Сысоева Анна Александровна




Судьба любого региона напрямую зависит от состояния системы образования, так как регион ставит себе целью выйти вперед на общегосударственном уровне развития, как в экономическом, так и в социально-культурном плане, что невозможно без грамотных и образованных людей. В целом, вся система российского образования и в частности система образования орловской области пережила реформирование, основными причинами которого являются:

1) Явное отставание экономики от большинства стран с развитой рыночной экономикой в начале 21 века: отраслевая структура экспорта показывает, что в российской экономике доминируют добывающие отрасли. Стало очевидно, что экономика нуждается в модернизации, которая невозможна без высококвалифицированных кадров, подготовить которые было очень трудно, в связи с падением эффективности российской системы образования.

2) Непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей, вызванная системным кризисом, охватившим важнейшие отрасли жизнедеятельности. А так как образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно этот институт должен был вернуть веру в общественные ценности, что было невозможно без реформирования этого института.

Таким образом, современная система образования переживает тяжелые времена, ввиду разрушения советской школы, на смену которой пришли европейские тенденции.

Говоря о проблемах образования Орловской области, важно отметить, что многие из них смежны с проблемами образования государственного масштаба.

Так, одна из основных проблем системы образования - неопределенность школьного образования. Она заключается в отсутствии определенного «образовательного вектора». На практике это проявляется тем, что школьник может раньше узнать более сложный вопрос программы, в то время как простой, базовый вопрос остается неусвоенным. Запомнить, а главное понять информацию становится очень тяжело и не у всех хватает сил разобраться. А так как, согласно Федеральному Закону «Об образовании Российской Федерации», а конкретно статье 8 именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы развития образования, данная проблема может быть решена в Орловской области. Эффективное решение данной проблемы - делать упор на фундаментальные вопросы, при этом важно, чтобы учителя не рассматривали тему досконально, а оставляли детям пространство для творческого мышления, которое обязательно должно присутствовать в образовательном процессе. Важно, чтобы ученики сами находили информацию, тем самым изучая предмет под другим углом. Совокупность учительских объяснений и найденной информации даст прекрасное представление о предмете, при этом будет запоминаться.

Еще одна проблема Орловской области касается дошкольного образования, а если быть конкретнее, это недостаточное количество детских садов, что ведет за собой проблему огромных очередей в учреждения дошкольного образования. Многие дети не попадают в детский сад при достижении 3 или 4 летнего возраста, из-за чего родители не имеют возможности выйти на работу из декретного отпуска и не могут обеспечить своим детям достойного уровня жизни. В опросе, проводимом порталом vRossii.ru, многие жители города выразили свое недовольство по проблеме нехватки детских садов. Они отмечали, что группы переполнены, в них обучаются по 40 детей, из-за чего дети чаще болеют, а также воспитатели не имеют возможности уделять достаточно внимания.

За последние 15 лет в России было закрыто более 40 тысяч детских садов. Сегодня в очереди в детские сады стоит огромное количество дошкольников. Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал проблему дефицита мест в детских садах - государственной, и ответственность за ее решение возложил на региональную и муниципальную власти. Опираясь на опыт соседних регионов, а точнее Липецкой области, проблему можно решить не только путем построения новых дошкольных учреждений, но также и путем выплат пособий в размере 5 тысяч рублей на ребенка свыше 3 лет, которое даст возможность родителям как самостоятельно осуществить воспитание ребенка, так и устроить его в негосударственные учреждения.

Другая проблема региона - низкий уровень связи между этапами образования. Это выражается в том, что школа не дает тех знаний, которые необходимы для поступления в ВУЗ, из-за чего детям приходится заниматься дополнительно с репетиторами. Попытаться решить эту проблему можно путем создания профильных классов, создавать которые целесообразно после 9 класса, когда ученики уже определили свои способности и интересы, исходя из которых они и будут выбирать профессию, а, следовательно, и предметы для сдачи Единого Государственного Экзамена. Тогда профильным предметам будет уделяться больше внимания, и ученики смогут получить больше знаний для подготовки к экзаменам. Еще один вариант решения проблемы - создание факультативных занятий, на которых учителя будут уделять внимание не школьной программе, а темам для экзаменов, а также будут разбираться конкретные задания и примеры из экзаменов. Это заменит занятия с репетитором, ведь каждый ребенок получит возможность спросить, что именно ему не понятно и разобраться с этим.

Подводя итог, следует сказать, что сфера образования является стратегически важной для нашей области, более того, связана с национальными интересами общества, поэтому проблемы в этой сфере нельзя оставлять без внимания. Образование создает будущее. От функционирования образовательной матрицы и ее реального наполнения в сильнейшей степени зависит, какими будут наши дети и что ждет наш регион завтра.

