МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
В отличие от привычных нам планов, проектный подход предполагает, что ваша работа состоит из ряда блоков, связанных между собой. Каждый блок (или проект) имеет свою цель и свои задачи.
В ситуации проектного подхода вы заранее продумываете и формулируете для себя (а в случае подачи заявки описываете на бумаге), зачем вы организуете летний лагерь, как этот лагерь связан с вашей работой в течение зимы, что он даст детям и родителям, вашей организации, как ваша дальнейшая работа будет связана с результатами работы в лагере, как вы построите работу в лагере с тем, чтобы он мог максимально помочь детям и семьям и т.п.
Все грантодающие организации обращают внимание – не на то, что вы делаете, а то, как вы это делаете, есть ли в ваших действиях логика, направлены ли они на улучшение состояния того или иного человека, или животного, или природной среды.
Важно не то, что вы проводите лагерь для семей с детьми, важно, как вы его проводите, важно, чтобы вы доказали, что и расписание лагеря, и мероприятия, и даже расположение – служат общим целям – реабилитации ли детей, воссоединению ли семей, развитию ли культурного потенциала подростков.
Первое правило: финансируется не проблема, а ее решение.
Второе правило: финансируется не решение вообще, а обоснованное решение – цепь событий, действий, мероприятий, подчиненной общей логике и цели, которые приводят к решению проблемы.
Место проекта в фандрайзинге.
Фандрайзинг – это «продажа вашего продукта (проекта, программы) потенциальному дарителю, спонсору, грантодателю. Но многие организации недостаточно понимают важность демонстрации ценности их проектов. Следует помнить, что доноры считают просьбы о поддержке конкретных проектов более убедительными, чем просьбы о поддержке организации «вообще».
|
При разработке проектов организации чаще всего допускают следующие ошибки:
- Однообразность предлагаемых проектов.
Помните, что вы продаете свою услугу. Если вы предлагаете то же, что и остальные, то вы будете иметь преимущество, только если предложите более низкую стоимость.
- Нет сотрудничества между организациями или сотрудничество только с однотипными организациями.
Помните, что проект только выиграет, если к его реализации будет привлечено несколько организаций. Если в вашем проекте предполагается партнерство различных по направлению деятельности организаций, считайте, что вам удалось решить сразу две задачи: избежать однообразности и усилить проект партнерством.
При разработке проектов важно избежать двух основных крайностей:
- стереотипность проекта;
- искусственная оригинальность проекта.
Разработка проекта с точки зрения потребностей целевой группы.
При формулировании проблемы, на решение которой будет направлен ваш проект, не забудьте «надеть тапочки клиента», т.е. посмотреть на проблему его глазами. Если у целевой группы нет той проблемы, которую вы описали в проекте, даже самый гениальный проект не имеет смысла.
Проблема определяется различием между тем, что происходит в действительности, и тем, что должно (или может) происходить.
|
Проблема, на решение которой ищутся средства, должна быть:
- важной, побуждающей к оказанию помощи;
- идти от потребностей целевой группы (клиентов организации);
- убедительной и привлекающей внимание;
- хорошо аргументированной.
Внимание! Не путайте проблему и способ ее решения. Отсутствие центров по трудоустройству, не проблема, а способ решения.
Ответ на вопрос: зачем осуществлять данный проект, обычно позволяет понять ЦЕЛЬ проекта, его главную задачу или как он повлияет на заявленную проблему.
Например: Мой проект позволит:
- создать условия для сокращения количества сирот;
- стимулировать создание новых рабочих мест;
- предоставить подросткам возможность самоопределения;
- улучшить доступность общественного транспорта.
Внимание! Акцент в проекте всегда делается на ЦЕЛИ, а не на СРЕДСТВАХ (здание, оборудование, оплаченная ставка – это не цель проекта, а средства достижения цели).
Цель проекта это отражение проблемы, показывающее неизмеримый в количественных показателях итог (результат) проекта, т.е. те изменения, к которым стремится организация в ходе проекта.
Задачи проекта – конкретные измеримые шаги к достижению цели. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Цель проекта может быть недостижима в рамках одного проекта, задачи проекта должны быть достигнуты и продвигают вас цели.
Внимание! При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую взаимосвязь:
|
ПроблемаЦель ЗАДАЧИ
После того как вы определились с существующей проблемой, целями и задачами проекта, вы готовы сделать следующий этап: подобрать методы реализации проекта.
При разработке этого раздела проекта необходимо:
- подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта;
- обдумать роль каждого сотрудника, которые будут задействованы в реализации проекта, и оценить достаточно ли их квалификации для выполнения запланированных мероприятий;
- определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий;
- хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач.
После того как вы определили для себя методы и мероприятия, проверьте, приводят ли они к решению задач. Если нет, то добавьте дополнительные мероприятия, уберите ненужные или переформулируйте задачи.
Помните! Строго должна соблюдаться логика проекта:
Решению проблемы |
Достижению цели |
Решению задач |
Реализация методов |
приводит к приводит к приводит к
Подбирая методы реализации проекта, подумайте о том, каким образом вы сможете измерить результаты своей работы по достижению заявленных целей и задач проекта.По сути, результатами проекта являются решенные задачи. В идеале результаты должны иметь количественные и качественные показатели.
Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей помощи, количества выпущенных книг и т.д.
Качественный результат (что изменится?) – должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.
Механизмы оценки – это инструменты, с помощью которых будет оцениваться достижение запланированных результатов в ходе выполнения проекта и по его окончании.
Дальнейшее развитие – еще одна важная составляющая проекта. Организация, которая решит поддержать ваш проект, хочет с самого начала иметь гарантию того, что достойная деятельность, которую вы начали, продолжится и после окончания проекта.
Последний шаг, который необходимо сделать при разработке проекта – определить его стоимость. При подборе методов реализации проекта необходимо определить, какие ресурсы необходимы для их реализации. Оцените необходимые вам ресурсы в денежном выражении, и вы получите стоимость вашего проекта. Обратите внимание на то, что часть ресурсов уже есть в наличии у вашей организации (оборудование, программы, добровольный труд части сотрудников и т.п.). Часть ресурсов необходимо найти или привлечь средства для их приобретения.
В качестве вывода:
Для разработки успешного проекта вам необходимо последовательно сделать следующие шаги:
- определить проблему, которую вы будете решать в рамках проекта;
- поставить цель и сформулировать задачи проекта;
- подобрать методы, реализация которых приведет к решению поставленных задач;
- определить последовательность реализации мероприятий и время необходимое на их выполнение;
- определить какие количественные и качественные результаты будут достигнуты в результате реализации запланированных мероприятий;
- посчитать общую стоимость проекта и сумму, которую необходимо привлечь на недостающие ресурсы.
После того как вы сами четко поняли что, ДЛЯ кого, какИМ ОБРАЗОМ вы будете делать, и СКОЛЬКО это стоит, вы можете думать о привлечении недостающих средств на ваш проект.