ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Специальность
География со специализацией
«Туризм, экскурсионное дело и экологический туризм»
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородского государственного педагогического университета
Введение в туризм: учебно-методический комплекс / Авт.-сост. А.Е. Асташин. – Н.Новгород: НГПУ, 2010, 65 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в туризм» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020401 – География со специализацией «Туризм, экскурсионное дело, экологический туризм и составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс включает учебную программу дисциплины и методические рекомендации по её реализации в практике подготовки специалиста-географа.
Автор-составитель: кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры физической географии и геоэкологического образования А.Е. Асташин
Рецензент: кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологического образования С.А. Соткина
Ответственный за выпуск: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической географии и геоэкологического образования Н.Ф. Винокурова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 4
Часть I. Учебная программа дисциплины «Введение в туризм». 5
1.1. Пояснительная записка. 5
1.2. Объём дисциплины и виды учебной работы.. 6
1.3. Тематический план. 7
1.4. Содержание тем дисциплины.. 9
1.5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины.. 14
Часть II. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Введение в туризм». 19
2.1. Аудиторные занятия. 19
2.2. Самостоятельная работа студентов. 26
2.3. Тематика выпускных квалификационных работ. 31
2.4. Оценка результатов усвоения программного материала. 32
2.5. Глоссарий. 48
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в туризм» предназначен для студентов, обучающихся по специальности: 020401 – География со специализацией «Туризм, экскурсионное дело, экологический туризм». В соответствии с основными образовательными программами подготовки специалиста-географа дисциплина относится к циклу специальных дисциплин федерального компонента учебного плана.
Учебно-методический комплекс включает учебную программу по дисциплине «Введение в туризм» и методические рекомендации по организации её изучения. Содержание учебной программы дисциплины полностью согласуется с базовыми дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В качестве базового рекомендуется учебник В.А. Квартальнова «Туризм» (М.: Финансы и статистика, 2007).
Методические рекомендации содержат комплекс аудиторных и внеаудиторных форм и методов изучения содержания дисциплины; материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний; аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ) для оценки остаточных знаний студентов; тематику курсовых и выпускных квалификационных работ; глоссарий.
ЧАСТЬ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Введение в туризм» является первым курсом, изучаемым в рамках дополнительной туристской специализации. В рамках изучения данного курса формируется базовый терминологический аппарат, закладываются начальные знания в области туризма и самых крупных его типов – познавательного, спортивного, экологического и пр. Изучаются основные экономические и социально-политические закономерности и механизмы туристской деятельности, и вопросы организации и интенсификации туристского бизнеса. Курс является первой ступенью в изучении таких дисциплин, как география туризма, рекреационная география, экскурсионное дело, экологический туризм и др., то есть важнейшим элементом системы знаний, необходимых специалисту, которому предстоит работать в туризме.
Цель дисциплины: формирование системы базовых знаний о сущности и особенностях туристской деятельности.
Задачи:
1. Овладеть туристской терминологией.
2. Рассмотреть основные типы туризма и их особенности.
3. Проанализировать основные экономические закономерности, действующие на туристском рынке.
4. Установить специфику, динамику, современное состояние и перспективы развития туризма в мире, России и её регионах (на примере Нижегородской области).
Основные требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате освоения содержания дисциплины «Введение в туризм» студенты должны
иметь представление:
- об основных вехах развития туризма и людях, сыгравших ключевую роль на переломных этапах эволюции туристской деятельности;
- о сути основных понятий, используемых в туризме;
- о многообразии типов туризма, сходствах и различиях между ними;
- об особенностях структуры и функционирования туристской инфраструктуры;
- о характере влияния туризма на экономику государства и его регионов;
- об основных экономических закономерностях туристской деятельности;
- о проблемах и перспективах развития туризма в Росси и её регионах (на примере Нижегородской области);
понимать:
- причины смены концепций в туризме на разных этапах его развития;
- причины многообразия типов, видов и форм туризма;
- экономические закономерности туристского рынка;
- причины, обусловившие современное состояние туризма в России и её регионах;
знать:
- выдающихся путешественников и исследователей, оставивших значительный след в открытии и изучении новых территорий;
- определения основных терминов, использующихся в туризме;
- основные законы, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие развитие туризма в России и в мире;
- основные особенности наиболее значимых типов туризма;
- механизмы функционирования туристского рынка;
- основные аспекты туристской мотивации;
- главные черты туристской деятельности в мире, России и её регионах (на примере Нижегородской области);
уметь:
- оценивать влияние социально-экономических процессов в обществе на развитие туризма;
- анализировать перспективы развития того или иного типа туризма на рассматриваемой территории исходя из объёма и качества туристских ресурсов и социально-экономической обстановки в рассматриваемом регионе и в мире;
- прогнозировать результаты и последствия развития туризма в регионе;
- выявлять и объяснять основные закономерности осуществления туристского маркетинга исходя из специфики региона;
- устанавливать и объяснять основные особенности туристской мотивации в целом и на примере конкретного государства и региона;
- осуществлять оценку современного состояния, проблем и перспектив развития туристской деятельности в государстве или регионе.