 

Шишкина Мария Сергеевна

В образовательной сфере как в России в целом, так и в Орловской области остро стоит проблема качества образования, поэтому в первую очередь должна быть осуществлена поддержка на региональном уровне федерального проекта «Студенческого стандарта качества образования». В связи с этим, основные направления деятельности я вижу в разработке предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом учебных, научных и профессиональных интересов студентов; формировании рекомендаций по внесению изменений в действующие локальные акты, регулирующие права, обязанности и интересы студентов; активной популяризации среди обучающихся нормативных основ образовательного процесса, в том числе ознакомление с политикой в области образования, содержанием образовательных стандартов, рабочих программ,

учебных планов; создание и развитие системы мотивации студентов к образовательному процессу и их привлечение к его экспертной оценке, содействии структурным подразделениям в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного и научного процессов; разработке и реализации проектов для оценки качества образования и улучшения показателей образовательной системы в ВУЗах страны.

В настоящее время каждый студент, проявляющий активную жизненную позицию должен способствовать повышению открытости и прозрачности обучения в высших учебных заведениях. Ведь в чьих, если не в наших руках находится возможность регулировать учебный процесс? Обучение в вузах должно строиться по принципу не студент для преподавателя, а преподаватель для студента. Каждый имеет полное право на ознакомление с учебными планами и программами, однако нередко студентам отказывают в этом. Я полностью согласна с А.Н. Швиндтом - Руководителем Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи, председателем координационного совета Общероссийской общественной организации «За качественное образование» в том, что именно современная молодежь должно принимать активное участие в создании качественного образования. Это же положение неоднократно подчеркнул в своих выступлениях на молодежных форумах «Таврида» и «Территория смыслов» экс-министр образования и науки, помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.

Также первоочередной своей задачей в должности Дублера члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента образования Орловской области я вижу повышение открытости процедуры ЕГЭ и изменения общественного мнения к нему. Для этого я считаю, необходимо создать региональный центр подготовки общественных наблюдателей. В 2014 году я в качестве Федерального общественного наблюдателя принимала участие в контроле за прохождением ЕГЭ в Брянской области и пришла к выводу необходимости перенесения такого опыта в свой регион.

В настоящее время среди общественности существует мнение, что ЕГЭ нельзя сдать честным путем. Кроме того выпускные экзамены прошлых лет отметились целым рядом нарушений. Переломить ситуацию позволило введение института общественных наблюдателей. Однако на фоне реальной активности наблюдателей федеральных «институт региональных общественных наблюдателей носил формальный характер, — признал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. — Они ничего не видели и не слышали, да и приходили на экзамены лишь тогда, когда мы предупреждали о проверке. А были случаи, когда и сами наблюдатели нарушали порядок, открыто помогая выпускникам решать задачи».

Нарушения со стороны региональных наблюдателей, как свидетельствуют данные участников проекта «Развитие системы мониторинга при проведении ЕГЭ в 2014 году» носили не единичный характер: так, 19% нарушителей имели при себе мобильные телефоны, 26% нарушали процедуру проведения ЕГЭ другими способами, 7% имели в аудиториях близких родственников, а 3% даже явились на экзамен нетрезвыми. Впрочем, столкнулись с серьезными проблемами и федеральные наблюдатели. Как выяснилось на форуме, местные власти сплошь и рядом делали все, чтобы не допустить их к реальной работе. В связи с этим актуально проблема обучения общественных наблюдателей. Важно допускать на экзамен только хорошо обученных и квалифицированных наблюдателей.

Создание образовательного центра «Общественный наблюдатель» позволит решить важные задачи в образовании, в частности выпускники центра в качестве общественных наблюдателей будут отвечать за честность и открытость итоговой государственной аттестации. Они смогут выявить важные нарушения и не допустить попадания выпускников, которые без запрещенных на ЕГЭ средств не могут решить даже задания школьного уровня в высшие учебные заведения, следовательно, такие выпускники не станут «недоспециалистами» и не будут подрывать российскую экономику. Все это соотносится с задачами « Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой в разделе «Образование» сказано, что «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». «Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг».
Кроме того данный проект способствует решению задач, которые имеются в разделе «Молодежная политика» «Концепции….», а именно: «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития», «распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью».

Процедура и содержание ЕГЭ с каждым готом меняется и совершенствуется. Как отметил в своем выступлении на встрече с молодыми учеными и преподавателями общественных наук на молодежном форуме «Территория смыслов» Дмитрий Ливанов: «Трансформация ЕГЭ позволяет сделать итоговый экзамен максимально открытым и честным».

Я считаю, что только не сидя сложа руки, а активно действуя можно добиться позитивных изменений в своем регионе, где ты живешь, а значит и у себя в стране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: