По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки.




Тема: «М.И.Цветаева. Этапы жизни и творчества. Своеобразие поэтического стиля»

 

Моим стихам, написанным так рано… настанет свой черёд.

М. Цветаева.

 

М.И.Цветаева. Что вы знаете об этом человеке? Что вам вспоминается, когда слышите её имя?

Каждый поэт обретён на «свой жестокий век», и как бы приглушённо ни звучал его голос, «не страшась, не требуя венца», он не может высказать своей правды.

Поэт не может, в страхе обхватив голову руками и слыша лишь удары собственного сердца, которые кажутся ему топотом погони, бежать, как пушкинский Евгений.

Наше давнее прошлое не хотело давать Поэту права на единственный способ утвердить собственное достоинство – сказать правду.

Поэты должны были следовать единственной, свыше утверждённой правде, или втискивать свою правду в дозволенные рамки. Это была трагедия целого поэтического поколения.

Поэты расплачивались за правду не только кровью, тюрьмами, лагерями, ссылками, но долгим молчанием – им запрещали говорить правду читателям.

Поверим, что то время ушло безвозвратно. Но чтобы эти времена действительно ушли, мы должны о них знать и помнить. Как сказал А. Жигулин, «не надо бояться памяти». Но чтобы сказать о своём времени правду, нужен дар говорить её, дар Поэта. И таким даром обладали многие поэты, чьи имена возвратились к нам. Это А. Ахматова, Н. Гумилёв,

Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева.

Сегодня вы познакомитесь с жизнью, творчеством, личностью М.И.Цветаевой, узнаете о нелёгкой судьбе поэта, о своеобразии её творческого стиля.

 

Словарная работа.

Эссе – литературный очерк;

Эол – бог ветра;

Аура – слабый ветерок;

Дисгармония – несозвучность;

Диллема – выбор, вариант;

Филистерство – пошлость, мещанство;

Фимиам – льстивое восхваление.

 

По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки.

 

М.И.Цветаева родилась в ____________.Детство ее прошло в ___________. Стихи начала писать с_____ лет. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ________________________. Находясь в гостях в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________.В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга стихотворений "________________". В ____ году родилась дочь ___________. В1913 году выходит 3 сборник "_______________". В ____ году родилась вторая дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В 19___году уезжает за границу. В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ рождение сына _________. С 19___ по 19____ жила в Париже. В19____ггоду возвращается на Родину. В 19 ___г. ушла из жизни в городе _________.

Основные темы лирики Цветаевой:

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

 

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду – вечно».(Марина Цветаева. «Слово о Бальмонте»)

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

 

Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей имени А.С. Пушкина).

 

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

От матери – музыкальность, особый дар воспринимать музыку через звук. Эта музыкальность сказалась в её стихах.

 

И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.

Полночь, листопад, рябина, пылающая и горькая – навсегда вошла в геральдику её поэзии. Она (рябина) стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством.

Чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка.

М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке: «Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

 

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

 

Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: «Старшая все холит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?» Сама Марина Ивановна скажет о себе: «Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти». М. Цветаева была очень образованым человеком, одарённым. С 6-ти лет писала стихи на русском, французском, немецких языках.

 

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, единица большая потеря!

Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница:

Разве учитель узнает, какая

Боль - единица?

 

После безвременной кончины матери в 1900 году (Марине тогда было лишь 8 лет) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском.

«Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, «быть самой собо,» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

 

В 16 лет М. Цветаева закончила гимназию и уехала в Париж, чтобы продолжить образование по специальности старофранцузская литература.

 

В 18 лет (1910 год) – авторский сборник стихов «Вечерний альбом». Стихи записывались в альбом – это было в традиции всех русских барышень 19 века, записывались вечерами под свет керосиновой лампы.

Ранние стихи отличались от стихов сверстниц:

ничего не выдумывала;

никому не подражала.

Оценили её стихи: М. Волошин, В. Брюсов, Н. Гумилёв.

Их оценки были возвышенными, но она их оправдала.

 

В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

 

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как рудник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)

Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник:

Ты вспомнишь все:

Ты сдержишь крик:

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

 

Какой тогда была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы,

бледное лицо, и глаза: глаза зеленые, цвета винограда.

 

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые -

Крестьянские глаза.

 

Черты лица были очень точными и четкими, голос высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите, я вам прочту стихи?»

 

Стихи и прозу Цветаева читала на вечерах обычно по тетрадке, близко поднесенной к близоруким глазам, - очков Марина Ивановна упорно не признавала. Удивительно прямоспинная: Она старалась к таким вечерам принарядиться. Особенно любила серебряные браслеты, кольца, ожерелья.

 

Цветаева считала, что всякий лирик уже в раннем периоде творчества непременно являет себя в какой-нибудь строфе, «которая могла бы стать эпиграфом ко всему творчеству, формулой всей его жизни». В «Вечернем альбоме» к такой роли подходит стихотворение «Молитва», написанное Мариной 26 сентября 1909 года, в день, когда ей исполнилось семнадцать лет.

 

Христос и Бог! Я жду чуда!

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок!»

Ты сам мне подал - слишком много,

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень:

Чтоб был легендой день - вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!

 

Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет -

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя:

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились:

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли:

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

 

И эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.

Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых». Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. В 1913 году родилась дочь Ариадна (Аля) – из мифологии. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина

 

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

 

Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь.:И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.

 

Не менее сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой, мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» было ее любимым. У неё есть очерк «Мой Пушкин». Любимому поэту посвятила Марина цикл «Стихи к Пушкину».

 

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям -

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно-архи -

Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.

 

Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Марина пронесла через всю свою жизнь.

 

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу надвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок

 

Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния.

 

Рас - стояние: версты, мили:

Нас рас - ставили, рас - садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали:

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий:

Не рассорили - рассорили,

Расслоили:

Стена да ров.

Расселили нас как орлов -

Заговорщиков: версты, дали:

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт

 

В 1914 году началась первая мировая война. С.Эфрон, студент первого курса Московского университета, отправился на фронт с санитарным поездом, курсировавшем от Москвы до Белотока и обратно. В 1917 году у Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина. Девочка умерла в 1919 году от малярии и истощения.

В 1918 году С.Эфрон вступил в армию Корнилова, потом Врангеля. После разгрома уехал в Турцию. 4 года Цветаева ничего не знала о муже, не видела его..

Годы гражданской войны стали для Цветаевой страшными годами нужды. Голода. Холода, быт отнимал все силы.

В конце 1921 года И.Эренбург поехал за границу. По просьбе Марины он сумел узнать, что муж жив, находится в Праге. Эренбург сообщил об этом Цветаевой, она воспрянула духом, начала хлопотать о заграничном паспорте.

В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. С 1922 по 1925 годы живёт в Праге. В 1925 году родился сын Георгий. В 1925 году семья переезжает в Париж, где будут жить в течение 10 лет

 

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. «Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,» - писала Марина Цветаева. Она оказалась в полном одиночестве за границей. Много и плодотворно работала, последняя книга её вышла в 1928 году.

Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение «Тоска по родине»:

 

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк лом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина:

 

В эти же годы Марина писала: «Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде «стража беспечности» - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам…»

«У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: «Можно ли?» Я здесь никому не нужна».

 

Наступило разочарование об эмиграции, о белом движении. По иному они смотрят с мужем на события в России. Сомнения, переживания приводят к мысли о возвращении в Россию. Она окончательно решает вернуться на родину. Муж и дочь вернулись в Россию раньше неё – в 1937 году, М. Цветаева вернулась в 1939 году, где она делает последний выбор – роковой.

Последние годы жизни М. Цветаевой, причины смерти.

В 1939 году арестовали мужа и дочь. Мужа расстреляли в 1941 году – она не знала.

Дочь провела в сталинских лагерях и ссылке 16 лет (умерла в 1975 году).

Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила.

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

 

О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить.

С волками площадей

Отказываюсь - выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть -

Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Умных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один - отказ.

 

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез.

Во время войны Цветаева уезжает в небольшой город Татарии – Елабугу. 31 августа 1941 года покончила с собой. Могила её затерялась… Сын погиб на фронте в Белоруссии в 1944 году.

 

Прочтите стихотворение В. Сумбатов «Памяти М. Цветаевой», попробуйте объяснить причины самоубийства поэта.

 

Одна, ни с чем не схожая,

Несхожая, горда,

Дорогою прохожею

Ни шла ты никогда.

Ты видела и слышала

По-своему всегда.

Своим узором вышила

Пролётные года.

К урокам равнодушная

И в дружестве трудна.

Одной себе послушная

Осталась ты одна.

И не стерпев изгнания,

Домой вернулась вдруг,

Но там нашла страдания

Верёвку, стул, да крюк.

И в петле непреклонная

Склонилась голова.

И смолкли самозваные

Ударные слова…

 

Причины смерти М.И.Цветаевой:

сестра находилась два года в тюрьме;

муж расстрелян, дочь арестована;

в Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;

делала переводы – их не печатали;

заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.

ни родных, ни работы, ни средств к существованию…

 

Трагически завершается жизненный путь М. Цветаевой, но поэзия её не умирает, она продолжает жить.

Исполнилось пророчество Цветаевой: «моим стихам настанет свой черёд».

Сейчас её стихи занимают высокое место в истории поэзии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: