Новизна и практическая значимость проекта для методического объединения учителей ЛФК.




Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».

«Есть только один путь

Постижения

– действовать»

П.Коэльо.

 

Актуальность темы, посвященной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящее время процесс реабилитации и адаптации детей с особенностями развития является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы и проблемы данного направления.

Последние данные свидетельствуют о том, что к настоящему времени в Российской Федерации число инвалидов уже достигло 12 миллионов человек, из них около 700 тыс. - дети-инвалиды. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2-1,5 млн.

Инвалиды не должны быть изолированными от общения с обычными людьми. Они должны принимать участие в общественной жизни (в мире насчитывается достаточно много политиков-инвалидов), им должна предоставляться работа, или же право занятием спортом. А для этого им должна оказываться помощь и поддержка со стороны школы, общества и государства в удовлетворении потребности и желания заниматься любимым делом или спортом. Им необходима поддержка и помощь в адаптации в современном обществе, и не чувствовать себя «другими».

Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании. Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» сформулировал цель всеобщего обучения «Научить всех – всему». Я.А.Коменский уже тогда понимал, что реализовать эту цель возможно за счет специальных педагогических средств – форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику, опираясь на индивидуальные особенности учащихся.

В современной педагогике такой подход в образовательном процессе называется индивидуализацией. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом случае цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи каждому учащемуся в определении собственного образовательного пути. Такой тип педагогического сопровождения и называется тьюторским сопровождением.

В России тьюторство появилось совсем недавно – в 80-е г.г. уже прошлого века. Главным образом оно связано с именем Ковалевой Татьяны Михайловны – тогда директора первой в России частной школы, а ныне доктора педагогических наук, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.

Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Изучая новые федеральные стандарты, методическое объединение учителей ЛФК, приняли решение использовать в своей работе с детьми – инвалидами тьюторское сопровождение. В качестве тьюторов привлекать старшеклассников, таким образом, решив одну из проблем - это социальная адаптация детей – инвалидов посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

В нашем г.Петровске также работает спортивно-адаптивная школа для инвалидов - РИФ. Целью организации такой школы является создание необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом. Занятия адаптивной физкультурой и спортом в этой школе являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников, помогают им адаптироваться в современном обществе, способствуют развитию физических качеств, положительно влияют на состояние организма, предоставляют возможность самореализации.

Цель проекта: разработать систему мероприятий с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение детей – инвалидов к социальной адаптации через занятия адаптивной физической культурой и спортом

Задачи:

1. Определение индивидуальных познавательных интересов учащихся

2. Организация деятельности тьютора.

3. Диагностика психофизического состояния детей.

4. Проведение анализа итогов деятельности и определение смысла работы старшеклассников в адаптации детей - инвалидов.

Участники проекта: дети – инвалиды - 5 го, 8 - го классов, учителя ЛФК, учащиеся 9- го класса, психолог, врач-педиатр.

Тип проекта: социальный коллективный.

Предполагаемые результаты:

1.Привлечь детей – инвалидов к занятиям адаптивной физической культуры и спорта.

2.Проведение мониторинга результативности тьюторского сопровождения.

3.Поднять на новый уровень отношений между участниками проекта.

4.Сформировать у детей – инвалидов сознательного отношения к своему здоровью.

5 Выявить уровень психо - эмоционального состояния.

5.Подобрать виды спорта по диагнозам заболеваний для занятий адаптивной физической культуры и спорта.

Мы убеждены, что именно тьюторское сопровождение детей - инвалидов поможет, совместно с ребенком, составить индивидуальный образовательный маршрут, который в свою очередь, даст реальную возможность детям адаптироваться в обществе.

Проведя мониторинг в 9 классе, мы выбрали троих учащихся, которые согласились участвовать в проекте. Мониторинг включал в себя анкетирование, опрос, наблюдения на предмет эмоционального выгорания.

Гипотеза исследования:

Тьюторское сопровождение может стать эффективным средством формирования тех знаний, умений и навыков, которые будут способствовать социальной адаптации детей с особенностями развития здоровья.

Предмет исследования – тьюторское сопровождение детей с особенностями развития здоровья.

База исследования: ГБООУ санаторная школа – интернат, ДЮСЛШ «РиФ».

Средства и формы реализации тьюторского сопровождения.

1. Обучающие консультации учителей ЛФК, психолога с тьюторами.

2. Тьюторские встречи с детьми.

3. Индивидуальные консультации.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Обмен информацией (интернет, обучающие фильмы).

Новизна и практическая значимость проекта для методического объединения учителей ЛФК.

Разработка алгоритма тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии, а также методических рекомендаций по работе тьютора с данной категорией детей.

 

Разработка плана или тьюторского маршрутного листа.

I Первый компонент в тьюторском сопровождении состоит в выявлении познавательного интереса к занятиям физической культуры и спорта.

Если интерес определен правильно, то ребенок целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален, то школьник довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения.

Для определения познавательного интереса используются разные приемы:

1. Проведение анкетирования для выявления интересов.

2. Написания мини-сочинения: «Мой сказочный мир» -выдуманный ребенком мир, где он живет и чем занимается.

3. Проведение беседы, основой которой является тьюторский вопрос. Вопросы о жизни ребенка, о спорте, о паралимпийских играх, о видах спорта, о желании заниматься адаптивной физической культурой и спортом в ДЮСЛШ «РИФ».

II Диагностика психофизического состояния детей.

Методы диагностики:

1.Тестирование.

2.Анкетирование.

3.Наблюдение.

4.Беседы.

5.Мониторинг здоровья детей-инвалидов и качественный анализ полученных результатов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: