Развивающие блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста.




Развивающие блоки Дьенеша – отличный материал для формирования элементарных математических представлений, образно-логического мышления, восприятия и других психических процессов. Игровые упражнения можно начинать с 4 лет и усложняя давать задания и старшим дошкольникам. Играя с блоками можно решить следующие задачи:

1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
5. Развивать пространственные представления;
6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
8. Развивать словесно-логическое мышление.
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения.
1. Найди все фигуры такого же цвета(формы)
2. Найди такую же фигуру.
3. “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению)
Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака)

4. “Что изменилось”. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
5. “Третий лишний” Выложите 3фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
6. “Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
7. “Опиши” Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер.
8. “Чередование”Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д.
9. “Найди пару” каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.
Для игр с детьми 5-6 лет понадобятся карточки-символы. Для каждого ребенка понадобятся карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желта; для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник: для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, домик без окошка – маленькая фигура: для обозначения толщины: толстый и тонкий и худой человечек.

Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые “рассказывают” о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые “рассказывают” о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Для первого знакомства с карточками (отрицание используйте позже) подойдут следующие упражнения:
1. Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками)
2. “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки.

3. “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.

4. “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.
5. “Магазин” Карточки-символы это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребенка карточка с символом – большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак не толстая фигура, то можно купить все тонкие (не толстые фигуры)
6. “Найди клад” Разложите фигуры на полу, под одну из них спрячьте “клад”. Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: