Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность.
Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и
перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И,
наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что
отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его
жизненных ценностей и ориентации.
Констатация благоприятного или неблагоприятного отношения к профессии дает
хороший повод для обдумывания того, как сформировать, закрепить н развить
любовь к профессии, как перестроить и изменить негативное отношение к ней.
Значит, надо выявлять характеристики педагога, которые лежат в основе
отношения к профессии, определяют его, зачастую оставаясь невидимыми. Речь
идет о системе таких взаимосвязанных характеристик молодого учителя, как его
позиция, ориентация и мотивация. Если искать истоки того или иного
отношения, необходимо углубляться в анализ жизненной позиции, обнаруживать
ее целостность в системе ориентации и видеть возможности ее (позиции)
изменчивости, динамики в развитии мотивации.
Формирование системы ориентации и на ее основе профессиональной позиции
стабилизирует профессиональный выбор молодого учителя. Однако стабилизация
эта относительная, поскольку каждая значимая ситуация деятельности
активизирует новые мотивы, приводит в движение всю мотивационную цепочку, на
что в конце концов “реагирует” и позиция педагога в целом. Изменчивость,
подвижность – характеристики, объективно присущие как профессиональной
мотивации, так и позиции педагога. Однако пределы их возможных превращений
определяются основным ценностно-ориентационным “костяком”; ломка ведущих
ценностных ориентаций означает, как правило, драматические коллизии для
личности, в том числе и в процессе профессионального становления.
В профессиональном поведении, как в человеческом поведении вообще,
зависимость действий человека от социальной ситуации предполагает
“внутренний момент самоопределения, верности себе”. Процесс
профессионального становления личности мы рассматриваем прежде всего как
сознательную деятельность индивида, берущего на себя ответственность
выполнять социальные функции профессии, и не только те, которые направлены на
объективные сферы и предметы, но и те, что позволяют представить себе
“механизм внутренней сознательной деятельности, его духовно-волевую
организацию и нравственную природу”.
Человек, ориентированный на профессию, любящий свое дело и впитавший “дух”
современной школы, скорее окажется способным “властвовать собой” в любых,
пусть даже и сложных, воспитательных ситуациях. Он “ищет и находит все новые
и новые побуждения”. Молодые учителя, охотно принимающиеся за дело, во всех
ситуациях ищут подтверждения тому, что это дело интересное, нужное,
полезное. Развитие их позиции связано с укреплением положительных
побуждений. Если творческий путь начинается с ноты недовольства, всякая
ситуация затруднения отправляется в копилку отрицательных аргументов.
Индифферентное отношение к профессии также сказывается на восприятии
ситуации деятельности. В этих случаях говорят: “Не умею”, в то время как надо
было бы признаться: “Не хочу”.
Отношение к профессии – отнюдь не умозрительная категория. Это внутренний
катализатор внешних воздействий и вместе с тем мера личной ответственности
учителя за принимаемые решения. Именно в этом втором значении отношение и
выступает регулятором профессионального поведения. Как писал С. Л.
Рубинштейн, “только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,
отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним
воздействиям”. Динамика мотивации в режиме саморегуляции (когда сам человек
ищет подтверждение правильности своей позиции и осуществляет избирательную
деятельность) и в режиме “только внешней детерминации” (когда те или иные
действия предпринимаются как прямое исполнение нормы) принципиально отличны.
За ними стоят разные стили профессионального поведения, и в конечном счете
разные личности воспитателей. Поэтому кажется обоснованным выявить
“личностные, психологические условия... формирования должного отношения и
оценочных критериев”.
Мотивы выбора Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический вуз, статьучителем – начальный этап длительного процесса профессиональногосамоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Нодаже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехойжизненного пути.Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобногорешения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, всеосновные ожидания – и не только самого молодого человека, но и его близких,родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа.Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на еговыбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж вколлективе сверстников, и традиции семьи, – в конечном счете это он самделает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление впедагогический вуз связывается именно с этой профессией) ничем не отличаетсяот любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают всепревратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожаетразочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевинойучительской профессии является воспитание, передача другим не только знанийпо предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делаетвыбор особенно ответственным, а роль – необычной.Выбор учительской профессии – сознательный акт социальной саморегуляции. Какон осуществляется?Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности,желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, какуже говорилось, если объективное значение и цели профессиональнойдеятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить опредрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора.Определить эту предрасположенность позволяют мотивы выбора профессии.Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передатьсвой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другимлюдям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения смолодежью, можно говорить о мотивационной предрасположенности к профессиипедагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты целидеятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей иразочарований в будущем.Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников среднейшколы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа.В последнее время среди выпускников средней школы почти нет ярких различий воценке профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа”(М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по еестатусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающимстановится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что средиразных групп – абитуриентов, студентов, молодых специалистов – шкалапрестижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия всоциальной позиции представителей разных профессиональных группнесущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности.Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительскойдеятельности, не придают им значения, потому что в их восприятиидействительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость трудавоспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовностипреодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людейпривлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольшийвес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога.Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессииучителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузовпротивопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальнуюроль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя оченьсложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя иврача – самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугаютбудущие трудности” (студенты I курса Гродненского университета).Мотивы, связанные с осмыслением профессии как общественного блага исоциальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора ипоследующее профессиональное самоопределение. Почти 60% из тех, кто назвалэти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии нетолько не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбораНо даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляютсясомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию,учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение впрофессии – процесс не простой. Естественно, что определенная частьучителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. Ивсе же тенденция такова: чем выше уровень социально-профессиональныхожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественнымтрудностям в процессе профессионального самоутверждения, тем надежнеезакрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутыеуспехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора.Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективныепредпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активныепобуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не простореагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды,общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именномотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся унее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит“кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?В последнее время отмечается, что для выпускников средней школы основойпривлекательности конкретных видов труда являются более общие представления осфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках даннойсферы, так что у многих абитуриентов имеется как бы “запасной вариант”.Особенно ярко это проявляется в позиции абитуриентов университетов. Среди нихнемало молодых людей, которые, трезво оценивая ситуацию и свои возможности,понимают, что в будущем они могут стать учителями, хотя наиболеепривлекательной остается, например, деятельность научного работника. И этабудущая перспектива их не пугает, не отталкивает и учитывается уже привыборе высшего учебного заведения. Чтобы не считать выбор педагогическоговуза своего рода “уступкой”, необходимо учесть большие исследовательскиевозможности педагогической деятельности. Правда, статус учителя-исследователяеще не вполне определен, как и не ясны перспективы его научного роста.Наиболее общей по отношению к педагогической деятельности областью интересови активности личности является сфера гуманитарного труда. Замечено, чтогуманитарная направленность потенциально содержит большие возможности дляформирования предрасположенности к профессии учителя. Интерес к человеку,формированию его личности, желание работать с людьми – непременные условияуспешного развития педагогической деятельности. В то же время и стремление ксаморазвитию, самосовершенствованию, характерное для гуманитариев, такжеможет служить воспитательным целям. По данным Н. А. Беляевой, наиболеевысокую оценку профессии учителя дают учащиеся, предпочитающие гуманитарныесферы деятельности и имеющие высокую успеваемость по предметам именно этогоцикла. Как показали интервью с молодыми людьми, избравшими профессию учителя,85,7% из 112 проинтервьюированных отмечают среди любимых предметов в школегуманитарные предметы. Сходное явление наблюдается в том случае, когдаопрошенные отмечают влияние на выбор профессии любимого учителя. При этомдалеко не всегда “наследуется” специализация этого учителя как предметника.Материалы интервью, бесед с молодежью и преподавателями вузов убеждают втом, что часть молодых людей, проявивших глубокий интерес к педагогическойпрофессии, стремятся скорее реализовать в деятельности свои воспитательныецели и нравственные идеалы, чем обучение предмету. Не случайно некоторыеабитуриенты затрудняются в выборе факультета: “Я всегда мечтала бытьучителем, не представляла себя вне школы. Мы долго с моей учительницейвыбирали факультет. Сначала думала идти на математический, как и она, а потомрешила; лучше на естественный”. “Жалею, что пошла на биологию, надо былокончать географический, ребятам интереснее”, – говорит молодая учительница.Это явление вызывает серьезное беспокойство, например, и у преподавателейТаллинского пединститута. С одной стороны, казалось бы, интерес квоспитанию, целенаправленному общению с молодежью – важный компонентпедагогического призвания, а с другой – опасна “беспредметность” общения,потенциально приводящая к снижению общего эффекта преподавательской работы.Вместе с тем интерес главным образом к предмету столь же характерен длямногих абитуриентов. На изучение определенной научной дисциплины особенноориентированы мужчины.То же самое относится и к мотиву, связанному со стремлением ксамосовершенствованию. Этот мотив свидетельствует о сознательном выборе в томслучае, когда он также “педагогически окрашен”.Нередко познавательный мотив в ситуации выбора профессии учителярассматривают как “мотив-антипод”, “мотив-антагонист” истинно педагогическиммотивам. На наш взгляд, важно подчеркнуть, на каком фоне выступают этимотивы, каково их место в иерархии мотивов, побуждающих человека приобщатьсяк педагогической деятельности.Понятие “благоприятной ситуации выбора” тесно связано с оценкой перспективыпоследующей деятельности. И здесь важно было бы измерить побудительную силукак познавательного, так и воспитательного мотива. Опыт показывает, что людис сильным влечением к познанию обладают нередко высоким чувствомответственности перед образованием вообще, информацией в частности истремлением к интеллектуальному общению. Быть может, не сразу, а постепенноиз таких людей формируются хорошие профессионалы, умеющие учить других иформировать в них свойственное им самим отношение к знаниям как к духовной икультурной ценности. Таким образом, потенциально в мотиве “интересуетпредмет” заложены возможности дальнейшего саморазвития при условии, что этотмотив достаточно силен и в нем представлены действительно значимые дляличности моменты. Вместе с тем человек, первоначально ориентированный на“чистое” общение, непременно почувствует, что общаться с учащимисяневозможно, если отсутствует предмет (содержание) общения. Интерес копределенной стороне человеческого опыта, запечатленного в конкретномзнании, а в ряде случаев в интегральных, синтезированных знаниях, можетвозникнуть уже в ходе профессионального самоутверждения. Можно привестимножество примеров, когда из тех, кто с трудом выбирал факультет, вырослитворческие люди, создатели интересных “межпредметных” курсов, лекториев,научно-практических кружков и т. д.Таким образом, придавая большое значение мотиву выбора как стартовойхарактеристике, необходимо видеть как ретроспективу, (историю) данноговыбора, так и его перспективу, т. е. прогнозировать возможное развитие.Психологическая “самодиагностика” на стадии выбора – проблема весьмасерьезная: лучшие стремления подчас действительно разбиваются об отсутствиепсихологической выносливости, хотя первоначальные базовые мотивы иблагоприятное отношение к профессии остаются.Однако нередко решение стать учителем, поступить в педагогический вуз ссамого начала мотивационно не оправдано. Оно вызвано или случайным стечениемобстоятельств, или ситуативными соображениями. Один из лучших студентов-физиков Владимирского пединститута рассказывал: “Я не мог уехать из города.У меня очень больная мама. Я знаю, что быть учителем – не для меня. А что жеделать? Пошел учиться в пединститут. Выбора не было”. Подобный выбор явлениенередкое.В то же время большое число педагогических вузов, их многопрофильностьпозволяют сделать выбор людям с разной направленностью интересов. Большуюроль при этом играет и то, что еще недостаточное распространение получилапрофориентационная работа среди молодежи. Желание получить высшее образованиеи высокую квалификацию, накладываясь на незнание особенностей и спецификиразных профессий, а в ряде случаев вообще на ограниченное представление осамом “веере профессий”, приводит к случайному, ситуативному выбору.Ситуативный выбор не означает, что впоследствии не сформируется социальноценная и личностно значимая мотивация. Случайные обстоятельства не фатальны,точно так же, как и наличие высокой мотивации выбора не есть гарантиябесконфликтного пути профессионального становления.