Сравнительная характеристика традиционной методики формирования техники бега на дистанцию 100 метров и методики с использованием информационных технологий




 

В ходе анализа литературных источников мы провели сравнительную характеристику двух методик формирования техники бега на короткую дистанцию. Одна из них – традиционная. Автором является????? автор предлагает……………………… вторая методика принадлежит автору????. особенностью этой методики является ………………….

 

 

Сравнительная характеристика представлена в таблице?????

 


  Матвеев Л.П. Ворон А.В.
Наименование этапа Этап начального разучивания 1 этап
Цели Сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Задачи 1.Сформировать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения. 2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Создать представление у занимающихся о рациональной и эффективной технике изучаемого физического упражнения.
Средства   Рассказ о технике физического упражнения в процессе демонстрации ее при посредстве показа видеороликов и иллюстраций с помощью ноутбука или монитора.
Методы Словесные методы; наглядные методы; целостно-конструктивный; расчленено-конструктивный. Словесные методы; наглядные методы; целостно-конструктивный; расчленено-конструктивный.
Форма организации ???? ?????????
Организационно-методические указания ???????????????????? Целесообразно использовать демонстрацию техники физического упражнения в режиме «замедленный показ» с остановкой на наиболее важных, ключевых моментах выполнения. Демонстрацию техники сопровождать рассказом и объяснением основных закономерностей и условий выполнения физического упражнения. Сообщить основные правила соревнований.
Наименование этапа Этап углубленного разучивания 2 этап
Цели Сформировать полноценное двигательное умение.
Задачи 1.Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2.Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3.Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Научить технике основного звена изучаемого физического упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Средства 1.Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого действия. 3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения первоначально основным звеном техники изучаемого физического упражнения (бег – бег по дистанции, прыжки – отталкивание, метание – финальное усилие), а затем – отдельными его фазами и техникой упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Средства срочной информации - монитор, ноутбук, камера.
Методы Целостно-конструктивный метод в сочетании зрительной, звуковой и двигательной наглядности; словесный метод. Используется расчленено-конструктивный метод обучения
Форма организации ????????????????? Поточный метод организации
Организационно-методические указания ????????????????? Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует располагать не более чем за 15 метров и перпендикулярно месту реализации основного звена техники или ключевого момента фазы техники. Камеру следует установить на штатив, сориентировав ее перпендикулярно направлению выполняемых упражнений. Расстояние от места установки камеры до объекта съемки будет зависеть от фокусного расстояния объектива камеры.
Наименование этапа Этап закрепления и дальнейшего совершенствования 3 этап
Цели Двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.  
Задачи 1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2.Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3.Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и др.) 4.Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Совершенствование техники изучаемого физического упражнения в целом.
Средства   Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. Средства срочной информации - монитор, ноутбук, камера.
Методы Непрерывный метод, повторный метод, повторно-интервальный, целостно-конструктивный метод.  
Форма организации   Используется целостный и расчлененный метод обучения.
Организационно-методические указания   Следует обеспечить совершенное владение двигательным действием в целом в условиях его практического применения и его частями в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует использовать не только для видеоповторов физического упражнения, но и применять их для получения срочной информации о кинематических параметрах совершенствуемого физического упражнения (скорость на последних 5 метрах перед отталкиванием в прыжках, угловые положения частей тела при выполнении основного звена техники физического упражнения).

 

В ходе педагогического наблюдения за учебно-тренировочным процессом по технической подготовке спортсменов двух учебно-тренировочных групп 3-го года, специализирующихся в беге на короткие дистанции, ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска исследовался вопрос эффективности использования информационных технологий. Результаты педагогического наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты педагогического наблюдения за учебно-тренировочным процессом по технической подготовке спортсменов учебно-тренировочной группы 3-го года, специализирующихся в беге на короткие дистанции, ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска

Задачи Средства Методы Средства информационных технологий
Тренировочное занятие № 9
  Создать представление о технике бега на дистанцию 100 м. 1. Рассказ о технике бега на короткую дистанцию. 2. Рассказ о правилах соревнований по спринтерскому бегу и разрядных нормативах. 3. Демонстрация техники спринтерского бега. Опосредованная наглядность Рассказ о технике сопровождается ее демонстрацией видеороликов с помощью видеотехники. Использование демонстрации техники физического упражнения в режиме «замедленный показ» с остановкой на наиболее важных, ключевых моментах выполнения. Демонстрация техники сопровождается показом на планшете и объяснением основных закономерностей и условий выполнения физического упражнения. Сообщаются основные правила соревнований в беге на 100м.
Тренировочное занятие №12
  Обучить технике подъема бедра и работе рук Бег с высоким подниманием бедра по 30 метров. 2. Бег на месте. 3. Имитация движений рук при беге. 4. Имитация движений рук при беге с отягощением 200гр. 5. Пробегание 20-ти метрового отрезка. Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись Демонстрация видеоповторов, с вниманием на: - динамическую осанку - движение рук(особенно) - подъем бедра (особенно) Монитор, ноутбук, камеру следует располагать не более чем за 15 метров и перпендикулярно дорожки.
Тренировочное занятие № 13
Обучить технике стартового разгона и выбеганию с колодок. Бег с высоким поднимаем бедра. 2. Бег с высокого старта 20 метров. 3. Пробегание с низкого старта 6–8 беговых шагов с обозначением отталкивания. 4. Пробегание 50 метров с низкого старта. Время фиксируется после 20 метров.   Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись Демонстрации видеоповторов выполненных упражнений следить: - подъемом бедра; - за темпом шагов; - за постановкой ног и выноса бедра при выбегании с колодок; - за постановкой стоп на отметки; - за техникой бега.
Тренировочное занятие №
  Обучить технике финишированию. Бег с высоким подниманием бедра 40 метров. 2. Ускорение со сменой ритма. 3. Бег по дистанции 40 метров на 85% усилий и 20 метров на 100% усилий. 4. Бег по дистанции 120 метров на 75% усилий и 30 метров на 100% усилий. Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись Демонстрации видеоповторов с вниманием на: - активную работу рук при беге; - постановку стопы; - смену ритма; - работу ног; - положение туловища (особенно).
Тренировочное занятие №
Продолжить обучение технике бега на короткую дистанцию. Закрепить технику работы рук. 1. Бег с высоким поднимаем бедра по 50 метров. 2. Пробежки по 60 метров. 3. Бег по 60 метров с утяжелителями(300г на каждую ногу и руку) 4. Бег по 60 метров. 5. Имитация движений рук при беге. Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись демонстрации видеоповторов с вниманием на: - положение бедра, -работу стоп - работу рук.
 
Продолжить обучение техники бега на короткую дистанцию. Бег с высоким подниманием бедра по 40 метров. 2. Ускорение по 60 метров. 3. Бег 100 метров на 98% усилий. 4. Бег 150 метров на 95% усилий. 5. Бег на 200 метров на 90% усилий. Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись Определить с помощью видеокамеры и ноутбука скорость бега в середине дистанции и в конце дистанции, угол подъема бедра и угол подъема стопы. На основании полученных данных произвести анализ и оценку выполненных учащимся движений.
 
Продолжить обучение технике подъема бедра, работы рук и постановка стопы. 1.Бег с высоким подниманием бедра по 50 метров. 2.Бег на месте 10 сек 3. Имитация движений рук при беге. 4.Поочередное быстрое поднимание бедра. 5. Поднимание бедра стоя в наклоне. 6.Дриблинг(максимально быстрая работа стоп) Непосредственная – показ и опосредованная наглядность - видеозапись демонстрации видеоповторов выполненных упражнений следить: - за активным работой рук; - за постановкой стопы; - за работой ног; - за положение туловища в упражнениях (особенно).

 

Как видим, процесс технической подготовки спортсменов-спринтеров располагает огромным арсеналом средств для воздействия на технические способности. Основными средствами формирования технических навыков являются общеподготовительные, специально подготовительные, соревновательные упражнения. Кроме основных средств технической подготовленности тренера также применяют и другие средства технической подготовки: а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся; б) средства срочной информации и сверхсрочной информации о выполняемых движениях; в) тренажеры, применяемые для обучения движениям; г) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развитие специальных двигательных качеств. Наиболее широкую и доступную группу средств для развития технических способностей составляют общеподготовительные и специально подготовительные упражнения. В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков. Двигательное умение – это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно.

В ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска для учеников УТГ 1-го года обучения в год на техническую подготовку выделяется 44 часа. Общая физическая подготовка на первом году обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков.

При обучении технике спортивных упражнений с применением видеосъемки как средства срочной информации следует использовать типовую схему процесса обучения двигательным действиям, состоящую из трех этапов.

1 этап. Задача: создать представление у занимающихся о рациональной и эффективной технике изучаемого физического упражнения. Средства: Рассказ о технике физического упражнения в процессе демонстрации ее при посредстве показа видеороликов и иллюстраций с помощью ноутбука или монитора.

Организационно-методические указания: целесообразно использовать демонстрацию техники физического упражнения в режиме «замедленный показ» с остановкой на наиболее важных, ключевых м о-ментах выполнения. Демонстрацию техники сопровождать рассказом и объяснением основных закономерностей и условий выполнения физического упражнения. Сообщить основные правила соревнований.

2 этап. Задача: научить технике основного звена изучаемого физического упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Средства: выполнение специально-подводящих упражнений для овладения первоначально основным звеном техники изучаемого физического упражнения (бег – бег по дистанции), а затем – отдельными его фазами и техникой упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Организационно-методические указания: используется расчлененно-конструктивный метод обучения и поточный метод организации учащихся на уроке. Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует располагать не более чем за 15 метров и перпендикулярно месту реализации основного звена техники или ключевого момента фазы техники. Камеру следует установить на штатив, сориентировав ее перпендикулярно направлению выполняемых упражнений. Расстояние от места установки камеры до объекта съемки будет зависеть от фокусного расстояния объектива камеры.

3 этап. Задача: совершенствование техники изучаемого физического упражнения в целом. Средства: выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. Организационно-методические указания: используется целостный и расчлененный метод обучения. Следует обеспечить совершенное владение двигательным действием в целом в условиях его практического применения и его частями в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Средства срочной информации (монитор, ноутбук, камера) следует использовать не только для видеоповторов физического упражнения, но и применять их для получения срочной информации о кинематических параметрах совершенствуемого физического упражнения (скорость на последних 5 метрах перед отталкиванием в прыжках, угловые положения частей тела при выполнении основного звена техники физического упражнения).

 

 

Обоснование эффективности использования в технической подготовке спортсменов учебно-тренировочной группы 1-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска, информационных технологий

Эффективность использования средств информационных технологий в процессе технической подготовки в работе подтверждалась результатами анкетирования тренеров по легкой атлетике и тестирования спортсменов ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска. Результаты анкетирования тренеров представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты анкетирования тренеров ОДЮСШ………….

Анализ результатов анкетирования показал, что:

- информационные технологии используют на своих занятиях используют всего 25% (???? чел) опрошенных тренеров;

- самый распространенный вид информационных технологий – фото- и видеосъемка;

- на вопрос как часто Вы используете информационные технологии 67,5% (???? чел.) респондентов ответили, что не используют их вообще;

- 62,5% % (???? чел.)участников анкетирования испытывают дискомфорт при использовании информационных технологий;

-100% % (???? чел.)опрошенных считают, что использование информационных технологий облегчают занятия по формированию техники спортсмена;

- И 67,5%% (???? чел.) респондентов ответили, что хотелось бы лучшего технического оснащения.

Эффективность использования средств информационных технологий в процессе технической подготовки в работе подтверждалась результатами тестирования спортсменов ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.

Результаты тестирования спортсменов?????? определение уровня знаний!!!

Эксперты в количестве 3 человек определяли качество выполнения по следующим критериям: длина шага, работа рук, подъем бедра, частота шагов, постановка стопы, положение туловища. Для проведения педагогического исследования была организованы две группы спортсменов. В первую группу вошли 9 спортсменов: 1 легкоатлет 1 взрослого разряда, 3 легкоатлета 2 спортивного разряда, 3 легкоатлета 3 спортивного разряда, 2 легкоатлета 1 юношеского разряда ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска. В технической подготовке спортсменов использовались информационные технологии. Во вторую группу вошли 8 спортсменов: 1 легкоатлет 1 взрослого разряда, 3 легкоатлета 2 спортивного разряда, 3 легкоатлета 3 спортивного разряда и 1 легкоатлет 1 юношеского разряда ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.

В таблице 2 представлены результаты экспертной оценки на начало исследования.

Так в тесте по определению уровня технической подготовленности, который проводился в форме экспертной оценки были получены следующие результаты.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки первой группы на начало исследования

Имя испытуемого Эксперт №1 Эксперт №2 Эксперт №3 Средний балл
ДЛИНА ШАГА
Андрей       5,33
Евгений       6,67
Георгий       5,33
Алексей       3,67
Никита       4,0
Александр       5,0
Виктория       4,67
Екатерина       5,33
Полина       5,0
РАБОТА?????? РУК
Андрей       6,0
Евгений       7,67
Георгий       7,67
Алексей       3,67
Никита       3,33
Александр       4,0
Виктория       3,67
Екатерина       3,33
Полина       5,33
ПОДЪЕМ БЕДРА
Андрей       4,0
Евгений       5,33
Георгий       4,33
Алексей       2,67
Никита       3,33
Александр       4,33
Виктория       4,67
Екатерина       4,33
Полина       5,67
ЧАСТОТА ШАГОВ
Андрей       4,67
Евгений       5,33
Георгий       6,33
Алексей       2,67
Никита       3,0
Александр       3,67
Виктория       3,0
Екатерина       4,67
Полина       4,0
ПОСТАНОВКА СТОПЫ
Андрей       4,0
Евгений       4,67
Георгий       4,67
Алексей       2,67
Никита       2,33
Александр       3,33
Виктория       3,67
Екатерина       4,67
Полина       4,33
ПОЛОЖЕНИЕ ТУЛОВИЩА
Андрей       5,67
Евгений       6,67
Георгий       7,0
Алексей       4,33
Никита       4,33
Александр       4,67
Виктория       3,33
Екатерина       3,67
Полина       5,0
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ
АНДРЕЙ=29,67
ЕВГЕНИЙ=36,34
ГЕОРГИЙ=35,33
АЛЕКСЕЙ=19,68
НИКИТА=20,32
АЛЕКСАНДР=25,0
ВИКТОРИЯ=23,01
ЕКАТЕРИНА=26,0
ПОЛИНА=29,33
СРЕДНЯЯ СУММА БАЛЛОВ=27,19

 

Вторая группа в формировании техники бега не использовала в полном объеме информационные технологии. Их результаты на начало исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты экспертной оценки второй группы на начало исследования

Имя испытуемого Эксперт №1 Эксперт №2 Эксперт №3 Средний балл
ДЛИНА ШАГА
Даниил       5,67
Максим       3,33
Александр       4,33
Вадим       3,67
Михаил       4,33
Олег       4,33
Кристина       6,67
Елизавета       6,0
РАБОТА?????? РУК
Даниил       5,67
Максим       4,67
Александр       3,67
Вадим       4,0
Михаил       3,0
Олег       3,33
Кристина       5,33
Елизавета       5,67
ПОДЪЕМ БЕДРА
Даниил       6,33
Максим       3,67
Александр       4,33
Вадим       3,33
Михаил       3,33
Олег       3,67
Кристина       6,67
Елизавета       5,67
ЧАСТОТА ШАГОВ
Даниил       4,0
Максим       4,0
Александр       4,33
Вадим       3,67
Михаил       3,33
Олег       4,33
Кристина       6,0
Елизавета       5,33
ПОСТАНОВКА СТОПЫ
Даниил       6,33
Максим       3,67
Александр       3,67
Вадим       3,33
Михаил       2,0
Олег       3,67
Кристина       6,33
Елизавета       5,67
ПОЛОЖЕНИЕ ТУЛОВИЩА
Даниил       6,33
Максим       4,0
Александр       4,67
Вадим       4,0
Михаил       2,67
Олег       3,67
Кристина       6,0
Елизавета       5,67
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ
ДАНИИЛ=34,33
МАКСИМ=23,34
АЛЕКСАНДР=25,0
ВАДИМ=22,0
МИХАИЛ=18,66
ОЛЕГ=23,0
КРИСТИНА=37,0
ЕЛИЗАВЕТА=34,01
СРЕДНЯЯ СУММА БАЛЛОВ=27,17

 

Рис.???. Сравнительная характеристики первой и второй группы до начала педагогического исследования.

  Результаты и их ранги ΣR T P
P1, n=9   19,68 20,32     23,01       29,33 29,67     35,33 36,34        
P2, n=8 18,66           23,34         34,01 34,33            
Rp1               8,5                 83,5    
Rp2               8,5                 69,5 69,5 >

T=69,5 > T 0,05 = 51=> p > 0,05

Рассмотрим один из критериев оценки подробнее – это подъем бедра. Мы исследовали расстояние отклонения подъема бедра от требуемой величины на начало исследования в обеих группах. Для этого использовали видеозапись на планшет каждого спортсмена обеих групп. Результат представлен в таблице???

Таблица????

Показатели отклонения подъема бедра от требуемой

у спортсменов в начале исследования

 

Группа № 1 Отклонение (см.)   Группа № 2 Отклонение (см.)
Паша 5,6   Степан 5,9
Петя 4,8   Костя 4,2
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средний показатель ????   Средний показатель ????

 

 

Как видим в одной из важных фаз техники бега – подъеме бедра. спортсмены не выполняют требования, у первой группы этот показатель составил???? см. у второй группы -???? см.

В конце исследования мы вновь провели исследование этого показателя. результаты представлены в таблице?????.

 

 

Таблица????

Показатели отклонения подъема бедра от требуемой

у спортсменов в конце исследования

 

Группа № 1 Отклонение (см.)   Группа № 2 Отклонение (см.)
Паша 5,6   Степан 5,9
Петя 4,8   Костя 4,2
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средний показатель ????   Средний показатель ????

 

Как видим, ………………………….

 

 

После внедрения методики использования информационных технологий в процесс технической подготовки спринтеров ОДЮСШ ЛВС г. Южно-Сахалинска проведена вторичная экспертная оценка технической подготовленности легкоатлетов на короткую дистанцию. В Таблице 4 представлены результаты экспертной оценки по окончанию исследования.

 

Таблица 3

Результаты экспертной оценки по окончанию исследования

Имя испытуемого Эксперт №1 Эксперт №2 Эксперт №3 Средний балл
ДЛИНА ШАГА
Павел       6,67
Никита       5,33
Максим       7,0
Алексей       6,67
Максим       6,0
Денис       6,33
Владимир       5,67
Роман       5,0
РАБОТА РУК
Павел       7,67
Никита       8,0
Максим       7,33
Алексей       6,0
Максим       5,33
Денис       7,33
Владимир       6,0
Роман       6,67
ПОДЪЕМ БЕДРА
Павел       6,67
Никита       5,67
Максим       8,0
Алексей       7,33
Максим       6,33
Денис       6,67
Владимир       6,67
Роман       6,67
ЧАСТОТА ШАГОВ
Павел       7,67
Никита       8,0
Максим       7,67
Алексей       5,0
Максим       4,0
Денис       5,0
Владимир       4,33
Роман       5,33
ПОСТАНОВКА СТОПЫ
Павел       6,67
Никита       7,67
Максим       7,67
Алексей       6,67
Максим       5,0
Денис       6,67
Владимир    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: