Формирование цены и доход в предприятии




 

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

Цена выполняет 4 основных функции:

· учетную;

· распределительную;

· стимулирующую;

· регулирующую.

Учетная функция цены реализуется в соизмерение стоимостей товара, распределительная – в распределении национального дохода, стимулирующая – в стимулировании научно-технического прогресса и развития производства, регулирующая – в регулировании спроса и предложения.

В практике различают несколько классификаций цен:

1. По обслуживанию оборота:

· Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль.

· Отпускная цена формируется на основе оптовой цены с учетом НДС (налога на добавленную стоимость) и акциза (на подакцизные товары).

· Розничная цена – это отпускная цена с учетом торговых надбавок (наценок), которые включают издержки торговых организаций, прибыль и налог на добавленную стоимость торговых услуг.

· Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым регламентируется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением. Цены носят договорной характер, отличие их от отпускных и розничных состоит в том, что в их состав включаются НДС (налог на добавленную стоимость) и акциз, т. к. они не включаются в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

· Тарифы подразделяются на тарифы грузового и пассажирского транспорта и платные услуги населению.

2. По территории действия:

· цены единые (поясные), которые устанавливаются и регламентируются федеральными органами (газ, электроэнергия);

· региональные (зональные), регулируемые местными органами самоуправления (коммунальные услуги, закупочные цены, тарифы на платные услуги населению).

3. По времени действия:

· постоянные;

· временные;

· сезонные;

· ступенчатые;

· «на срок».

В настоящее время в отечественной экономике постоянных цен нет, т. к. наибольший период их действия определяется уровнем инфляции. Временные цены устанавливают на период освоения новой продукции, сезонные цены используют в отраслях промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Ступенчатые цены связаны с этапами жизненного цикла товара, достигают предельно высоких значений в период роста и резкого подъема спроса на новый товар. Цены «на срок» в настоящее время действуют как контрактные цены, при наличии контракта на реализацию какой-либо продукции. Заключение контракта на следующий срок предполагает их изменение. Разновидностью контрактных цен являются договорные цены.

4. По степени свободы цен от воздействия государства при их определении:

· свободные цены;

· регулируемые цены;

· фиксируемые цены.

Свободные цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения, регулируемые цены формируются также в результате колебаний конъюнктуры рынка, но государство осуществляет либо их прямое ограничение, либо регламентацию рентабельности. Фиксируемые цены устанавливаются федеральными органами управления на ограниченный круг товаров.

Классификация цен по распределению транспортных расходов называется системой франкирования («франко» – свободный от уплаты). Сущность системы состоит в том, что расходы по перевозке продукции до места назначения, указанного во «франко» несет поставщик продукции, а остальные – покупатель.

Экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые поступления от всех видов деятельности называется доходом предприятия.

Доход предприятия – общая сумма денег, полученная от продаж.

Валовой доход предприятия – исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, полученный в результате производства и продажи продукции.

Выручка от продаж – материальные ценности в денежном выражении либо денежные суммы, полученные в результате коммерческой или предпринимательской деятельности после реализации (продажи) товаров и услуг.

Доходы предприятия – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

· • доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком;

· • прочие доходы.

 

 


Список литературы

 

1. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. – 480 с.

2. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – 816 с.

3. Экономическая теория: Учебник /Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЕУ, 2001. – 752 с.

4. Основы экономической теории: политэкономический аспект: Учебник /Отв. ред. Г.М. Климко. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: Знання-Прес, 2001. – 646 с.

5. Организационно-правовые формы предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ereport.ru/articles/firms/orgforms.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: