КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ




Загирова А.С,

Студент направления подготовки «Организация работы с молодежью» Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия

КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Одним из актуальных вопросов в современной системе российского образования можно назвать проблему ассимиляции, культурной и образовательной адаптации детей-мигрантов. Ряд экспертов из рабочей группы «Стратегия-2020» уверены, что Россия до 2015 года должна принять ещё 7 млн. человек только из Средней Азии. Если это предположение действительно верно, то через 8-10 лет доля детей-мигрантов в школах России вырастет с 10 до 25-30% как минимум[1]. Трудности адаптации пришлого населения наиболее ярко выражаются в недопонимании и обострении межнациональных отношений. Безусловно, наиболее подверженной в плане восприятия негативных, деструктивных образцов поведения и взаимодействия с представителями иных культур и национальностей, является категория детей.

Особенно важным является рассмотрение проблемы взаимоотношений детей-мигрантов с местным населением в таких полиэтнических регионах как Ханты-Мансийский автономный округ. Во второй половине 20 века началось освоение нефтяных и газовых месторождений Ханты-Мансийского автономного округа, что привлекло сюда рабочую силу из всех республик бывшего СССР. В настоящее время округ переживает вторую волну миграции, вызванную сложной экономической ситуацией в республиках Закавказья и Средней Азии. Большой приток рабочей силы, негармоничная ассимиляция приезжих и, зачастую, несоответствующее общепринятым нормам поведение, вызывает негативные реакции со стороны местных жителей. Все это часто приводит к страху, агрессии и как следствие, возникновению межнациональных конфликтов. В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. Они объединяются в Общественные организации, целью которых является сохранение и развитие национальных культур, содействие поддержанию мира и дружбы между народами, помощь в межкультурном взаимодействии[2].

На наш взгляд, начиная с младшего школьного возраста формирование межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности способно противостоять любого рода конфронтации (национальной, религиозной, расовой). Именно в детском возрасте, когда происходят первые этапы социализации и становления личности, так важно сформировать правильную жизненную позицию будущего подростка, гражданина, основанную на принципах гуманизма и толерантности. По мнению ученых, легче всего привить уважение к чужой культуре в детстве, когда маленький человек еще не делит людей по национальному признаку, когда его психика довольно пластична к восприятию нового[3].

Младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания[4]. Они полностью копируют поведение родителей, других взрослых, принимая их как образцы и шаблоны. Очень важно в этот период представить ребенку правильные образцы поведения, ведь от того как сами старшие относятся к людям другой национальности, другой религии во многом зависит и реакция детей. Так же, дети видят межнациональные розни на телевидении и в интернете. И хотя в современном мире весьма значительное место в нашей жизни с раннего детства занимают средства массовой информации и Интернет, главная роль, все же, на данном этапе социализации отводится таким социальным институтам как семья и школа.

На формирование этнических стереотипов влияет ряд факторов семейного, средового и общественного характера: педагогические просчеты в воспитании, опыт негативного взаимодействия с другими национальностями, ощущение дискриминации по национальному признаку.

Высокий уровень межкультурной дистанции между местным населением и мигрантами с другой культурой создает ряд дополнительных трудностей для последних в плане социокультурной адаптации и конструктивного диалога. Среди основных трудностей при обучении детей, прибывших из ближнего зарубежья, следует отметить: семья является носителем той культуры, в которой находится ребенок, а от адаптивных возможностей родителей зависит во многом и уровень адаптации детей; плохое знание русского языка родителями; незнание русского языка, особенно письменного, детьми.

Детям мигрантов, плохо знающих русский язык, нередко тяжело дается усвоение школьной программы. Это снижает самооценку ребенка, снижает статус среди одноклассников. Наиболее типичные трудности у детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудностей адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания[5].

На наш взгляд, значимыми условиями развития культуры межнациональных отношений являются:

1) знание и правильное толкование значений толерантности, этнической просвещенности в младшем школьном возрасте;

2) уровень эмоционального и психического равновесия, гармонии детей начальных классов;

3) патриотизм, мораль, духовность современного поколения, в частности младшего школьника;

4) компетентность педагогов образовательных учреждений.

Воспитание культуры межнационального общения представляет собой целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного общения младших школьников и является важным фактором формирования культуры личности ребенка.

Таким образом, социокультурная адаптация, ассимиляция детей-мигрантов в новых условиях жизнедеятельности представляет собой процесс целенаправленной педагогической поддержки и коррекции отношений ребенка в коллективе, достижение социально-коммуникативной компетентности в процессе познания и деятельности, что способствует культурной интеграции ребенка в социальные нормы и ценности новой культуры. Во многом уровень толерантного взаимодействия между школьниками зависит от того насколько качественно пройдет процесс ассимиляции детей-мигрантов.

 

 

Список литературы:

 

1. Александрова Т.В., Хоменко И.А. Проблема поддержки культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде: мнение детей и родителей // Вестник Герценовского университета. 2011. № 7. С. 70-74

2. Гуренкова Т.Д. Проблемы этнической и конфессиональной толерантности в северном городе // Социология власти. – 2008. - № 3. – С. 110.

3. Ивойлова И. Скоро 30% учеников в классах будут составлять дети мигрантов // Newsland. – URL: https://www.newsland.ru/news/detail/id/1047739/ (Дата обращения 04.10.2012)

4. Кадочникова Г.А. социокультурная адаптация подростков-мигрантов в уральском промышленном городе // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 71. № 1. С. 155-161.

5. Кирпиченко Т.В. Развитие культуры межнациональных отношений // URL: https://festival.1september.ru/articles/598953/ (Дата обращения 10.10.2012)

 


[1] Ивойлова И. Скоро 30% учеников в классах будут составлять дети мигрантов // Newsland. URL: https://www.newsland.ru/news/detail/id/1047739/(Дата обращения 04.10.2012)

 

[2] Гуренкова Т.Д. Проблемы этнической и конфессиональной толерантности в северном городе // Социология власти. – 2008. - № 3. – С. 110.

[3] Александрова Т.В., Хоменко И. А. Проблема поддержки культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде: мнение детей и родителей // Вестник Герценовского университета. 2011. С. 70

[4] Кирпиченко Т.В. Развитие культуры межнациональных отношений// URL: https://festival.1september.ru/articles/598953/ (Дата обращения 10.10.2012)

[5] Кадочникова Г.А. социокультурная адаптация подростков-мигрантов в уральском промышленном городе // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 71. № 1. С. 155-161.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: