СЛУЖБА ВОСКРЕСНАЯ ШЕСТОГО ГЛАСА
ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ В ХРАМЕ
Воскресная Служба - это суточный круг богослужений воскресного дня, который состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и часов. Каждая служба делится еще на изменяемые и неизменяемые части. Неизменяемые части службы (например, псалом 103 и «Свете тихий» на вечерне, Шестопсалмие на утрене) содержатся в Часослове (сборнике молитвословий и псалмов, применительно к определенному времени богослужения) и Следованной Псалтири (Псалтирь в соединении с Часословом). Изменяемые части - стихиры, каноны и т.п. - в Октоихе (в переводе с греческого - «осмогласник», восемь голосов, т.к. церковные песнопения разделяются на восемь голосов или напевов. Каждый глас употребляется в течение одной седмицы, на каждый глас существует полная недельная служба, т.е. на каждый день седмицы для каждого гласа существуют свои собственные стихиры, каноны и проч.).
Воскресная служба 6-го гласа для вычитывания ее теми, кто не смог по какому-либо случаю быть в храме, всегда помещается в Следованной Псалтири и Канонниках (Полный православный молитвослов), но т.к. эти богослужебные книги рассчитаны на людей, знающих богослужебный Устав, там изменяемая и неизменяемая части службы печатаются раздельно и не сопровождаются никакими пояснениями. Ниже приводится текст воскресной службы также 6-го гласа (шестой глас - самый простой в исполнении - это распев общеизвестной стихиры «Царю Небесный») и все части службы соединены в одно последование, что позволяет пользоваться ею независимо от знания Устава.
Эта воскресная служба составлена в соответствии с 7-й главой Типикона (Церковного Устава) «иже бдение не бывает» («когда не бывает всенощного бдения»), хотя в храмах большей частью совершается всенощное бдение, т.е. соединение великой вечерни и утрени в одно продолжительное последование. Но в домашних условиях вычитывать его целиком за один субботний вечер было бы затруднительно, поэтому здесь приведены все службы по отдельности, чтобы было возможно, как это и указано в Уставе, в субботу вечером вычитывать вечерню и повечерие, а утром - полунощницу, утреню и часы. В случае необходимости можно утреню также вычитать с вечера.
|
Повечерие и полунощница не входят в состав всенощного бдения, поэтому в настоящее время мало знакомы прихожанам. Эти службы сохранились лишь в монастырях. По монастырской традиции повечерие соединяется с вечерними молитвами, а полунощница - с утренними. Известна также древняя благочестивая традиция читать вечером вместо (или вместе) вечерних молитв малое повечерие, а утром полунощницу - вседневную, субботнюю (в данном тексте не приводятся, но есть в Канонике и Часослове) или воскресную.
Канон Божией Матери из повечерия можно читать и отдельно в любое другое время.
В церковном богослужении служба воскресная соединяется со службами праздников или святых, празднуемых в этот день (службы содержатся в Минеях). Здесь воскресная служба дана так, как ее можно читать, если нет Миней.
Службы по приведенному образцу совершаются в воскресные дни большей части года, кроме периода пения Постной и Цветной Триодей, т.е. Великим Постом и от Пасхи до Троицы. В этот период можно читать воскресную службу с учетом следующих особенностей:
|
В воскресные дни от Недели мытаря и фарисея до 5-й недели Великого Поста (т.е. воскресного дня, предшествующего празднику Входа Господня в Иерусалим) на утрене после 50-го псалма вместо «Молитвами апостолов...» поется песнь «Покаяния отверзи ми двери...».
В три приготовительные к Великому Посту Недели (о блудном сыне, мясопустную и сыропустную) после 17-й кафизмы (перед тропарями по непорочных) читаются псалмы 134, 135 и 136 («На реках Вавилонских...»).
В Вербное Воскресение, на Пасху и в Неделю Святой Троицы служба совершается по особому последованию, отличному от приведенного здесь.
От Недели Фоминой до Отдания Пасхи в начале всех служб вместо «Царю Небесный...», а также перед шестопсалмием читается трижды «Христос воскресе из мертвых...», на утрене после чтения Евангелия «Воскресение Христово видевше...» поется трижды, вместо воскресных канонов поется канон Святой Пасхи, в окончании всех служб - трижды «Христос воскресе из мертвых... и нам дарова живот вечный».
Следует также иметь в виду, что, согласно правил чтения церковных служб и домашней молитвы:
1. церковные службы «могут быть иногда совершаемы без иерея людьми мирскими и могут совершаться вне храма в домах» (архиеп. Вениамин «Новая Скрижаль»);
2. вместо возгласа священника «Благословен Бог...» миряне начинают чтение всех служб «Молитвами святых отец...», т.к. «они не благословляют, как это делают иереи, потому что не имеют той благодати и власти..., но только просят Христа помиловать их молитвами отец, смиряясь перед Христом и не дерзая молиться от себя самих. Под именем же отцев они не одних только архиереев и иереев, но и лики всех святых» (там же);
|
3. мирянину и ектеньи просить не подобает: за ектеньи во всех случаях мирянин произносит только «Господи, помилуй»: за великую и просительную - 12 раз, за сугубую - 40 раз, за малую - 3 раза (свт. Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»);
В воскресный день совершаются только поясные поклоны - земные поклоны запрещены: «От Богоносных отец наших канонически передано нам не преклонять колени во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (Правило 90-е Шестого Вселенского Собора).
Пояснения написаны на основе «Воскресной службы для тех, кто не может быть в храме» (М.: «Даниловский благовестник», 2001). Служба выверена по Каноникам 1879 г. (изд. «Библиополис») и 1994 г. (изд. «Издательский отдел Московского Патриархата»), а также Великому Часослову 1995 г. (изд. «Паломник») и «Октоиху, сиречь осьмогласнику» (в двух частях, М.: Изд. Московской Патриархии, 1981).
+ + +
ЧИН ВЕЧЕРНИ [1]
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.