1×Σq1p1)/100%) | ||
5. Увеличение (снижение) доходов от прочих видов деятельности: (ΣХ1-ΣХ0)=ΣХ1 | ||
6. Прирост (снижение) прочих доходов (Σу1-Σу0)=∆у1 | ||
7. Снижение (увеличение) прочих расходов: (ΣQ1-Q0)=+∆Q1 | ||
8. Влияние всех приведённых факторов на общую прибыль (прибыль до налогообложения): ∆ΣМ=(∆Σr+∆х1+∆у1+∆Q1) |
Таблица 3 – Расчёт показателей экономической эффективности использования ресурсов и затрат по предприятию в динамике
Показатель | прошлый | отчётный | Темп роста, % |
1. Исходная информация: 1. Объём розничного оборота | |||
2. Доход от продажи | |||
3. Расходы на реализацию | |||
4. Прибыль от реализации товаров | |||
5. Прибыль всего | |||
6. Хозяйственные средства, вложенные в основной и оборотный капитал | |||
7. Фонд оплаты труда | |||
2. Коэффициенты эффективности: 1. Коэффициенты отдачи (f1): | |||
а) текущих затрат (1:3) | |||
б) хозяйственных средств (1:6) | |||
в) затрат живого труда | |||
2. Коэффициенты рентабельности (f2): | |||
а) текущих затрат (4:3) | |||
б) хозяйственных средств | |||
в) затрат живого труда | |||
3. Общий интегральный показатель | |||
4. Коэффициент соотношения затрат к заработным средствам (3:2) | |||
5. Уровень рентабельности к полученному доходу (4:2) | |||
6. Срок окупаемости затрат и ресурсов в годах и месяцах: а) текущих затрат (1:2-а) б) хозяйственных средств (1:2-б) в) затрат живого труда |
При оценке эффективности использования ресурсов следует помнить:
— чем выше рассчитанные экономические коэффициенты, тем выше, при прочих равных условиях, эффективность использования ресурсов и затрат;
— общий интегральный показатель эффективности характеризует, на сколько процентов возросла или снизилась общая эффективность использования ресурсов и затрат в динамике;
— по оценке зарубежных и отечественных специалистов, срок окупаемости текущих затрат и трудовых ресурсов розничной торговли не должен превышать одного года, а по хозяйственным средствам – 2,5–3 года.
Для нормального функционирования, обеспечения своевременности расчётов с поставщиками, покупателями, другими субъектами хозяйствования, финансовой системой, банками предприятие должно располагать определёнными финансовыми ресурсами. Финансовый потенциал предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить неуклонный рост оборота, доходов, прибыли и других показателей хозяйственной деятельности при повышении качества торгового обслуживания населения и эффективности использования ресурсов и затрат. Следовательно, финансовое состояние, платёжеспособность и ликвидность предприятия рассматриваются в увязке с анализом выполнения планов, прогнозов, динамики основных показателей его экономического и социального развития.
Анализ финансового положения (состояния) следует начинать с общего ознакомления с активами и пассивами предприятия, что позволяет в конечном итоге дать оценку финансовой устойчивости и ликвидности предприятия. Динамика показателей, характеризующих финансовую устойчивость, приведена в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика основных показателей, характеризующих финансовую устойчивость торгового предприятия
Показатель | Условное обозначение | Границы коэффициента | Год | |
прошлый | отчетный | |||
Коэффициент автономии | Ка | ![]() | ||
Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств | Кз.с. | <0,7 | ||
Коэффициент маневренности | Км | 0,2-0,5 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | Ко.с. | >0,1 |
В связи с необходимостью оценки кредитоспособности и конкурентоспособности предприятия в современных условиях возникла потребность в оценке ликвидности предприятия, а точнее, его баланса. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения краткосрочных обязательств.
Ликвидность предприятия студент может оценить с помощью следующих показателей-коэффициентов, её характеризующих (таблица 5).
Таблица 5 – Динамика показателей-коэффициентов ликвидности предприятия
Коэффициент | Граничные значения | Год | |
прошлый | отчетный | ||
Коэффициент ликвидности при мобилизации мобильных средств | 0,5–0,7 | ||
Коэффициент срочной ликвидности (промежуточного покрытия) | >1 | ||
Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) | 1–2 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2–0,5 |
Затем даётся оценка финансовой устойчивости и ликвидности предприятия. Одной из основных задач анализа ликвидности является оценка степени близости предприятия к банкротству (несостоятельности).
В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используют дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера и др.
В общем виде показатель несостоятельности (банкротства) называется Z-счётом и характеризуется, по Альтману, показателями, приведёнными в таблице 6.
Таблица 6 – Степень вероятности банкротства
Знания счёта | Вероятность банкротства |
1,8 и менее | очень высокая |
от 1,8 до 2,7 | высокая |
от 2,7 до 2,9 | существует возможность |
3,0 и выше | очень низкая |
На основании показателей приведённых таблиц бакалаврант даёт общую оценку вероятности банкротства за исследуемый период.
Бакалаврант должен показать, что он умеет обобщать, группировать, анализировать экономические показатели, делать грамотные выводы и предлагать конкретные пути улучшения исследуемого показателя (показателей).
Для выполнения § 2.2 бакалаврант должен использовать различные экономико-статистические и математические методы анализа: группировки, средние и относительные величины, показатели, вариации, индексы, способ разниц, анализ динамических рядов, корреляционный и регрессивный анализ, линейное программирование и др. Необходимо более детально проанализировать показатели, используемые в рамках выбранной темы. Приводятся сильные и слабые стороны в управлении предприятием.
В § 2.3 необходимо предложить несколько методик планирования показателей, относящихся к теме курсовой работы.
В специальной учебно-методической литературе по изучению курса «Экономика торгового предприятия» приводится ряд методик планирования (прогнозирования), например, составляющих розничного товарооборота, в частности:
– методика планирования оборота по продаже товаров с учётом получения реальной прибыли;
– методика, предусматривающая использование норм и нормативов (производительность труда, пропускная способность торгового зала и т.д.);
– методика расчёта оборота по продаже товаров с учётом планируемого или прогнозируемого ресурсного обеспечения предприятия на предстоящий период времени;
– методика расчёта объёма по продаже товаров на основе исчисления критической точки (массы), то есть пороговой рентабельности и «запаса» финансовой прочности, и др.
Экономические методы общеизвестны, и их использование не вызывает трудности у студентов. Поэтому акцентируем основное внимание на применении в прогнозировании оборота методов экономико-математического моделирования.
В конце второй главы необходимо сделать общий вывод по проведенному анализу.
Объем второй главы составляет 20–25 страниц.
В рекомендательном разделе бакалаврант должен привести ряд конкретных предложений по устранению отмеченных «узких» мест, выявленных в процессе проведения анализа и диагностики с целью принятия эффективных экономических и управленческих решений прогнозируемого процесса, то есть определения наиболее перспективного развития предприятия в будущем периоде.
Бакалавранту следует резюмировать на конкретном примере, к каким позитивным тенденциям могут привести для предприятия в будущем году предложенные рекомендации. С этой целью бакалавранту необходимо провести расчёт экономического эффекта. Здесь следует обязательно показать ожидаемый прирост выручки и операционной прибыли.
Общее количество страниц – 10–15.
Заключение (выводы и предложения) представляет собой итог выполненного исследования. Результаты должны логично вытекать из проведённого анализа и объективно отражать сложившуюся экономическую ситуацию, то есть степень выполнения поставленных задач в данной курсовой работе: «сильные» и «слабые» стороны, выявленные в процессе исследования.
По материалам исследования бакалаврант должен привести как минимум две практические рекомендации, подкреплённые соответствующими экономическими расчётами.
Общее количество страниц 2–3.
Список использованных источников показан в методических указаниях по написанию и оформлению студенческих работ (см.: Бойко Т.С., Рожков Ю.В., 2014 г.).
После перечня литературы следуют приложения, которые не входят в объём курсовой работы (большие таблицы, схемы и рисунки – объёмом более одной страницы, бухгалтерские балансы и другие необходимые документы).