Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
«Есть только один путь
Постижения
– действовать»
П.Коэльо.
Актуальность темы, посвященной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящее время процесс реабилитации и адаптации детей с особенностями развития является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы и проблемы данного направления.
Последние данные свидетельствуют о том, что к настоящему времени в Российской Федерации число инвалидов уже достигло 12 миллионов человек, из них около 700 тыс. - дети-инвалиды. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2-1,5 млн.
Инвалиды не должны быть изолированными от общения с обычными людьми. Они должны принимать участие в общественной жизни (в мире насчитывается достаточно много политиков-инвалидов), им должна предоставляться работа, или же право занятием спортом. А для этого им должна оказываться помощь и поддержка со стороны школы, общества и государства в удовлетворении потребности и желания заниматься любимым делом или спортом. Им необходима поддержка и помощь в адаптации в современном обществе, и не чувствовать себя «другими».
Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании. Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» сформулировал цель всеобщего обучения «Научить всех – всему». Я.А.Коменский уже тогда понимал, что реализовать эту цель возможно за счет специальных педагогических средств – форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику, опираясь на индивидуальные особенности учащихся.
|
В современной педагогике такой подход в образовательном процессе называется индивидуализацией. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом случае цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи каждому учащемуся в определении собственного образовательного пути. Такой тип педагогического сопровождения и называется тьюторским сопровождением.
В России тьюторство появилось совсем недавно – в 80-е г.г. уже прошлого века. Главным образом оно связано с именем Ковалевой Татьяны Михайловны – тогда директора первой в России частной школы, а ныне доктора педагогических наук, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Изучая новые федеральные стандарты, методическое объединение учителей ЛФК, приняли решение использовать в своей работе с детьми – инвалидами тьюторское сопровождение. В качестве тьюторов привлекать старшеклассников, таким образом, решив одну из проблем - это социальная адаптация детей – инвалидов посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура - это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
|
В нашем г.Петровске также работает спортивно-адаптивная школа для инвалидов - РИФ. Целью организации такой школы является создание необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом. Занятия адаптивной физкультурой и спортом в этой школе являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников, помогают им адаптироваться в современном обществе, способствуют развитию физических качеств, положительно влияют на состояние организма, предоставляют возможность самореализации.
Цель проекта: разработать систему мероприятий с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение детей – инвалидов к социальной адаптации через занятия адаптивной физической культурой и спортом
Задачи:
1. Определение индивидуальных познавательных интересов учащихся
|
2. Организация деятельности тьютора.
3. Диагностика психофизического состояния детей.
4. Проведение анализа итогов деятельности и определение смысла работы старшеклассников в адаптации детей - инвалидов.
Участники проекта: дети – инвалиды - 5 го, 8 - го классов, учителя ЛФК, учащиеся 9- го класса, психолог, врач-педиатр.
Тип проекта: социальный коллективный.
Предполагаемые результаты:
1.Привлечь детей – инвалидов к занятиям адаптивной физической культуры и спорта.
2.Проведение мониторинга результативности тьюторского сопровождения.
3.Поднять на новый уровень отношений между участниками проекта.
4.Сформировать у детей – инвалидов сознательного отношения к своему здоровью.
5 Выявить уровень психо - эмоционального состояния.
5.Подобрать виды спорта по диагнозам заболеваний для занятий адаптивной физической культуры и спорта.
Мы убеждены, что именно тьюторское сопровождение детей - инвалидов поможет, совместно с ребенком, составить индивидуальный образовательный маршрут, который в свою очередь, даст реальную возможность детям адаптироваться в обществе.
Проведя мониторинг в 9 классе, мы выбрали троих учащихся, которые согласились участвовать в проекте. Мониторинг включал в себя анкетирование, опрос, наблюдения на предмет эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования:
Тьюторское сопровождение может стать эффективным средством формирования тех знаний, умений и навыков, которые будут способствовать социальной адаптации детей с особенностями развития здоровья.
Предмет исследования – тьюторское сопровождение детей с особенностями развития здоровья.
База исследования: ГБООУ санаторная школа – интернат, ДЮСЛШ «РиФ».
Средства и формы реализации тьюторского сопровождения.
1. Обучающие консультации учителей ЛФК, психолога с тьюторами.
2. Тьюторские встречи с детьми.
3. Индивидуальные консультации.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Обмен информацией (интернет, обучающие фильмы).
Новизна и практическая значимость проекта для методического объединения учителей ЛФК.
Разработка алгоритма тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии, а также методических рекомендаций по работе тьютора с данной категорией детей.
Разработка плана или тьюторского маршрутного листа.
I Первый компонент в тьюторском сопровождении состоит в выявлении познавательного интереса к занятиям физической культуры и спорта.
Если интерес определен правильно, то ребенок целеустремлен и способен на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален, то школьник довольно быстро теряет желание что-то делать для его удовлетворения.
Для определения познавательного интереса используются разные приемы:
1. Проведение анкетирования для выявления интересов.
2. Написания мини-сочинения: «Мой сказочный мир» -выдуманный ребенком мир, где он живет и чем занимается.
3. Проведение беседы, основой которой является тьюторский вопрос. Вопросы о жизни ребенка, о спорте, о паралимпийских играх, о видах спорта, о желании заниматься адаптивной физической культурой и спортом в ДЮСЛШ «РИФ».
II Диагностика психофизического состояния детей.
Методы диагностики:
1.Тестирование.
2.Анкетирование.
3.Наблюдение.
4.Беседы.
5.Мониторинг здоровья детей-инвалидов и качественный анализ полученных результатов